Управление валютного контроля ГТК России, рассмотрев Ваше обращение от 22.03.2001 N 28-24/1593, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 10.2.1 совместной Инструкции Банка России и ГТК России от 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее - Инструкция) ее действие не распространяется на сделки физических лиц-резидентов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по которым стоимость ввозимых товаров, оплаченных наличными денежными средствами, не превышает в эквиваленте 10000 долларов США. Данный пункт Инструкции касается сделок индивидуальных предпринимателей-резидентов (в том числе "челноков"), совершенных на территории иностранного государства, по которым расчеты в наличной форме произведены за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства. В качестве документов, подтверждающих факт завершения таких расчетов могут рассматриваться чеки, счета и иные документы, используемые при розничной (оптовой, мелкооптовой) торговле товарами. Непредставление импортером таких документов, в том числе подтверждающих валюту платежа в соответствии с заявленным кодом характера сделки (графа 24 ГТД), может являться основанием для отказа в производстве таможенного оформления соответствующих товаров.
Указанием ЦБР и ГТК РФ от 29 июня 2004 г. NN 1461-У, 01-10/11 Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 4 октября 2000 г. N 91-И, 01-11/28644 признана утратившей силу
О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок см. Инструкцию ЦБР от 15 июня 2004 г. N 117-И
В случае, если расчеты с нерезидентом за ввозимые индивидуальными предпринимателями-резидентами на таможенную территорию Российской Федерации товары будут производиться после их реализации, такие условия проведения расчетов свидетельствуют о наличии договорных отношений между резидентом и нерезидентом. Информация об имеющихся счетах-фактурах также может свидетельствовать о наличии внешнеторгового договора. Таможенное оформление указанных товаров должно производиться в соответствии с положениями Инструкции (то есть с представлением ПСи). Непредставление ПСи при таможенном оформлении товаров по договору, на который распространяется требование об оформлении ПСи, является основанием для отказа в выпуске товаров в соответствии с приказом ГТК России от 20.11.2000 N 1053. При отсутствии ПСи в связи с тем, что импортером заключен договор, предусматривающий оплату товаров наличной валютой, импортеру следует привести условия расчетов по договору в соответствие с валютным законодательством Российской Федерации (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации", пункт 2.1. Инструкции).
В соответствии со статьей 19 Таможенного кодекса Российской Федерации все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, в том числе и при осуществлении внешнеэкономической деятельности в порядке, предусмотренном названным кодексом.
Таможенное оформление перемещаемой индивидуальными предпринимателями наличной валюты осуществляется в порядке, установленном для физических лиц, то есть в соответствии с Инструкцией по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной приказом ГТК России от 25.01.99 N 38. Иной порядок таможенного оформления при перемещении валюты индивидуальными предпринимателями не установлен.
В связи с изложенным, полагаем, что оснований для привлечения индивидуальных предпринимателей к ответственности по статье 275 Таможенного кодекса Российской Федерации, в случаях, изложенных в запросе, не имеется. Также обращаем Ваше внимание, что вопросы применения главы 39 Таможенного кодекса Российской Федерации относятся также и к компетенции Управления таможенных расследований и дознаний ГТК России.
Первый заместитель начальника |
В.А.Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 21 мая 2001 г. N 13-15/19821 "Об осуществлении валютного контроля"
Текст письма официально опубликован не был