Определение Экономического Суда СНГ от 14 октября 1999 г. N 01-1/5-98
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда КаженоваА.Б.;
судей Экономического Суда: Апостола Д.Д., Вылкова И.К., Запольского С.В., Керимбаевой А.Ш., Мирошник В.И., Сарсенбаева А.О., Симоняна Г.В., Толибова X.,
заслушав судью-докладчика Запольского С.В., Генерального советника Экономического Суда Пронину М.Г. об официальном разъяснении в связи с обращением Министерства обороны Республики Беларусь решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1999 года N 01-1/5-98 о толковании, установил:
Решением от 15 апреля 1999 года Экономическим Судом Содружества Независимых Государств по запросу Совета Министров обороны Содружества Независимых Государств дано толкование статьи 1 Соглашения между государствами-участниками Содружества о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года в части порядка оплаты расходов на поездку военнослужащих в отпуск из одного государства-участника Содружества Независимых Государств в другое государство-участник, состоящее в следующем:
1. Указанная норма Соглашения содержит договорное условие, согласно которому для лиц, состоявших на день подписания Соглашения - 14 февраля 1992 года на военной службе, а также членов их семей продолжают действовать нормы законодательства бывшего Союза ССР в части возмещения затрат на проезд к месту проведения отпуска и обратно в пределах территории бывшего Союза ССР. Эти же правила действуют и тогда, когда акт национального законодательства государства-участника Содружества не предусматривает порядка возмещения расходов по проезду указанной категории военнослужащих, а также членов их семей в отпуск по территории бывшего Союза ССР.
2. Государства-участники Соглашения вправе в национальных законодательных актах устанавливать порядок возмещения расходов военнослужащих и членов их семей по проезду к месту проведения отпуска аналогичный правилам законодательства бывшего Союза ССР в отношении военнослужащих, поступивших на военную службу после 14 февраля 1992 года.
Министерство обороны Республики Беларусь в своем обращении в Экономический Суд просит разъяснить, должны ли возмещаться расходы по проезду в отпуск гражданину, состоявшему на военной службе 14 февраля 1992 года, впоследствии уволенному с военной службы и затем вновь поступившему на военную службу. Ввиду отсутствия в решении Экономического Суда от 15 апреля 1992 года прямого ответа на поставленный вопрос Экономический Суд счел необходимым дать по собственной инициативе официальное разъяснение указанного решения.
Экономический Суд констатирует, что национальное законодательство государств-участников Соглашения от 14 февраля 1992 года связывает приобретение гражданином статуса (прав, обязанностей, ответственности) военнослужащего с началом военной службы и утрату его с окончанием этой службы (статья 2 Федерального Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 27 марта 1998 года, статья 2 Закона Республики Беларусь "О статусе военнослужащих" от 13 ноября 1992 года, статья 3 Закона Республики Кыргызстан "О статусе военнослужащих" от 1 июля 1992 года в редакции Закона от 12 января 1994 года и акты законодательства других государств-участников Содружества Независимых Государств по военной службе).
Указывая в решении от 15 апреля 1999 года о праве гражданина, имевшего статус военнослужащего на день подписания Соглашения - 14 февраля 1992 года, на оплату проезда в отпуск по территории государств Содружества, Экономический Суд исходил из того, что это право сохраняется за военнослужащим в течение последующего его непрерывного пребывания на военной службе. Основанием указанной льготы является пролонгирование Соглашением от 14 февраля 1992 года действия Положения о льготах военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, в отношении лиц, которые продолжают находиться на военной службе после подписания Соглашения до увольнения в запас или отставку.
Исходя из целей Соглашения от 14 февраля 1992 года, обстоятельств, обусловивших его принятие, а также анализа содержащихся в нем положений, Экономический Суд в своем решении от 15 апреля 1999 года также констатировал, что при определении "уровня прав и льгот", которые должны быть сохранены в национальном законодательстве за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей, должен быть применен в качестве общего принципа территориальный критерий. Вопрос о предоставлении дополнительных прав, гарантий и компенсаций в связи с прошлой службой гражданина в Вооруженных Силах СССР решается посредством заключения международного соглашения.
Увольнение с военной службы в запас или отставку означает утрату гражданином статуса военнослужащего, а вместе с этим - и утрату права на дополнительную льготу, вытекающую из Соглашения от 14 февраля 1992 года (оплату проезда в отпуск и обратно по территории государств Содружества). При повторном поступлении на военную службу гражданин вновь приобретает статус военнослужащего, содержание которого определено законодательством соответствующего государства-участника, действующим в момент повторного поступления на военную службу.
Оплата проезда по территории государств Содружества к местам использования отпуска и обратно должна предоставляться военнослужащему, уволенному в запас или отставку и вновь зачисленному на военную службу, только тогда, когда это предусмотрено национальным законодательством.
С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 149 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд определил:
Основываясь на смысле и содержании решения Экономического Суда от 15 апреля 1999 года N 01-1/5-98 дать следующее разъяснение:
1. Увольнение с военной службы лица, пользовавшегося в соответствии с Соглашением от 14 февраля 1992 года правом на оплату проезда в отпуск из одного государства-участника Содружества Независимых Государств в другое государство-участник, влечет прекращение действия указанной льготы.
2. Зачисление вновь на военную службу влечет приобретение гражданином статуса военнослужащего, содержание которого определено национальным законодательством государства, в котором он зачислен на такую службу. Соответственно оплата проезда его и членов его семьи по территории государств-участников Содружества Независимых Государств к месту проведения отпуска и обратно производится в порядке, предусмотренном национальным законодательством, а льгота, установленная Соглашением от 14 февраля 1992 года, на эту категорию военнослужащих не распространяется.
3. Копию определения направить Министерству обороны Республики Беларусь, государствам-участникам Содружества Независимых Государств, Совету Министров обороны Содружества Независимых Государств, Совету командующих Пограничными войсками, министерствам обороны государств-участников Содружества Независимых Государств, Исполнительному комитету Содружества Независимых Государств, а также для сведения в Экономический Совет Содружества Независимых Государств, Межпарламентскую Ассамблею государств-участников Содружества Независимых Государств.
Председатель |
А.Б.Каженов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Экономического Суда СНГ от 14 октября 1999 г. N 01-1/5-98
Текст определения опубликован в Сборнике решений Экономического Суда Содружества Независимых Государств (1994-2000 гг.), г. Минск 2000 г.