Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А.Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалоб АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика "Омская", установил:
1. Налог на добавленную стоимость, согласно пункту 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость", уплачивается ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц, в срок не позднее 20 числа следующего месяца. Вместе с тем пунктом 4 той же статьи Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога. В соответствии с этой нормой Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации была издана инструкция от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", подпунктом "а" пункта 30 которой предусмотрено, что организации (предприятия) со среднемесячными платежами более 10000 тыс. рублей (без учета деноминации) уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере одной трети суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующими пересчетами по сроку 20-го числа месяца, следующего за отчетным, исходя из фактических оборотов по реализации.
Как следует из жалоб АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика "Омская", за несоблюдение указанных требований налоговые органы привлекли эти организации к ответственности, начислив пеню за несвоевременную уплату декадных платежей. По мнению заявителей, примененный, таким образом, в их делах пункт 4 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не соответствует статье 57 Конституции Российской Федерации, в силу которой каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы, а потому налоговый период как существенный элемент налогообложения не может определяться ведомственным правовым актом.
2. Вопрос о конституционности законоположений, допускающих установление существенных элементов налогообложения не законом, а нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 18 февраля 1997 года по делу о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции", от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11(1) Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год"). Правовые основания, приведенные в этих постановлениях, а следовательно, и изложенные Конституционным Судом Российской Федерации правовые позиции носят общий характер и распространяются на все законы, принимаемые в сфере налогообложения.
Раскрывая нормативное содержание закрепленного в статье 57 Конституции Российской Федерации принципа законного установления обязательных платежей, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный принцип не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия; содержание этого акта также должно отвечать определенным требованиям, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий, по существу, конституционным принципам и отражающим их основным началам законодательства о налогах и сборах (пункт 5 мотивировочной части постановления от 23 декабря 1999 года). Федеральные налоги и сборы следует считать "законно установленными", если они установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, т.е. федеральным законом (пункт 3 мотивировочной части постановления от 18 февраля 1997 года). При этом налог может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства (пункт 3 мотивировочной части постановления от 11 ноября 1997 года).
Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 17), так же как и действовавший ранее Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (статья 11) относят к числу существенных элементов налогового обязательства и налоговый период.
Таким образом, пределы делегирования законодателем полномочий в налоговой сфере определяются Конституцией Российской Федерации. В соответствии с ее статьей 57 в пункте 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, с 1 января 1999 года, т.е. с даты введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, положение подпункта "а" пункта 30 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в части, касающейся уплаты подекадных платежей, как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации фактически утратило силу и не подлежит применению, равно как и положение пункта 4 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
3. Как следует из представленных материалов, арбитражные суды, куда АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика "Омская" обратились с исками о признании недействительными решений, принятых налоговыми органами, посчитали, что необходимость внесения ими подекадных платежей основана на пункте 4 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Тем самым в отношении заявителей было нарушено требование статьи 57 Конституции Российской Федерации. Однако их жалобы не могут быть приняты Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению, поскольку оспариваемое положение является по существу таким же, как положения, ранее признанные Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации в сохраняющих свою силу постановлениях, а потому для разрешения поставленного заявителями вопроса не требуется вынесения итогового решения в виде постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и частью третьей статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Содержащееся в пункте 4 статьи 8 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость" положение, предоставляющее Министерству финансов Российской Федерации право устанавливать налоговые периоды и сроки уплаты налога на добавленную стоимость, отличные от предусмотренных данным Законом, является по существу таким же, как положения, ранее признанные Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации в постановлениях, сохраняющих свою силу, и потому подлежит отмене в установленном порядке и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.
В соответствии с частью второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" дела АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика "Омская" подлежат пересмотру в обычном порядке.
2. Признать жалобы АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика "Омская" не подлежащими дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителями вопроса в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" не требуется вынесения предусмотренного его статьей 71 итогового решения в виде постановления.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно оспариваемой заявителями норме Минфину РФ предоставлено право устанавливать иные, чем в законе "О налоге на добавленную стоимость" налоговые периоды и сроки уплаты налога. В соответствии с этой нормой ГНС РФ по согласованию с Минфином была издана инструкция от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость". За несоблюдение требований этой инструкции налоговые органы привлекли заявителей к ответственности, начислив пеню за несвоевременную уплату платежей. По мнению заявителей, примененный в их делах пункт 4 статьи 8 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не соответствует статье 57 Конституции РФ, в силу которой каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы, а потому налоговый период как существенный элемент налогообложения не может определяться ведомственным правовым актом.
Конституционный Суд РФ указывает, что принцип законного установления обязательных платежей не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия. Федеральные налоги и сборы считаются "законно установленными", если они установлены федеральным законодательным органом в надлежащей форме, то есть федеральным законом. При этом налог может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства, в т.ч. и налогового периода.
С 1 января 1999 г. (с даты введения в действие ч. 1 НК РФ) положение оспариваемой нормы в части, касающейся уплаты подекадных платежей, фактически утратило силу как противоречащее НК РФ и не подлежит применению.
Таким образом, в отношении заявителей было нарушено требование ст. 57 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ определил, что содержащееся в оспариваемой норме положение, предоставляющее Минфину РФ право устанавливать налоговые периоды и сроки уплаты налога на добавленную стоимость, отличные от предусмотренных законом, подлежит отмене и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 258-О "По жалобам акционерного общества "Энергомаш" и открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"
Текст Определения опубликован в "Российской газете" от 15 февраля 2001 г. N 32-33, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 февраля 2001 г. N 6 ст. 606, в приложении к "Российской газете", 2001 г., N 9, в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 4, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 2