Письмо Минтруда РФ, Минздрава РФ и Фонда социального страхования РФ
от 18 января 2001 г. NN 305-АО, 2510/562-01-32, 02-08/10-133П
См. также письмо Фонда социального страхования РФ от 11 июня 2003 г. N 02-08/10-1392П
В связи с поступающими запросами по определению нуждаемости пострадавших в различных видах ухода и возмещению расходов на их осуществление, а также в целях упорядочения преемственности в работе учреждений медико-социальной экспертизы и исполнительных органов Фонда Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации разъясняют следующее:
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховщик производит оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, если по заключению учреждения МСЭ они признаны нуждающимися в данных видах помощи, обеспечения или ухода.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусматривает оплату страховщиком двух видов постороннего ухода за пострадавшим: постороннего (специального медицинского и бытового).
При этом нуждаемость в специальном медицинском уходе определяется при необходимости выполнения для пострадавшего специальных медицинских и санитарных процедур, постоянного медицинского наблюдения в объеме, предусмотренном функциональными обязанностями младшей медицинской сестры по уходу (наложение повязок больным с пролежнями, обработка раневых поверхностей, катетеризация мочевого пузыря с введением дизенфицирующих средств, бужирование мочевыводящего канала при стриктуре уретры и т.д.).
О толковании термина "специальный медицинский уход" см. письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 апреля 2005 г. N 10227/МЗ-14
Нуждаемость в постороннем бытовом уходе определяется пострадавшим при необходимости выполнения другим лицом бытовых и гигиенических мероприятий при полном или частичном ограничении самообслуживания и наличии физической зависимости, потребность в которых возникает регулярно на длительное время (приобретение продуктов питания, медикаментов, предметов одежды и обихода, приготовление пищи, уборка жилого помещения, стирка белья, мытье всего тела, оплата обязательных платежей, сопровождение пострадавшего (инвалида) при выходе из жилья и т.п.).
В связи с вышеизложенным, до принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации рекомендуем:
См. Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. N 286
учреждениям медико-социальной экспертизы - в случае необходимости ухода за пострадавшими определять два указанных вида ухода;
исполнительным органам Фонда - оплачивать пострадавшим, которым обеспечение по обязательному социальному страхованию назначено после вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, два вида постороннего (специального медицинского и бытового) ухода.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ обеспечение по страхованию лиц, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья до вступления в силу этого Закона, не может быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации, разрешаем исполнительным органам Фонда оплачивать пострадавшим расходы на постоянный посторонний уход в тех случаях, если они имели на него право до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона и получали соответствующие выплаты за счет средств работодателя независимо от начисления им надбавки и компенсационной выплаты к пенсии на эти цели.
Оплата исполнительным органом Фонда посторонних видов ухода в указанных случаях с учетом районных коэффициентов осуществляется пострадавшим, постоянно проживающим в местностях, где установлены подобные надбавки.
В связи с вышеизложенным пункты 6.3 и 6.5 "Временного порядка взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного и оплаты дополнительных расходов на ее проведение", разработанного Фондом социального страхования Российской Федерации (от 18.04.2000 г. N 02-08/10-943-П), совместно с Минздравом России (от 18.04.2000 г. N 2510/4245-23) и Минтрудом России (от 19.04.2000 г. N 2726-АО), следует применять с учетом данного разъяснения.
Заместитель министра труда |
А.И.Осадчих |
Первый заместитель министра |
А.И.Вялков |
Заместитель Председателя Фонда |
В.В.Линник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минтруда РФ, Минздрава РФ и Фонда социального страхования РФ от 18 января 2001 г. NN 305-АО, 2510/562-01-32, 02-08/10-133П
Текст письма опубликован в журнале "Экспресс-Закон", апрель 2001 г., N 15