Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 26 марта 2001 г. N 04-04-07/41
Вопрос: В процессе хозяйственной деятельности отдельным работникам ЗАО предоставлялись беспроцентные ссуды, срок возврата по которым на 01.01.2001 не наступил.
В предшествующие периоды в соответствии с пп.13я ст.3 ФЗ "О подоходном налоге с физических лиц" в доход работников включались суммы материальной выгоды в виде экономии на процентах из расчета 2/3 ставки рефинансирования, действующей на первое число каждого месяца.
При этом ставка налога в отношении конкретного работника исчислялись в зависимости от его совокупного дохода.
С вступлением в действие части второй Налогового кодекса РФ установлен иной порядок налогообложения указанных сумм. Так, ст.212 НК РФ предусмотрено взимание налога на доходы физических лиц с сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах из расчета 3/4 ставки рефинансирования, действующей на момент выдачи ссуды по фиксированной ставке 35 процентов, не зависимо от совокупного дохода.
Кроме того, п.4 ст.237 НК РФ установлено, что указанные суммы включаются в налоговую базу при исчислении и уплате единого социального налога, что создает дополнительную налоговую нагрузку на организацию - налогоплательщика (ранее действующим законодательством аналогичных платежей не предусматривалось).
В соответствии со ст.31 Федерального Закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса ..." часть вторая НК РФ применяется к отношениям, возникшим после вступления ее в действие.
Таким образом, полагаем, что в отношении ссуд, выданных работникам до 01.01.2001 следует применять ранее действующий порядок налогообложения.
В обоснование данного утверждения, считаем необходимым также сослаться на ст.57 Конституции РФ и ст.5 НК РФ, закрепляющие положения, по которыму законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В целях уточнения позиции Минфина РФ, просим разъяснить:
- порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в отношении сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах по ссудам, выданным физическим лицам до 1 января 2001 года;
- порядок исчисления единого социального налога в отношении вышеуказанных сумм.
Ответ: В связи с Вашим запросом Департамент налоговой политики сообщает, что положения части второй Налогового кодекса Российской Федерации действительно применяются к отношениям, возникшим после вступления ее в действие. В 2001 году материальная выгода от получения беспроцентной ссуды рассчитывается за каждый календарный месяц уплаты процентов по ссуде (независимо от момента выдачи этой ссуды), исходя из 3/4 ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации, т.к. отношения материальной выгоды считаются возникшими уже в текущем году, т.е после 1 января 2001 г.
Таким образом, к данной материальной выгоде в полном объеме применяются положения статей 212 и 237 Налогового кодекса Российской Федерации, что не противоречит положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ глава 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ отменена. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования регулируется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ
Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ в главу 24 Налогового кодекса РФ внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 января 2002 г.
Руководитель Департамента |
А.Н.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 26 марта 2001 г. N 04-04-07/41
Текст письма официально опубликован не был