Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 258-О "По жалобам акционерного общества "Энергомаш" и открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно оспариваемой заявителями норме Минфину РФ предоставлено право устанавливать иные, чем в законе "О налоге на добавленную стоимость" налоговые периоды и сроки уплаты налога. В соответствии с этой нормой ГНС РФ по согласованию с Минфином была издана инструкция от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость". За несоблюдение требований этой инструкции налоговые органы привлекли заявителей к ответственности, начислив пеню за несвоевременную уплату платежей. По мнению заявителей, примененный в их делах пункт 4 статьи 8 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не соответствует статье 57 Конституции РФ, в силу которой каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы, а потому налоговый период как существенный элемент налогообложения не может определяться ведомственным правовым актом.

Конституционный Суд РФ указывает, что принцип законного установления обязательных платежей не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия. Федеральные налоги и сборы считаются "законно установленными", если они установлены федеральным законодательным органом в надлежащей форме, то есть федеральным законом. При этом налог может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства, в т.ч. и налогового периода.

С 1 января 1999 г. (с даты введения в действие ч. 1 НК РФ) положение оспариваемой нормы в части, касающейся уплаты подекадных платежей, фактически утратило силу как противоречащее НК РФ и не подлежит применению.

Таким образом, в отношении заявителей было нарушено требование ст. 57 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ определил, что содержащееся в оспариваемой норме положение, предоставляющее Минфину РФ право устанавливать налоговые периоды и сроки уплаты налога на добавленную стоимость, отличные от предусмотренных законом, подлежит отмене и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.



Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 258-О "По жалобам акционерного общества "Энергомаш" и открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"



Текст Определения опубликован в "Российской газете" от 15 февраля 2001 г. N 32-33, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 февраля 2001 г. N 6 ст. 606, в приложении к "Российской газете", 2001 г., N 9, в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 4, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 2