Решение Верховного Суда РФ от 26 октября 2000 г. N ГКПИ00-1120
См. также Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2001 г. N КАС 01-208
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 января 2001 г. N КАС 00-551 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Председательствующего - Зайцева В.Ю.,
при секретаре - Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора - Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению акционерной нефтяной компании "Башнефть", Сагитовой З.Р., Исаевой Л.А. и Батраевой Л.Ф. о признании частично недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 1992 г. N 828, в редакции от 22 августа 1998 г. N 1004,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации N 828 от 28 октября 1992 г. было утверждено "Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна", в редакции от 22 августа 1998 г. N 1004, (далее - Положение).
Абзацами 2 и 3 пункта 10 Положения предусмотрено, что регулярные платежи за право на добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимость его добычи. При этом стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость.
Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно-географических, горнотехнических условий, оценки риска пользователя недр и рентабельности разработки месторождения и устанавливаются органами, предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или аукционов.
В соответствии с пунктами 12 и 13 Положения в случае реализации пользователем недр части минерального сырья или продуктов его технологического передела по бартеру или для экспортных поставок в общую стоимость минерального сырья для определения размера платежей включаются также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте или в рублях (для рублевой зоны) и стоимость сырья по прямому обмену, оцениваемых по рыночному курсу на аналогичное сырье или продукты его передела на момент их реализации.
При реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.
Акционерная нефтяная компания "Башнефть", акционеры данной компании Сагитова З.Р., Исаева Л.А. и Батраева Л.Ф. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными вышеприведенных предписаний постановления Правительства Российской Федерации, ссылаясь на их незаконность.
В судебном заседании представитель АНК "Башнефт" Колковский Ю.В., заявительница Сагитова Э.Р., представляющая также интересы других заявителей, просили об удовлетворении заявленных требований за исключением первого предложения абзаца 2 пункта 10 оспариваемого Положения.
Представители Правительства Российской Федерации Янина Н.Г. и Летягин О.В. требования заявителей не признали и просили суд отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., просившей удовлетворить требования заявителей, Верховный Суд Российской Федерации находит, что требования заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Данные принципы были определены на момент принятия оспариваемого Положения Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а в настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации и указанным Законом в действующей части.
Из анализа пунктов 1 и 2 статьи 1, статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, считается установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 9 Налогового кодекса Российской Федерации налог на пользование недрами относится к федеральным налогам. Следовательно, существенные элементы налогообложения по указанному закону могут быть установлены только федеральным законом, а не нормативным актом Правительства Российской Федерации.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка и имеется в виду пункт 9 статьи 13 Налогового кодекса РФ
Между тем при рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемые заявителями предписания Положения устанавливают и дополняют ряд элементов обложения по федеральному налогу на пользование недрами.
Так, во втором предложении абзаца 2 пункта 10 Положения указано, что "стоимость добытого минерального сырья (то есть элемент налогообложения налоговая база) определяется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость". Указанное предписание не может быть признано законным, поскольку аналогичного положения в Законе Российской Федерации "О недрах" не содержится.
В части 4 статьи 41 названного Закона предусмотрено, что размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами горного надзора.
Таким образом, предписание второго предложения абзаца 2 пункта 10 Положения о том, что "стоимость добытого минерального сырья определяется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость" фактически дополняет приведенную норму Закона по определению налоговой базы при исчислении платежей за пользование недрами. Поскольку, как уже отмечалось, Правительство Российской Федерации делать этого не вправе, данное предписание должно быть признано судом недействительным по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны законными предписания пунктов 12 и 13 Положения, содержащие не закрепленные в федеральном законодательстве нормы об определении налоговой базы, ставок и порядка исчисления платежей (налога) на пользование недрами в случаях реализации минерального сырья по бартеру или для экспортных поставок, а также при реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья.
Подлежит признанию недействительным и закрепленное в абзаце 3 пункта 10 Положения предписание о том, что "конкретные размеры регулярных платежей за добычу полезных ископаемых определяются и устанавливаются органами, предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или аукционов", поскольку размер налоговой ставки (существенный элемент налогообложения) за пользование недрами может быть определен только федеральным законом.
Возражая против заявленных заявителями требований, представители Правительства Российской Федерации ссылались на положения части 7 статьи 41 Закона Российской Федерации "О недрах".
В указанной правовой норме закреплено, что порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии.
Суд полагает, что приведенные положения Закона Российской Федерации "О недрах" не позволяют отказать заявителям в удовлетворении их требований.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 16-П от 11 ноября 1997 г. "По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации", отнесение к ведению Правительства Российской Федерации установления существенных элементов налогового обязательства не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.
В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации признал положения части второй статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" об установлении размеров сбора за пограничное оформление, а также категории владельцев транспортных средств и грузов, иных лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты указанного сбора, Правительством Российской Федерации не соответствующим Конституции Федерации, ее статье 57.
В силу статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" указанное постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступило в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно. Принимая во внимание, что в части 7 статьи 41 Закона Российской Федерации "О недрах" содержатся правовые положения аналогичные тем, которые были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 г. N 16-П, суд не вправе ими руководствоваться при рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь ст.191-197, 231, 232, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление акционерной нефтяной компании "Башнефть", Сагитовой З.Р., Исаевой Л.А. и Батраевой Л.Ф. - удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) второе предложение абзаца 2 пункта 10, абзац 3 пункта 10, пункты 12 и 13 "Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1992 г. N 828, в редакции от 22 августа 1998 г. N 1004.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 10 Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.1992 г. N 828, стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета НДС.
Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению и устанавливаются органами, предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или аукционов.
Акционерное общество и группа его акционеров посчитали, что, предусмотрев данные нормы, Правительство РФ неправомерно дополнило установленные законом элементы налогообложения, и обратились в Верховный Суд РФ.
При рассмотрении настоящего дела Верховный Суд исходил из того, что согласно подп.9 п.1 ст.13 НК РФ налог на пользование недрами является федеральным налогом. В силу с п.1 ст.17 НК РФ федеральный налог считается установленным, если в федеральном законе определены налогоплательщики и все элементы налогообложения.
В связи с этим необходимо отметить, что Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" не предусматривает таких правил определения налоговой базы, которые предусмотрены в абзацах 2 и 3 п.10 вышеназванного Положения. Следовательно, установив данные правила, Правительство РФ вышло за рамки полномочий, предоставленных ему законом.
Кроме того, заявители обжаловали п.12 указанного Положения, согласно которому в случае реализации части минерального сырья или продуктов его технологического передела по бартеру или для экспортных поставок в общую стоимость минерального сырья для определения размера платежей включаются также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте или в рублях и стоимость сырья по прямому обмену.
Также был обжалован п.13 данного Положения, в силу которого при реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.
Приведенные положения также признаны недействительными на том основании, что ими изменяются элементы налогообложения, установленные Законом РФ "О недрах".
В обоснование своего решения Верховный Суд также сослался на постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 г. N 11-П, согласно которому Правительство РФ не вправе устанавливать существенные элементы налогового обязательства, поскольку таковые должны устанавливаться законом.
На основании изложенного Верховный Суд удовлетворил требования заявителей.
Решение Верховного Суда РФ от 26 октября 2000 г. N ГКПИ00-1120
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, август 2001 г., N 8
Текст решения с учетом исправлений, внесенных определением Верховного Суда РФ от 20 ноября 2000 г. N ГКПИ00-1120
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 января 2001 г. N КАС 00-551 настоящее решение оставлено без изменения