Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 20 марта 2001 г. N 04-04-07/37
С 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ глава 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ отменена. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования регулируется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ
Вопрос: Благотворительный фонд, занимающийся благотворительной деятельностью не первый год, оказывающий помощь учреждениям медицины и образования, а также и их работникам, в связи с тем, что ни одна инстанция не может нам дать однозначного ответа обращается к Вам за помощью в разъяснении следующего вопроса.
Вопрос связан с вступлением в силу части второй Налогового кодекса и его главы, регулирующей уплату единого социального налога.
Согласно п.1 ст.235 НК РФ плательщиками единого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Абзац 4 п.1 ст.236 НК РФ говорит о том, что объектом налогообложения для работодателей признаются выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос: начисляется ли единый социальный налог на суммы благотворительной помощи, оказываемой физическим лицам благотворительным фондом в рамках утвержденной им благотворительной программы?
Ведь данные суммы не учитываются в среднем заработке физического лица при начислении ему пенсии или социального пособия по нетрудоспособности.
Уплата единого социального налога с сумм оказываемой благотворительной помощи резко сократит как ее объем, так и размер пожертвований на эти цели.
Прошу дать необходимые разъяснения для правильного последующего применения налогового законодательства.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел ваше письмо по вопросу начисления единого социального налога на суммы благотворительной помощи, оказываемой физическим лицам благотворительным фондом, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)" объектом налогообложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором.
Таким образом, благотворительный фонд как работодатель, безусловно, является налогоплательщиком единого социального налога в отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников (штатных и привлекаемых на условиях договоров или без договоров) за выполнение каких-либо работ.
При этом, по мнению Департамента, фонд не должен являться налогоплательщиком единого социального налога в отношении тех сумм, которые не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для фонда, в связи с чем суммы благотворительной помощи лицам, не выполняющим работы для фонда, не должны включаться в объект налогообложения для исчисления единого социального налога (взноса).
Вместе с тем, по мнению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, выплаты, осуществляемые благотворительными организациями, подлежат налогообложению (абзац 4 пункта 3 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных Приказом МНС России от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/465).
Поэтому для снятия имеющихся разночтений в понимании положений пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, по нашему мнению, требуется внесение изменений и дополнений в данную статью, которые ясно бы указывали на исключение сумм благотворительной помощи из объекта обложения единым социальным налогом.
Руководитель Департамента |
А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 20 марта 2001 г. N 04-04-07/37
Текст письма официально опубликован не был