В соответствии с решением Аккредитационной коллегии Минобразования России от 12.04.2000 N 3-2000-09-22 и учитывая вступление в силу государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования согласно Перечню направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденному приказом Минобразования России от 02.03.2000 N 686, с частичным изменением, утвержденным приказом Минобразования России от 14.11.2000 N 3260, Минобразование России направляет примерную форму заключения учебно-методического объединения (УМО) о подготовленности вуза к реализации открываемых основных образовательных программ высшего профессионального образования (приложение).
Заключение должно быть подготовлено на бланке УМО, а при его отсутствии на бланке базового вуза с указанием даты и исходящего номера.
К заключению УМО прилагается выписка из протокола заседания президиума или совета УМО, на котором рассмотрено данное заключение. Информируем вас, что приказом Минобразования России от 08.11.2000 N 3207 утвержден показатель государственной аккредитации высшего учебного заведения "Процент преподавателей, работающих в вузе на полную ставку (штатных преподавателей)" и его критериальные значения: для вузов, существующих до года, - не менее 15%, для вузов, существующих от года до трех лет - не менее 20%, для вузов, существующих от трех до пяти лет, - не менее 30%, для вузов, существующих от пяти до девяти лет, - не менее 40%, для вузов, существующих более девяти лет - не менее 50%.
О получении заключений учебно-методических объединений вузов России о подготовленности вуза к реализации новых образовательных программ см. письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 сентября 2004 г. N 01-128/05-01
При подготовке заключения УМО по дополнительным профессиональным программам, предусматривающим присвоение дополнительной квалификации, также следует пользоваться приведенной примерной формой заключения.
Письмо Минобразования России от 07.10.97 N 06-58-70ин/25-06 считать утратившим силу.
Заместитель министра |
В.Д.Шадриков |
Приложение
к письму Минобразования РФ
от 19 декабря 2000 г. N 24-58-303/10
Заключение
учебно-методического объединения о подготовленности вуза к реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования
Учебно-методическое объединение____________________________________
(полное наименование учебно-методического
объединения)
провело экспертизу подготовленности ____________________________________
(полное наименование вуза, филиала вуза)
к реализации основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста (бакалавра)________________________________
(код и наименование направления
подготовки и(или) специальности)
По заявленной основной образовательной программе подготовки кадров вузом представлены:
- ходатайство ученого совета вуза и выписка из протокола от _________ N _____ его заседания о введении соответствующей основной образовательной программы;
- рабочий учебный план;
- рабочие программы дисциплин;
- сведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой;
- сведения об информационном обеспечении;
- сведения о материально-техническом оснащении;
- сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса,
- сведения о местах проведения производственной практики.
Рассмотрев представленные в УМО материалы и ознакомившись с рабочим учебным планом, рабочими программами дисциплин, состоянием кадровой, информационно-библиографической, материально-технической подготовленности вуза к реализации новой основной образовательной программы подготовки кадров и сведениями о местах проведения производственных практик, УМО пришло к следующим выводам:
1. Структура и содержание рабочего учебного плана (федеральная компонента) по направлению (и/или специальности) отвечают (не отвечают) требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки государственного образовательного стандарта и примерному учебному плану.
При отклонении от обязательного минимума содержания указывается процент отклонения по каждому циклу (при необходимости по дисциплинам).
Национально-региональная (вузовская) компонента государственного образовательного стандарта данной основной образовательной программы представлена в рабочем учебном плане __________________________________ и обеспечивает (не обеспечивает) подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом.
Дисциплины по выбору студентов, а также факультативные дисциплины данной основной образовательной программы представлены в рабочем учебном плане____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ и содержательно дополняют (не дополняют) дисциплины, указанные в федеральной компоненте каждого цикла дисциплин.
Срок освоения основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) при очной форме обучения составляет ______ недель, что соответствует (не соответствует) требованиям государственного образовательного стандарта.
Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается _____ часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
Объем аудиторных занятий студентов при очной форме обучения не превышает _____ часов в неделю, при очно-заочной форме обучения не менее _____ часов в неделю, при заочной форме обучения студенту обеспечена возможность занятий с преподавателем не менее ______ часов в год.
Таким образом, структура и содержание рабочего учебного плана по направлению (и/или специальности) отвечают (не отвечают) требованиям государственного образовательного стандарта и примерному учебному плану.
2. К преподаванию общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественно-научных дисциплин будут привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания (___% докторов наук, профессоров; ___% кандидатов наук, доцентов). Из них на штатной основе привлекаются ___% преподавателей (___% докторов наук, профессоров; ___% кандидатов наук, доцентов).
К преподаванию общепрофессиональных и специальных дисциплин будут привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания (___% докторов наук, профессоров; ___% кандидатов наук, доцентов). Из них на штатной основе привлекаются ___% преподавателей (___% докторов наук, профессоров; ___% кандидатов наук, доцентов).
Для ведения ряда дисциплин будут привлечены преподаватели
________________________________________________________________________
(перечислить вузы и другие организации, из которых будут привлечены
преподаватели, форма привлечения)
В целом к преподаванию по вводимой специальности (и/или направлению) привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания (__% докторов наук, профессоров; ___% кандидатов наук, доцентов), на штатной основе привлекается ___ % преподавателей, из них доля лиц с учеными степенями и званиями составляет ___ %.
Таким образом, реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) обеспечивается (не обеспечивается) квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
3. Собственная библиотека вуза соответствует (не соответствует) требованиям "Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения", утвержденного приказом Минобразования России от 27.04.2000 N 1246.
По дисциплинам всех циклов рабочего учебного плана вуз располагает основными учебниками и учебными пособиями.
Вуз обеспечивает (не обеспечивает) доступ обучающихся к справочной, научной литературе, в том числе монографической, периодическим научным изданиям по профилю образовательной программы.
Вуз имеет (не имеет) современную информационную базу, обеспечивающую возможность оперативного получения и обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.
Кроме того, _______________________________________________________
(добавочные сведения по информационно-библиографической
обеспеченности)
Компьютеризация учебного процесса по циклам основной
образовательной программы обеспечивается _______________________________
(указать количество компьютеров и
обеспечение компьютерным временем
одного студента, наличие
компьютерных образовательных
программ, выхода в Интернет).
Вуз обеспечен (не обеспечен) основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса в рамках новой для вуза профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
4. В вузе имеются следующие лаборатории естественно-научного и общепрофессионального циклов:
Выпускающие кафедры имеют следующие лаборатории:
Учебно-научные помещения и лаборатории в полной мере обеспечены (не обеспечены) приборами и оборудованием специального назначения.
В целом обеспеченность учебно-лабораторным оборудованием отвечает (не отвечает) требованиям государственного образовательного стандарта и рабочим программам учебных дисциплин.
5. Основными базами практики студентов являются ___________________
________________________________________________________________________
(перечислить основные организации, являющиеся базами практики)
с которыми у вуза оформлены (не оформлены) договорные отношения.
Имеющиеся базы практики студентов обеспечивают (не обеспечивают)
возможность прохождения практики всех студентов в соответствии с учебным
планом.
Общие выводы
На основании проведенной экспертизы учебно-методического
объединения вузов России ______________________________ можно сделать
заключение, что кадровое, информационное, учебно-методическое и
материально-техническоеобеспечение образовательного процесса в
_________________________________ позволяет начать с____ года реализацию
(полное наименование вуза)
основной образовательной программы подготовки дипломированного
специалиста (бакалавра) по образовательной программе ___________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Эксперты:
(с указанием ученой степени, ___________________ Ф.И.О.
звания и должности) ___________________ Ф.И.О.
___________________ Ф.И.О.
Заключение рассмотрено и одобрено __________________________
(дата и номер протокола)
Председатель УМО ___________________ Ф.И.О.
Примечание:
При подготовке отрицательного заключения следует указывать конкретные замечания и рекомендации по пп.1-4 и в разделе "Общие выводы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 19 декабря 2000 г. N 24-58-303/10 "О форме заключения учебно-методического объединения о подготовленности вуза к реализации открываемых образовательных программ"
Текст письма опубликован в Межведомственном информационном бюллетене "ОВД" 2001 г., N 8