1. Объявить для руководства и исполнения решение совместного заседания коллегий МВД Беларуси и МВД России от 30 сентября 1997 года N 6км/6км "О мерах по укреплению взаимодействия министерств внутренних дел государств - участников Союза Беларуси и России".
2. Начальникам главных управлений, управлений МВД России, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ, УЛИУ, РУОП, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений, командующим войсками округов внутренних войск МВД России обеспечить изучение решения совместного заседания коллегий личным составом и его безусловную реализацию.
3. Ответственность за организацию выполнения настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.
Министр |
А.Куликов |
Решение
коллегий Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. N 6 км/6км "О мерах по укреплению взаимодействия министерств внутренних дел государств - участников Союза Беларуси и России"
Коллегии МВД Беларуси и МВД России отмечают, что подписание и вступление в силу Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Беларуси и России открыло новую страницу в российско-белорусских отношениях. Создана юридическая база для интенсивного развития всесторонних и взаимовыгодных связей двух дружественных государств, в том числе и в сфере борьбы с преступностью, которая в государствах Союза становится одной из наиболее острых социальных проблем.
Особую опасность приобрели организованные формы преступной деятельности, наркобизнес, контрабанда, незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ, хищения автотранспорта, исторических и культурных ценностей, которые все больше интернационализируются, нелегальная миграция, незаконный вывоз сырья, энергоносителей, цветных и редкоземельных металлов. Возрастает масштабность преступлений в кредитно-финансовой и внешнеэкономической сферах, коррупционность во властных структурах и органах управления.
Коллегии считают, что в этих условиях объединение усилий и конструктивное сотрудничество, укрепление координации в деятельности министерств внутренних дел Беларуси и России являются непременным условием повышения их результативности в решений задач усиления борьбы с преступностью и реальным гарантом надежного обеспечения законных прав и интересов граждан Союза.
В организации сотрудничества двух министерств накоплен определенный положительный опыт. Заключен ряд международных договоров, в рамках реализации которых проводятся совместные операции по пресечению деятельности преступных группировок, каналов поступления наркотиков и оружия. Осуществляется обмен нормативными актами, специальной литературой.
Однако уровень организации практического взаимодействия еще не отвечает предъявляемым требованиям. Имеющиеся резервы в полной мере не используются.
Требует существенного укрепления договорная и нормативно-правовая база совместных действий. Положения действующих договорных документов зачастую остаются нереализованными. Имеются финансовые затруднения с реализацией принятых программ.
Не в полной мере обеспечивается взаимодействие оперативно-справочной, розыскной, криминалистической и иной информацией.
Проявляется медлительность при исполнении поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам, что приводит к затягиванию сроков предварительного следствия, а нередко и к утрате доказательств.
Нуждаются в урегулировании вопросы организации и проведения систематических рабочих встреч представителей МВД Беларуси и МВД России по вопросам борьбы с международной преступностью, а также приграничных и транспортных органов внутренних дел, совместных научных исследований и опытно-конструкторских работ, сотрудничества в области организации исполнения наказаний и подготовки кадров.
Коллегии считают, что организация взаимодействия органов внутренних дел двух стран в решении вопросов, представляющих взаимный интерес, должна осуществляться оперативно, без излишних затратных бюрократических процедур и в строгом соответствии с законодательством государств - участников Союза, их международными обязательствами.
Коллегии решили:
1. Одобрить проекты Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь (приложение 1), Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (приложение 2) и Протокола о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь на 1998 год (приложение 3).
Организацию взаимодействия строить в строгом соответствии с принципами законности и неукоснительного исполнения обязательств, вытекающих из международных договоров, участниками которых являются Беларусь и Россия.
2. Принять совместное обращение коллегий Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Российской Федерации к личному составу органов внутренних дел и внутренних войск государств - участников Союза Беларуси и России (приложение 4).
3. Войти с ходатайством в Исполнительный Комитет Союза Беларуси и России об образовании Объединенной коллегии министерств внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации в качестве постоянно действующего органа Союза по координации и взаимодействию МВД Беларуси и МВД России.
Аппарату Министра внутренних дел Беларуси, Управлению международного сотрудничества и Главному штабу МВД России до 1 декабря 1997 года подготовить и направить в Исполнительный Комитет Союза проект Положения об Объединенной коллегии министерств внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации, предложения по ее составу и регламенту работы.
4. Руководителям органов внутренних дел. командующим войсками округов, командирам соединений и воинских частей внутренних войск МВД Беларуси и России в части касающейся:
4.1. Принять исчерпывающие меры, направленные на реализацию российско-белорусских международных договоров о сотрудничестве и международных программ по вопросам, входящим в компетенцию органов внутренних дел Беларуси и России.
Предусмотреть в планах работы мероприятия, нацеленные на безусловное выполнение положений Программы борьбы с различными формами организованной преступности на территории государств Союза Беларуси и России на период до 2000 года.
4.2. Разработать и осуществить скоординированные мероприятия по оздоровлению обстановки в приграничных районах и поездах международного следования, усилению надзора за дорожным движением и предупреждению разбойных нападений на автомагистралях, проходящих через приграничные районы государств Союза.
4.3. В первоочередном порядке рассматривать и исполнять взаимные запросы по имеющимся в производстве органов внутренних дел материалам и делам о преступлениях.
4.4. Соглашения между приграничными органами внутренних дел заключать только по согласованию с Управлением правового обеспечения и международных связей МВД Беларуси и Управлением международного сотрудничества МВД России на основе Соглашения между МВД Беларуси и МВД России о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов.
5. Управлению правового обеспечения и международных связей МВД Беларуси, Управлению международного сотрудничества, Главному штабу МВД России совместно с заинтересованными главными управлениями, управлениями, научно-исследовательскими учреждениями:
5.1. Принять меры к ускорению подготовки необходимой договорно-правовой базы, регулирующей взаимодействие органов внутренних дел, в том числе по преследованию преступников "по горячим следам", пребыванию в связи с этим на территории другого государства с оружием и правила его применения.
5.2. Подготовить предложения по разработке унифицированных актов государств - участников Союза Беларуси и России в области борьбы с преступностью и охраны прав человека, в том числе ведомственных, их кодификации и систематизации, созданию объединенных информационных баз данных, определению порядка обмена информацией, сотрудничества в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе, подготовке кадров, стандартизации техники, средств связи и программных продуктов, а также кооперации при их производстве.
5.3. Проводить ежеквартально консультации и обмен мнениями о развитии и проблемах сотрудничества.
5.4. В установленном порядке взаимно направлять вновь принятые нормативные правовые акты одновременно с рассылкой в подчиненные подразделения, а также международные договоры, касающиеся деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.
5.5. До 20 октября 1997 года подготовить и направить в аппарат Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России план координации действий в сфере борьбы с преступностью и обеспечения безопасности Союза на 1998 год.
5.6. Ежемесячно информировать аппарат Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России о ходе выполнения Программы борьбы с различными формами организованной преступности на территории государств Союза до 2000 года.
6. Аппарату Министра внутренних дел Республики Беларусь и Главному штабу МВД России с участием заинтересованных главных управлений, управлений в трехмесячный срок изучить взаимные интересы и потребности в получении необходимой специальной литературы и издаваемых специальных изданий. Внести предложения о систематическом взаимном обмене указанными материалами.
7. Кадровому аппарату МВД Беларуси и Главному управлению кадров МВД России:
7.1. В трехмесячный срок проработать вопрос интеграции профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, согласования учебных планов и программ, обмена учебно-методическими пособиями, опытом работы, профессорско-преподавательскими кадрами и проведения взаимных стажировок.
7.2. Практиковать совместное проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, учебно-методических сборов, организацию взаимных стажировок, участие спортивных команд в соревнованиях, а также проведение совместных учебно-тренировочных сборов по служебно-прикладным видам спорта.
8. Главному управлению кадров МВД России оказать содействие МВД Беларуси в подготовке руководящих кадров и специалистов органов внутренних дел.
9. Управлению связи, Информационно-аналитическому центру МВД Беларуси, Штабу тыла, Научно-исследовательскому институту специальной техники, Главному управлению материально-технического и военного снабжения, Управлению связи и автоматизации Главного штаба, Главному информационному центру МВД России в трехмесячный срок подготовить предложения по совместному использованию единых каналов связи, унификации, стандартизации вооружения и техники, а также средств связи, разработке концепции межгосударственной подсистемы взаимного информационного обмена.
10. Аппарату Министра внутренних дел Беларуси, Главному финансово-экономическому управлению, Главному штабу МВД России в месячный срок подготовить конкретные предложения главам правительств Беларуси и России о необходимости целевого финансирования совместных соглашений и программ, направленных на усиление борьбы с преступностью.
11. Комитету по исполнению наказаний МВД Беларуси и Главному управлению исполнения наказаний МВД России в месячный срок подготовить и доложить предложения об установлении и развитии кооперационных связей учреждений уголовно-исполнительных систем Беларуси и России.
12. Управлению по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Беларуси, Управлению по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России подготовить план проведения совместных операций по выявлению и ликвидации каналов незаконного поступления наркотиков, пресечению преступлений, связанных с оборотом наркотиков.
13. Аппарату Министра, Управлению Государственной автомобильной инспекции МВД Беларуси, Главному управлению Государственной автомобильной инспекции, Главному информационному центру, Главному штабу МВД России совместно с таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации в месячный срок проработать вопрос об отмене запросного режима при постановке на учет транспортных средств, перемещаемых через совместную границу, а также по взаимному обмену информационными базами данных о находящихся на учете транспортных средствах.
14. Академии МВД Республики Беларусь и Всероссийскому научно-исследовательскому институту, Научно-исследовательскому институту специальной техники МВД России в месячный срок подготовить и доложить конкретные предложения о сотрудничестве в области научных исследований проблем борьбы с преступностью в рамках Союза, осуществлении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
15. Аппарату Министра внутренних дел Республики Беларусь и Управлению информации и общественных связей МВД России обеспечить регулярное информирование населения через средства массовой информации о взаимодействии органов внутренних дел обоих государств, особенно о совместных проведенных оперативно-розыскных и следственных мероприятиях по раскрытию преступлений.
16. Организацию исполнения решения коллегий возложить на заместителей Министров внутренних дел Беларуси и России по курируемым направлениям деятельности.
Председатель коллегии МВД Беларусии |
В.Аголец |
Председатель коллегии МВД России |
А.Куликов |
Приложение 1
к решению коллегий N 6км/6км
от 30 сентября 1997 г.
Соглашение
о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь
(Москва, 30 сентября 1997 г.)
Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство внутренних дел Республики Беларусь, в дальнейшем именуемые Сторонами,
придавая важное значение развитию международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и охраны правопорядка, обеспечению защиты прав и свобод человека,
исходя из обоюдного желания укреплять взаимодействие Сторон,
руководствуясь Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года,
учитывая положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Сфера сотрудничества
1. Стороны сотрудничают в соответствии с положениями настоящего Соглашения, действуя в пределах своей компетенции, с соблюдением законодательства и международных обязательств своих государств.
2. Настоящее Соглашение не затрагивает вопросов выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.
Статья 2
Направления сотрудничества
1. Стороны осуществляют взаимодействие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, и прежде всего:
преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также против собственности;
террористических актов;
коррупции и организованной преступности;
незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также радиоактивных материалов;
незаконных производства и оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, используемых в процессе их изготовления;
преступлений в сфере экономики, в том числе незаконных операций с валютными ценностями, незаконных международных финансовых и экспортных операций, легализации доходов, полученных от преступной деятельности, изготовления и сбыта поддельных денежных знаков и финансовых документов, ценных бумаг и средств безналичных платежей;
преступных посягательств на культурные и исторические ценности;
преступлений на транспорте.
2. Стороны также взаимодействуют по следующим направлениям: охрана общественного порядка;
обеспечение безопасности дорожного движения;
организация исполнения уголовных наказаний; розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора, а также без вести пропавших лиц;
обеспечение пожарной безопасности;
идентификация (установление) неопознанных трупов, личности неизвестных больных и детей, а также лиц, не могущих сообщить о себе;
розыск и передача в установленном порядке предметов (вещей), имеющих номера или специфические (индивидуальные) отличительные признаки, в том числе автотранспорта и огнестрельного оружия, а также номерных ценных бумаг и паспортов (удостоверений личности);
материально-техническое обеспечение деятельности Сторон; научно-исследовательская деятельность, развитие информационных систем, разработка и использование специальных средств, техники и оборудования;
паспортно-визовая работа, контроль за въездом, выездом, транзитным проездом и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства;
сопровождение и охрана ценных и специальных грузов;
организация шифрованной связи в целях обеспечения режима секретности при проведении оперативных мероприятий и обмене оперативной информацией;
подготовка и повышение квалификации кадров; оказание содействия на договорной основе в лечении и санаторно-курортном оздоровлении сотрудников Сторон и членов их семей;
развитие спортивных и культурных связей.
Статья 3
Формы сотрудничества
1. В целях реализации положений статьи 2 настоящего Соглашения Стороны осуществляют сотрудничество в следующих формах:
обмен представляющей интерес информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;
исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
обмен информацией о новых видах наркотических средств и психотропных веществ, появившихся в незаконном обороте, о технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств и психотропных веществ;
обмен опытом работы, в том числе проведение стажировок, консультаций, семинаров и учебных курсов;
обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами;
проведение совместных научных исследований;
обмен на взаимовыгодной основе научно-технической литературой и информацией по вопросам деятельности Сторон.
Статья 4
Развитие сотрудничества
Настоящее Соглашение не препятствует Сторонам в определении и развитии иных взаимоприемлемых направлений и форм сотрудничества при соблюдении условий, определенных в статье 1 настоящего Соглашения.
Статья 5
Запросы об оказании содействия
1. Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения осуществляется на основании запросов заинтересованной Стороны об оказании содействия или по инициативе Стороны, предполагающей, что такое содействие представляет интерес для другой Стороны.
2. Запрос об оказании содействия направляется в письменной форме. В безотлагательных случаях запросы могут передаваться устно, однако не позднее чем через 3 суток они должны быть подтверждены письменно, в том числе с использованием технических средств передачи текста.
При возникновении сомнения в подлинности или содержании запроса может быть запрошено дополнительное подтверждение.
3. Запрос об оказании содействия должен содержать:
наименование органа, запрашивающего содействие, и запрашиваемого органа, если он известен;
изложение существа дела;
указание цели и обоснование запроса;
содержание запрашиваемого содействия.
В запросе об оказании содействия может быть указана любая другая информация, полезная для его надлежащего исполнения.
4, Запрос об оказании содействия, переданный или подтвержденный в письменной форме, подписывается руководителем запрашивающего органа или его заместителем и удостоверяется печатью запрашивающего органа.
Статья 6
Отказ в оказании содействия
1. В оказании содействия в рамках настоящего Соглашения отказывается полностью или частично, если запрашиваемая Сторона полагает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам ее государства либо противоречит законодательству или международным обязательствам ее государства.
2. В оказании содействия может быть отказано, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является преступлением по закону государства запрашиваемой Стороны.
3. Запрашивающая Сторона письменно уведомляется о полном или частичном отказе в исполнении запроса с указанием причин отказа.
Статья 7
Исполнение запроса
1. Запрашиваемая Сторона принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого и возможно более полного исполнения запроса.
Запрашивающая Сторона незамедлительно уведомляется об обстоятельствах, препятствующих или существенно задерживающих его исполнение.
2. Если исполнение запроса не входит в компетенцию органа, получившего запрос, этот орган незамедлительно уведомляет об этом запрашивающую Сторону и по ее просьбе передает его компетентному органу.
3. Запрашиваемая Сторона может запросить дополнительные сведения. необходимые, по ее мнению, для надлежащего исполнения запроса.
4. При исполнении запроса применяется законодательство государства запрашиваемой Стороны, однако по просьбе запрашивающей Стороны может быть применено законодательство ее государства, если это не противоречит основным принципам законодательства или международным обязательствам государства запрашиваемой Стороны.
5. Если запрашиваемая Сторона полагает, что немедленное исполнение запроса может помешать уголовному преследованию или иному производству, осуществляемому в ее государстве, она может отложить исполнение запроса или связать его исполнение с соблюдением условий, определенных в качестве необходимых после консультаций с запрашивающей Стороной. Если запрашивающая Сторона согласна на оказание ей содействия на предложенных условиях, она должна соблюдать эти условия.
6. Запрашиваемая Сторона по просьбе запрашивающей Стороны принимает необходимые меры для обеспечения конфиденциальности факта поступления запроса, содержания этого запроса и сопровождающих его документов, а также факта оказания содействия.
В случае невозможности исполнения запроса без сохранения конфиденциальности запрашиваемая Сторона информирует об этом запрашивающую Сторону, которая решает, следует ли исполнять запрос на таких условиях.
7. Запрашиваемая Сторона в возможно более короткие сроки информирует запрашивающую Сторону о результатах исполнения запроса.
Статья 8
Ограничения использования полученной информации и документов
1. Каждая Сторона обеспечивает конфиденциальность информации и документов, полученных от другой Стороны, если они носят закрытый характер или если передающая Сторона считает нежелательным их разглашение. Степень закрытости такой информации и документов определяется передающей Стороной.
2. Результаты исполнения запроса, полученные на основании настоящего Соглашения, без согласия предоставившего их органа не могут быть использованы в иных целях, чем те, в которых они запрашивались и были предоставлены.
3. Для передачи третьей стороне сведений, полученных на основании настоящего Соглашения, требуется предварительное согласие органа запрашиваемой Стороны, предоставившего эти сведения.
Статья 9
Контролируемые поставки
1. Стороны принимают в рамках законодательства своих государств и своих возможностей меры, предусматривающие надлежащее использование метода контролируемой поставки запрещенных к обороту предметов и веществ на основе взаимоприемлемых договоренностей, включая соглашения и договоренности с любой третьей стороной с целью выявления лиц, участвующих в незаконном обороте предметов и веществ, и их уголовного преследования.
2. Решения об использовании метода контролируемой поставки принимаются компетентными органами обеих Сторон в каждом отдельном случае с должным учетом риска для общественной безопасности и могут при необходимости учитывать финансовые договоренности и взаимопонимание в отношении юрисдикции, достигнутые Сторонами.
Статья 10
Защита участников уголовного процесса и иных лиц
Стороны на основании законодательства своих государств будут в соответствующих случаях осуществлять на основе взаимности согласованные меры по обеспечению безопасности лиц, а в случае необходимости и их близких родственников, показания или действия которых имеют или могут иметь важное значение для предупреждения или пресечения преступной деятельности организованных групп, либо расследования или судебного рассмотрения уголовных дел.
Статья 11
Расходы
Стороны самостоятельно несут расходы, которые будут возникать в ходе выполнения настоящего Соглашения, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.
Статья 12
Приграничное сотрудничество
В целях повышения эффективности взаимодействия Стороны заключат соглашение о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов.
Статья 13
Языки
Стороны при осуществлении сотрудничества на основании настоящего Соглашения пользуются русским или белорусским языком.
Статья 14
Координация сотрудничества
1. Общая координация мероприятий по сотрудничеству Сторон в рамках настоящего Соглашения возлагается с Российской Стороны - на Управление международного сотрудничества, с Белорусской Стороны - на Управление правового обеспечения и международного сотрудничества Аппарата Министра.
2. Стороны определят свои структурные подразделения, которые могут устанавливать непосредственные контакты во исполнение положений настоящего Соглашения.
Статья 15
Рабочие встречи и консультации
Представители Сторон будут при необходимости проводить рабочие встречи и консультации в целях рассмотрения вопросов укрепления и повышения эффективности сотрудничества на основании настоящего Соглашения.
Статья 16
Обмен представителями
Стороны осуществят обмен представителями в порядке, установленном законодательством своих государств.
Порядок и условия обмена представителями, их статус будут определены отдельным соглашением.
Статья 17
Отношение к другим международным договорам
Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязательств, вытекающих из других международных договоров государств Сторон.
Статья 18
Заключительные положения
1. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и будет действовать до истечения шести месяцев со дня получения одной из Сторон письменного уведомления другой Стороны о ее намерении прекратить его действие.
2. Со дня вступления настоящего Соглашения в силу прекращает действие Договор о координации действий между Министерством внутренних дел Белорусской Советской Социалистической Республики и Министерством внутренних дел Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 15 декабря 1990 года.
Совершено в г.Москве 30 сентября 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Министерство внутренних |
(подпись) |
За Министерство внутренних |
(подпись) |
Приложение 2
к решению коллегий N 6км/6км
от 30 сентября 1997 г.
Соглашение
между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов
(Москва, 30 сентября 1997 г.)
Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство внутренних дел Республики Беларусь, в дальнейшем именуемые Сторонами,
руководствуясь интересами дальнейшего укрепления взаимопонимания и расширения профессиональных связей,
исходя из необходимости повышения эффективности взаимодействия органов внутренних дел приграничных регионов,
принимая во внимание положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
1. В настоящем Соглашении под органами внутренних дел приграничных регионов понимаются:
а) в Российской Федерации - управления внутренних дел Брянской, Псковской и Смоленской областей; Московское управление внутренних дел на железнодорожном транспорте, Северо-Западное управление внутренних дел на транспорте; управления по организованной преступности при управлениях внутренних дел Брянской, Псковской и Смоленской областей;
б) в Республике Беларусь - управления внутренних дел Витебского, Гомельского и Могилевского облисполкомов; Управление внутренних дел на транспорте; управления по Витебской, Гомельской и Могилевской областям Комитета по организованной преступности и коррупции при МВД Республики Беларусь; Отдел на транспорте Комитета по организованной преступности и коррупции при МВД Республики Беларусь.
2. Стороны незамедлительно письменно извещают друг друга об изменениях в составе своих органов внутренних дел приграничных регионов.
Статья 2
Органы внутренних дел приграничных регионов непосредственно сотрудничают друг с другом на основе положений настоящего Соглашения, действуя в пределах своей компетенции, с соблюдением законодательства и международных договоров своих государств.
Статья 3
1. Органы внутренних дел приграничных регионов взаимно обмениваются оперативно-розыскной, криминалистической и иной информацией, в частности:
- об административных и уголовных правонарушениях, совершенных гражданами сопредельного государства, постоянно проживающими на территории приграничного региона этого государства (в срок не позднее трех суток, если обстоятельствами дела не вызвана необходимость немедленного извещения);
- о лицах, находящихся в розыске, в том числе без вести пропавших, если имеются основания полагать, что они находятся или могут находиться на территории приграничного региона сопредельного государства (немедленно);
- о находящемся в розыске похищенном имуществе, в том числе оружии, взрывчатых веществах, исторических и культурных ценностях и автотранспорте, если имеются основания полагать, что оно находится или может находиться на территории приграничного региона сопредельного государства (немедленно);
- о лицах, совершивших или намеревающихся совершить преступление на территории приграничного региона сопредельного государства (немедленно и независимо от гражданства этих лиц);
- о преступных группировках, действующих в приграничных регионах, в том числе на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, а также информацией, способствующей установлению объектов преступных посягательств;
- о лицах, занимающихся контрабандой наркотических средств и психотропных веществ;
- о лицах, не могущих сообщить о себе, и неопознанных трупах, если имеются основания полагать, что они имеют отношение к приграничному региону сопредельного государства.
2. Обмен информацией, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, производится на основании запросов. Информация может быть предоставлена органу внутренних дел приграничного региона сопредельного государства и без запроса, если имеются основания полагать, что она представляет интерес для этого органа.
3. Направление информации в органы внутренних дел приграничного региона не освобождает от предусмотренной в законодательстве обязанности предоставить эту информацию в соответствующий орган своего государства.
Статья 4
Органы внутренних дел приграничных регионов на основании соответствующих запросов и при соблюдении положений статей 2 и 3 настоящего Соглашения взаимно оказывают друг другу необходимое и посильное содействие, в том числе направляя, когда обстоятельства того требуют и с согласия запрашиваемого органа внутренних дел приграничного региона, своих сотрудников для получения или оказания консультативной помощи.
Статья 5
1. Запросы о содействии и ответы на них составляются в письменной форме. В безотлагательных случаях запросы могут делаться в устной форме, но они должны быть незамедлительно подтверждены письменно, в том числе с использованием технических средств передачи текста.
2. Запрос о содействии должен быть надлежащим образом оформлен и иметь следующие реквизиты:
- наименование органа внутренних дел приграничного региона, от которого исходит запрос, и наименование органа внутренних дел приграничного региона, которому он адресован;
- наименование дела или материала, по которому направляется запрос;
- фамилии и имена свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, разыскиваемых, подсудимых и осужденных, их гражданство, занятие и постоянное место жительства или место пребывания, а при необходимости - фамилии, имена и адреса их законных представителей;
- описание правонарушения и текст имеющих отношение к делу норм закона, устанавливающего ответственность за совершение этого правонарушения;
- содержание запроса, а также другие сведения, необходимые для его исполнения.
3. В случае необходимости к запросу прилагаются надлежащим образом оформленные документы, необходимые для его исполнения.
4. Запрос должен быть подписан руководителем или заместителем руководителя органа внутренних дел приграничного региона и скреплен гербовой печатью этого органа.
Статья 6
1. В исполнении запроса отказывается, если запрашиваемый орган внутренних дел приграничного региона полагает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным интересам его государства либо противоречит законодательству или международным обязательствам его государства.
2. В случае принятия решения об отказе в исполнении запроса запрашивающий орган внутренних дел приграничного региона уведомляется об этом письменно с указанием причины отказа.
Статья 7
Органы внутренних дел приграничных регионов обмениваются опытом своей деятельности в сфере предупреждения преступности и борьбы с ней, а также обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Статья 8
Органы внутренних дел приграничных регионов могут при необходимости по согласованию с центральными службами своих Сторон и с соблюдением положений статьи 2 настоящего Соглашения проводить скоординированные операции по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, и прежде всего:
- насильственных преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также против собственности;
- террористических актов;
- коррупции и организованной преступности;
- незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также радиоактивных материалов;
- незаконных производства и оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, используемых в процессе их изготовления;
- преступлений в сфере экономики, в том числе легализации доходов, полученных от преступной деятельности;
- изготовления и сбыта поддельных денежных знаков, документов, ценных бумаг и средств безналичных платежей;
- преступных посягательств на исторические и культурные ценности;
- преступлений на транспорте;
- экологических преступлений.
Статья 9
1. Органы внутренних дел приграничных регионов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных, в частности, бедствиями природного или техногенного характера, пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, побегами лиц, находящихся под стражей и представляющих повышенную общественную опасность, организуют в пределах своей компетенции скоординированное проведение необходимых мероприятий, в том числе обеспечивая каждый на территории своего государства:
- блокирование и охрану районов бедствия, выставление заслонов, контрольно-пропускных пунктов и подвижных нарядов милиции;
- ускоренный порядок проезда специального автотранспорта;
- эвакуацию населения из зоны бедствия;
- предупреждение и пресечение нарушений общественного порядка.
2. Органы внутренних дел приграничных регионов при необходимости разрабатывают планы скоординированных действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
3. В целях повышения эффективности взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций органы внутренних дел приграничных регионов могут по согласованию с соответствующими органами своих государств проводить практические учения (при необходимости совместно с другими заинтересованными органами) по отработке скоординированных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Статья 10
В целях оперативного обмена информацией органы внутренних дел приграничных регионов установят прямую связь друг с другом.
Статья 11
При проведении скоординированных мероприятий в соответствии с положениями настоящего Соглашения органы внутренних дел приграничных регионов при необходимости координируют свои действия с другими правоохранительными органами, а также пограничными службами приграничных регионов своих государств.
Статья 12
1. Для обеспечения сотрудничества в соответствии с настоящим Соглашением органы внутренних дел приграничных регионов образовывают на паритетных началах двусторонние комитеты, сопредседателями которых назначаются лица в ранге не ниже заместителя руководителя органа внутренних дел приграничного региона.
2. Заседания комитетов проводятся по мере необходимости поочередно в каждом из приграничных регионов. Председательствуют на заседаниях таких комитетов сопредседатели от принимающих органов внутренних дел приграничных регионов.
3. Решения комитетов носят рекомендательный характер и могут проводиться в жизнь приказами соответствующих органов внутренних дел приграничных регионов либо приказами Сторон.
В целях проработки вопросов и подготовки решений комитеты могут образовывать рабочие группы и проводить встречи экспертов.
Статья 13
Стороны самостоятельно несут расходы, которые будут возникать в ходе реализации настоящего Соглашения, если не будет согласован иной порядок.
Статья 14
В целях реализации и развития положений настоящего Соглашения органы внутренних дел приграничных регионов в пределах своей компетенции и с соблюдением законодательства, а также международных договоров своих государств могут подписывать протоколы о взаимодействии.
Статья 15
Спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием или применением положений настоящего Соглашения, будут решаться путем консультаций и переговоров в рамках комитетов или между представителями Сторон.
Статья 16
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и будет действовать до истечения шести месяцев со дня получения одной из Сторон письменного уведомления другой Стороны о ее намерении прекратить его действие.
Совершено в г.Москве 30 сентября 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Министерство внутренних |
(подпись) |
За Министерство внутренних |
(подпись) |
Приложение 3
к решению коллегий N 6км/6км
от 30 сентября 1997 г.
Протокол
о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь на 1998 год
(Москва, 30 сентября 1997 г.)
Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство внутренних дел Республики Беларусь, далее именуемые Сторонами, действуя во исполнение положений Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь, подписанного в Москве 30 сентября 1997 года, а также многосторонних соглашений, участниками которых являются обе Стороны,
исходя из необходимости дальнейшего развития и повышения эффективности взаимодействия Сторон,
договорились об осуществлении в 1998 году при соблюдении законодательства и международных договоров государств Сторон следующих мероприятий:
1. Стороны организуют на основе взаимности командирования специалистов для изучения опыта работы и решения вопросов практического взаимодействия своих подразделений по направлениям их деятельности и, в частности:
1.1. Министерство внутренних дел Российской Федерации направит, а Министерство внутренних дел Республики Беларусь примет на предварительно согласованных условиях, в том числе финансовых:
- 3 сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью (4 дня в I квартале);
- 2 сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (4 дня в I квартале);
- 2 сотрудников следственных подразделений (4 дня в I квартале);
- 2 сотрудников штабных подразделений (4 дня в I квартале);
- 2 сотрудников подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (4 дня во II квартале);
- 3 сотрудников подразделений милиции общественной безопасности (4 дня во II квартале);
- 2 сотрудников подразделений правового обеспечения и международных связей (4 дня во II квартале);
- 3 сотрудников уголовного розыска (4 дня в III квартале);
- 3 сотрудников подразделений органов внутренних дел на транспорте (4 дня в III квартале);
- 2 сотрудников пожарной охраны (4 дня в III квартале);
- 2 офицеров внутренних войск (4 дня в IV квартале);
- 3 сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (4 дня в IV квартале);
- 2 сотрудников подразделений уголовно-исполнительной системы (4 дня в IV квартале);
- 2 сотрудников экспертно-криминалистических подразделений (4 дня в IV квартале).
1.2. Министерство внутренних дел Республики Беларусь направит, а Министерство внутренних дел Российской Федерации примет на предварительно согласованных условиях, в том числе финансовых:
- 2 сотрудников подразделений правового обеспечения и международных связей (4 дня в I квартале);
- 3 сотрудников подразделений милиции общественной безопасности и специальной милиции (4 дня в I квартале);
- 2 офицеров внутренних войск (4 дня в I квартале);
- 2 сотрудников подразделений уголовно-исполнительной системы (4 дня в I квартале);
- 3 сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (4 дня во II квартале);
- 3 сотрудников подразделений органов внутренних дел на транспорте (4 дня во II квартале);
- 2 сотрудников подразделений военизированной пожарной службы (4 дня во II квартале);
- 2 сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (4 дня во II квартале);
- 3 сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью (4 дня во II квартале);
- 3 сотрудников уголовного розыска (4 дня в III квартале);
- 3 сотрудников следственных подразделений (4 дня в III квартале);
- 2 сотрудников подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (4 дня в III квартале);
- 2 сотрудников штабных подразделений (4 дня в IV квартале);
- 2 сотрудников экспертно-криминалистических подразделений (4 дня в IV квартале).
1.3. Стороны осуществят в соответствии с отдельными договоренностями обмен делегациями с целью изучения методов и тактики наблюдения за дорожным движением, правового регулирования и правоприменительной деятельности и их влияния на состояние порядка и обеспечения безопасности дорожного движения, для обмена опытом работы по предупреждению и раскрытию преступлений на транспорте.
1.4. Сроки, состав и программы пребывания групп по обмену специалистами будут заблаговременно согласовываться через Управление международного сотрудничества Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управление правового обеспечения и международного сотрудничества Аппарата Министра внутренних дел Республики Беларусь.
2. Стороны предпримут меры, направленные на обеспечение исполнения поступивших от другой Стороны запросов о содействии в возможно более короткий срок, но не более 30 дней, а в особых случаях по соответствующей просьбе - не более 10 дней со дня их поступления.
2.1. Каждая из Сторон по просьбе запрашивающей Стороны обеспечит в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством государства принимающей Стороны, возможность присутствия ее представителей при исполнении запросов о содействии.
3. Стороны будут в согласованные сроки проводить скоординированные операции, в том числе по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию:
- деятельности преступных формирований в международных поездах юго-западного направления;
- противоправного вывоза за границу стратегического сырья и материалов, предметов искусства и культурных ценностей, а также других товаров и материалов (вещей), запрещенных к вывозу, не отвечающих требованиям безопасности;
- незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
- хищений и незаконного оборота похищенного автотранспорта;
- незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
- хищений грузов, перевозимых железнодорожным и водным транспортом;
- противоправной деятельности, связанной с нелегальной миграцией.
4. Стороны во 2-м полугодии 1998 года разработают и приступят к проведению совместных мероприятий по борьбе со злоупотреблениями в процессе проведения бартерных (товарообменных) сделок в торговле.
5. Стороны будут укреплять взаимодействие в рамках:
- Международной организации уголовной полиции (Интерпол);
- Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ;
- Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ.
6. Стороны будут взаимодействовать при выполнении мероприятий, предусмотренных Межгосударственной программой совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года и Программой борьбы с различными формами организованной преступности на территории Союза Беларуси и России на период до 2000 года и, в частности, стремиться согласовывать позиции своих представителей при разработке проектов международных договоров, подготовка которых предусмотрена данными программами.
7. Стороны активизируют обмен нормативными правовыми актами и методическими материалами и в этих целях, в частности:
7.1) незамедлительно, после официального опубликования будут направлять друг другу основные законодательные акты, принятые в своих государствах, и регламентирующие вопросы, входящие в компетенцию обеих Сторон;
7.2) в I квартале 1998 года направят друг другу по 4 экземпляра действующих в своих государствах уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного кодексов, кодекса об административных правонарушениях, гражданского и гражданско-процессуального кодексов с последними изменениями и дополнениями (на русском языке);
7.3) один раз в квартал и при соблюдении режима секретности будут обмениваться информацией о законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск;
7.4) во II квартале 1998 года обменяются предложениями и при необходимости проведут встречу экспертов по вопросам повышения эффективности сотрудничества в рамках других договорных документов, в частности, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года;
7.5) один раз в квартал будут обмениваться информационно-аналитическими материалами и ведомственными периодическими изданиями.
8. Стороны проведут следующие встречи экспертов:
- в Москве во II квартале 1998 года - по вопросам гармонизации действующего в Российской Федерации и Республике Беларусь порядка перемещения через государственную границу спортивного и охотничьего огнестрельного оружия;
- в Минске в III квартале 1998 года - по вопросам перемещения через государственную границу и порядка возвращения несовершеннолетних, самовольно оставивших семьи или детские учреждения.
9. Стороны будут по мере необходимости направлять друг другу предложения о сотрудничестве в разработке, производстве и поставках специальных средств, имущества, техники и оборудования, используемых в деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также продукции, производимой на предприятиях уголовно-исполнительной системы.
10. Стороны поручат своим службам и экспертам:
- проработать во II квартале 1998 года вопрос о возможности обеспечения Министерству внутренних дел Республики Беларусь удаленного доступа к информационным массивам Межгосударственного информационного банка, держателем которого является Министерство внутренних дел Российской Федерации;
- рассмотреть в III квартале 1998 года возможность получения Министерством внутренних дел Республики, Беларусь базы данных автотранспорта, похищенного в государствах - участниках СНГ, и средств ее актуализации, а также согласовать вопросы взаимного обмена информацией о лицах, объявленных в межгосударственный розыск.
11. Стороны подтверждают свое намерение продолжать сотрудничество в вопросах лечения и оздоровления сотрудников и членов их семей, а также поручат своим медицинским службам организовать в 1998 году обмен путевками в ведомственные санаторно-курортные учреждения в соответствии с Соглашением о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения, подписанным в Минске 17 февраля 1995 года.
12. Стороны будут поощрять развитие сотрудничества между своими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями и подразделениями.
13. Стороны на основе отдельных договоренностей будут организовывать стажировки, обмен опытом и методическими рекомендациями в следственной и экспертно-криминалистической области.
14. Настоящий Протокол не препятствует Сторонам в проведении других совместных или скоординированных мероприятий в соответствии с законодательством и международными договорами своих государств.
15. Стороны до 15 ноября 1998 года обменяются предложениями о мероприятиях для включения в Протокол о сотрудничестве на 1999 - 2000 годы.
Совершено в г. Москве 30 сентября 1997 года в двух экземплярах на русском языке, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Министерство внутренних |
А.Куликов |
За Министерство внутренних |
В.Аголец |
Приложение 4
к решению коллегий N 6км/6км
от 30 сентября 1997 г.
Обращение
коллегий Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Российской Федерации к личному составу органов внутренних дел и внутренних войск государств - участников Союза Беларуси и России
Уважаемые коллеги!
Коллегии МВД Беларуси и МВД России отмечают, что подписание и вступление в силу Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Беларуси и России открыло новую страницу в российско-белорусских отношениях. Создана юридическая база для интенсивного развития всесторонних и взаимовыгодных связей двух дружественных государств, в том числе в борьбе с преступностью, которая в государствах Союза становится одной из наиболее острых социальных проблем.
Особую опасность приобрели ее организованные формы, наркобизнес, контрабанда, незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ, хищения автотранспорта, исторических и культурных ценностей, нелегальная миграция, незаконный вывоз сырья, энергоносителей, цветных и редкоземельных металлов.
Коллегии считают, что конструктивное сотрудничество, укрепление координации и взаимодействия в деятельности министерств внутренних дел Беларуси и России являются непременным условием повышения результативности борьбы с преступностью и реальным гарантом надежного обеспечения законных прав и интересов граждан Союза.
Качественное улучшение в этой области может быть достигнуто только в том случае, если необходимость практического взаимодействия будет осознана всеми сотрудниками, станет их убеждением, неотъемлемой составной частью их повседневной деятельности.
Необходимо решительно искоренить медлительность при исполнении поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам, которая приводит к затягиванию сроков предварительного следствия, а нередко к утрате доказательств и безнаказанности правонарушителей.
Мы обращаемся к каждому сотруднику органов внутренних дел государств - участников Союза Беларуси и России: честно и преданно служите делу правопорядка, действуйте решительно и твердо, профессионально грамотно и умело, наступательно и бескомпромиссно, мобилизуйте для раскрытия преступлений все имеющиеся силы и средства. Сегодня главное - практическое воплощение намеченных мер. От всех нас зависит, насколько эффективно и быстро они помогут оздоровить криминогенную обстановку в рамках Союза.
Коллегии МВД Беларуси и МВД России выражают твердую уверенность в том, что вы будете достойно выполнять свой долг. Мы надеемся, что в коллективах органов внутренних дел государств - участников Союза состоится заинтересованное и деловое обсуждение настоящего Обращения. Реальная и объективная оценка положения дел на местах придаст каждому из нас новые силы и энергию в решении поставленных задач по обеспечению законности и правопорядка в интересах граждан Беларуси и России.
Коллегия МВД Беларуси |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ МВД РФ от 2 октября 1997 г. N 640 "Об объявлении решения совместного заседания коллегий МВД Беларуси и МВД России от 30 сентября 1997 года N 6 км/6 км"
Текст приказа официально опубликован не был