Письмо Минюста РФ от 17 ноября 2000 г. N 9842-АМ
Министерством юстиции Российской Федерации рассмотрено обращение от 19 октября 2000 г. N 19-03-14/5954.
По поставленным в обращении вопросам сообщаем следующее.
Статьей 143 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств с лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производится органами федерального казначейства Минфина России на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов. То есть в данном случае Федеральный закон установил исполнителем требований по исполнительным листам органы федерального казначейства.
Таким образом, в случае, если у должника имеются счета в органах федерального казначейства, поступающие в службу судебных приставов исполнительные листы с требованиями о взыскании денежных средств с организаций-должников, являющихся получателями бюджетных средств, не могут исполняться в принудительном порядке, а направляются для исполнения в соответствующий территориальный орган федерального казначейства. При этом положения Федерального закона "Об исполнительном производстве" о взимании исполнительского сбора не могут применяться в отношении таких должников.
В случае, если денежные средства должника находятся в иных кредитных организациях, исполнительные документы исполняются в принудительном порядке судебными приставами. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. По истечении этого срока в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин судебный пристав принудительно исполняет требования и взыскивает исполнительский сбор. Соответственно, добровольное и своевременное исполнение требований судебных актов и актов иных уполномоченных органов не влечет за собой таких негативных для должника последствий, как взимание исполнительского сбора.
Кроме того, следует иметь в виду, что каких-либо изъятий из правил взыскания исполнительского сбора в отношении отдельных субъектов гражданского права законодательством не установлено. Поэтому всякое отступление судебного пристава-исполнителя от требований статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и предоставление каких-либо преимуществ должником - получателям бюджетных средств может быть истолковано как неисполнение судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей и ущемление конституционных прав других (негосударственных) категорий должников.
Также сообщаем, что вышеизложенная информация будет доведена до сведения главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.
Заместитель Министра, |
А.Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минюста РФ от 17 ноября 2000 г. N 9842-АМ
Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, N 2, 2001 г.