Письмо МНС РФ от 7 февраля 2001 г. N ВГ-6-02/115
В соответствии с приказом по Министерству Российской Федерации по налогам и сборам от 22.12.2000 N БГ-14-16/366дсп направляем Методические рекомендации по порядку проведения проверки правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы.
Приложение: на 6 листах.
Главный государственный |
В.В.Гусев |
Методические рекомендации
по порядку проведения проверок правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы
Содержание организацией объектов непроизводственной сферы предполагает наличие у нее обслуживающих производств (хозяйств), под которыми понимаются производства (хозяйства), деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данного предприятия.
В частности, организация может содержать на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань и т.п.); пошивочных и других мастерских бытового обслуживания; столовых и буфетов; детских дошкольных учреждений (садов, яслей); домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения, научно-исследовательских и конструкторских подразделений.
При этом данные производства могут выпускать товарную продукцию (производить работы, оказывать услуги), которая отпускается сторонним потребителям, в том числе и работникам предприятия, на возмездной основе.
Для обобщения информации о расходах на содержание непроизводственной сферы и затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами предприятия Инструкцией по применению плана счетов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденной приказом Минфина России от 01.11.91 N 56 (в редакции от 17.02.97) предназначен счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"* (при этом следует иметь в виду, что предприятием может использоваться любой иной специально выделенный для учета подобного рода затрат регистр (счет, субсчет) бухгалтерского учета). Учет ведется на отдельных субсчетах по каждому виду обслуживающего производства.
При проверке правильности учета в целях налогообложения расходов обслуживающих производств необходимо исходить из следующего.
В течение месяца прямые расходы, связанные непосредственно с содержанием непроизводственной сферы, выпуском обслуживающим производством (хозяйством) продукции, выполнением работ и оказанием услуг, отражаются по дебету счета 29 (иного аналогичного регистра) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных запасов, амортизационных отчислений, расчетов со сторонними организациями, с персоналом по оплате труда, внебюджетными фондами и др.
Отношение прямых расходов к обслуживающему производству должно быть подтверждено первичными документами.
Кроме того, в конце месяца в дебет соответствующих субсчетов счета 29 (по каждому виду обслуживающего производства) так же списываются расходы вспомогательных производств (в соответствующей доле, определяемой установленным учетной политикой способом).
На конец месяца выводится остаток по счету 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", который показывает стоимость незавершенного производства. Его сумма определяется в соответствии с учетной политикой или на основании данных инвентаризации незавершенного производства или прямым счетом затрат, относящихся непосредственно к изготовленной продукции, выполненным работам, оказанным услугам (сумма остатка определяется путем вычитания из общей суммы затрат на отчетную дату фактических затрат на изготовление завершенной производством продукции, выполнение работ, оказание услуг).
Разница между общей суммой затрат обслуживающего производства за месяц и остатком по счету 29 представляет собой фактическую себестоимость завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг и должна быть списана на соответствующие счета направлений использования изготовленной продукции.
В зависимости от указанных ниже направлений использования продукции (работ, услуг) обслуживающего производства определяется соответствующий режим налогообложения результатов операции.
1. Продукция обслуживающего производства передается сторонним потребителям.
1а. Продукция (работы, услуги) обслуживающего производства могут передаваться сторонним потребителям на возмездной основе.
В соответствии с пунктом 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с изменениями и дополнениями, далее - Положение о составе затрат) в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг).
При этом следует иметь ввиду, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н для целей бухгалтерского учета организация имеет право самостоятельно признавать поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (внереализационными) исходя из требований названного Положения, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
В случае признания организацией получаемых от реализации продукции (работ, услуг) обслуживающих производств доходами от обычных видов деятельности, учет доходов и расходов будет вестись на счете учета продаж (соответствующая часть расходов обслуживающего производства будет списана в дебет счета 46). Если же предприятие признает такие доходы прочими поступлениями, то выявление финансового результата (списание соответствующей части расходов обслуживающего производства) может производиться непосредственно на счете 80.
В любом случае, в соответствии со статьей 39 Налогового Кодекса Российской Федерации, полученные от покупателей средства в целях налогообложения следует рассматривать в качестве выручки от реализации продукции (работ, услуг) для определения финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) при исчислении налога на прибыль.
В этом случае следует иметь ввиду, что по затратам, относящимся к полученной выручке льгота по налогу на прибыль по подпункту "б" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не предоставляется, поскольку не выполняется необходимое условие несения расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
По таким сделкам следует проверить возможность применения в целях налогообложения рыночных (в том числе расчетных) цен на реализованную продукцию (работы, услуги) на основании статьи 40 НК РФ. Если продукция (работы, услуги) реализуется работникам организации по заниженным ценам, необходимо решить вопрос о целесообразности признания взаимозависимости работников и организации в судебном порядке, что позволит произвести доначисление налогов.
Особое внимание при проверке указанных операций следует обратить на порядок определения размера сумм, списываемых со счета учета затрат обслуживающего производства в дебет счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" или 80 "Прибыли и убытки". Для обоснования списания той или иной суммы предприятие должно иметь калькуляцию стоимости (себестоимости) единицы продукции (работ, услуг). При определении размера прибыли (убытка) по данным операциям в целях налогообложения может быть учтена только сумма, относящаяся к конкретным единицам переданной сторонним покупателям на возмездной основе продукции (работам, услугам).
Если в бухгалтерском учете под указанные выше счета учета доходов списана сумма в большем размере, то величина балансовой прибыли должна быть скорректирована при исчислении подлежащей налогообложению прибыли по строке 1.2' (при отражении в учете расходов на счете 46) или 3.1 (при отражении в учете расходов на счете 80) Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли".
В случае отсутствия калькуляции при проведении проверки следует запросить такой расчет на основании пункта 1 статьи 31 НК РФ как пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов в порядке, предусмотренном статьей 93 НК РФ с применением санкций в случае их непредставления в соответствии со статьей 126 НК РФ.
Непредставление необходимых документов в течение 2 месяцев дает право на определение суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет расчетным путем на основании пункта 7 статьи 31 НК РФ.
1б. Продукция (работы, услуги) обслуживающего производства передается сторонним потребителям на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 82 приказа Минфина России от 29.07.98 г. N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (в редакции от 24.03.2000) в случае прочего выбытия имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.) убыток по этим операциям у коммерческой организации относится на финансовые результаты.
Поскольку в данном случае передача права собственности на имущество (работы, услуги) передается на безвозмездной основе, то согласно статье 39 НК РФ такие расходы организации в целях налогообложения прибыли следует рассматривать как внереализационные и при этом не связанными с получением внереализационного дохода, что не позволяет уменьшать размер налогооблагаемой прибыли на суммы таких расходов. В связи с этим размер выявленной в учете балансовой прибыли (убытка) при определении размера подлежащей налогообложению прибыли должен быть увеличен (уменьшен) на суммы списанных в учете на убытки суммы путем заполнения строки 4.5 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли".
2. Продукция обслуживающего производства не передается сторонним потребителям.
2а. Продукция обслуживающего производства может потребляться организацией в процессе основного производства.
В таком случае соответствующая часть затрат списывается на счета учета производственных затрат подразделений - потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами (20, 26 и т. п.).
При этом проверке подвергается обоснованность списания таких расходов и их величины на счета учета производственных затрат. В частности, основанием может служить технологический процесс основного производства, предусматривающий обязательное использование продукции обслуживающего производства.
2б. Продукция (работы, услуги) обслуживающего производства потребляется предприятием в целях, не связанных с производственной деятельностью.
В соответствии с пунктом 4 Положения о составе затрат определено, что затраты по содержанию (включая амортизационные отчисления и затраты на все виды ремонтов) культурно-бытовых и других (непроизводственных) объектов, находящихся на балансе предприятий, не подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг).
При этом следует иметь ввиду, что с вступлением в силу Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, организации могут как не признавать вышеуказанные затраты расходами организации (пункт 3), так и учитывать данные затраты в составе расходов предприятия. Порядок отражения в учете затрат обслуживающих производств должен быть закреплен в распорядительной документации.
Если предприятие в целях бухгалтерского учета не признает данные затраты расходами организации, то необходимо убедиться, что все относящиеся к обслуживающему производству расходы списаны за счет остающейся после уплаты налогов прибыли и не отражены в себестоимости продукции (работ, услуг) основного производства и не учтены при формировании финансовых результатов.
В этом случае предприятие имеет право на использование льготы, установленной подпунктом "б" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Необходимый порядок применения данной льготы приведен ниже.
Если предприятие не покрывает данные затраты непосредственно за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов (или за счет сформированных за счет чистой прибыли специальных источников), то в учете предприятия данные расходы будут учтены или в качестве расходов по обычным видам деятельности (списаны со счета учета затрат на счет реализации), или в качестве внереализационных расходов (списаны на счет прибылей и убытков).
Однако в данном случае необходимо иметь ввиду, что применяемый в бухгалтерском учете порядок учета указанных затрат не влияет на порядок определения налогооблагаемой прибыли. Уменьшение балансовой прибыли в этом случае в целях налогообложения следует квалифицировать в качестве убытка от деятельности непроизводственной сферы, не учитываемого при определении размера подлежащей налогообложению прибыли. В связи с этим размер выявленной в учете балансовой прибыли (убытка) должен быть увеличен (уменьшен) на суммы рассматриваемых расходов, связанных с содержанием непроизводственной сферы, путем заполнения строки 3.1 "а" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (Приложение N 4 к Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15 июня 2000 г. N 62) или свободной подстроки строки 1.2' "г" (если в учете предприятия такие суммы по каким либо причинам отражены по счету выявления финансового результата от обычных видов деятельности).
Обратим внимание, что отражение в бухгалтерском учете иного источника покрытия затрат обслуживающего производства, чем остающаяся в распоряжении предприятия прибыль, лишает предприятие пользоваться льготой, определенной подпунктом "б" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
3. Продукция (работы) обслуживающего производства изготовлена (закончены), но в отчетном периоде не передается сторонним потребителям и не потребляется внутри предприятия.
В этом случае затраты обслуживающего производства списываются на счета учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами или числятся в составе незавершенного производства.
При этом необходимо проверить дальнейшее использование данной продукции в соответствии с рекомендациями, приведенными выше.
О порядке применения организациями льготы по налогу на прибыль при направлении прибыли на содержание жилищного фонда и объектов и учреждений социально-культурной сферы, находящихся на их балансе
Согласно подпункта "б" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
Следовательно, при содержании за счет прибыли, остающейся после уплаты налога, жилищного фонда и объектов и учреждений социально-культурной сферы, поименованных в Законе и находящихся на балансе организаций, облагаемая налогом прибыль может быть уменьшена на сумму этих затрат и расходов фактически произведенных (оплаченных) в отчетном периоде за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организаций, но не выше сумм, определенных по нормативам, утвержденным местными органами государственной власти (при условии полного использования доходов).
Если нормативы на содержание объектов и учреждений социальной сферы, находящихся на балансе организаций, не утверждены, то следует для определения расходов по ним применять нормативы, действующие для аналогичных учреждений, расположенных на данной территории, подведомственных местным органам государственной власти.
Применение данной нормы предусмотрено Законом и при долевом участии организаций в покрытии за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, затрат и расходов по содержанию указанных объектов и учреждений, находящихся на балансе других организаций.
При этом затратами и расходами при долевом участии организаций в содержании за счет прибыли жилищного фонда и объектов и учреждений социально-культурной сферы, находящихся на балансе организаций признаются расходы, произведенные организациями по договорам с собственником этих объектов и учреждений на долевое участие в доходах и расходах при совместном использовании (эксплуатации) сторонами (в соответствии с занимаемой их работниками площади жилья, предоставляемыми им местами в общежитиях, детских дошкольных учреждениях и т.д.).
Таким образом, при совместном использовании (эксплуатации) организациями жилищного фонда и объектов и учреждений социально-культурной сферы, находящихся на балансе одной из организаций, в соответствии с заключенным между ними договором о совместном использовании (эксплуатации), указанных объектов и учреждений определяется доля участия каждой из сторон в покрытии расходов по их содержанию. В расчете налога от фактической прибыли каждый из участников вправе уменьшить облагаемую налогом прибыль на сумму фактически произведенных в соответствии с договором затрат, но не более соответствующей доли суммы установленного для данного объекта норматива.
Следует иметь ввиду, что данная льгота не предоставляется в случае направления прибыли на содержание жилищного фонда и объектов и учреждений социально-культурной сферы, находящихся на балансе специализированных организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сфере.
Кроме того, следует учитывать, что пунктом 7 статьи 6 вышеуказанного Закона предусмотрено, что налоговые льготы, установленные пунктами 1 (за исключением подпунктов "г", "д" и "е") и 5 этой статьи, в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных льгот, более, чем на 50 процентов.
Руководитель Департамента - |
К.И.Оганян |
______________________________
* Здесь и далее при переходе на новый План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, используются счета, предназначенные для отражения соответствующих хозяйственных операций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ от 7 февраля 2001 г. N ВГ-6-02/115
Текст письма опубликован в еженедельном приложении к газете "Финансовая Россия" от 18 апреля 2001 г., N 14, в газете "Налоги", апрель 2001 г., N 15, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 23 марта 2001 г., N 6
Письмом МНС РФ от 6 июня 2002 г. N ВГ-6-02/800 настоящее письмо признано утратившим силу