Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. N 138-О "По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

МНС РФ обратилось в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 г. N 24-П, в котором была сформулирована правовая позиция относительно момента, с которого налогоплательщик считается исполнившим обязанность по уплате налога.

В своем ходатайстве МНС РФ просило разъяснить, следует ли считать налог уплаченным в случае формального списания денежных средств со счета налогоплательщика, когда данные суммы в действительности не перечисляются в бюджет, а также когда данные суммы отсутствуют на корреспондентском счете банка при их формальном зачислении банком на счета налогоплательщика.

Как указал Конституционный Суд, по сути, в ходатайстве поставлен вопрос о том, подлежит ли применению правовая позиция, выраженная в вышеприведенном постановлении, к недобросовестным налогоплательщикам.

В соответствии с п.7 ст.3 НК РФ в сфере налоговых правоотношений действует принцип добросовестности налогоплательщика. Именно на необходимости обеспечения интересов добросовестных налогоплательщиков основывается правовая позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в постановлении от 12.10.1998 г. N 24-П, согласно которой запрещается повторное списание налогов в бюджет со счетов добросовестных налогоплательщиков.

Следовательно, осуществление принудительного взыскания не поступивших в государственную казну налогов с недобросовестных налогоплательщиков не может рассматриваться в качестве нарушения права частной собственности.

В то же время из указанного обстоятельства также вытекает обязанность налоговых органов по доказыванию недобросовестности налогоплательщиков и банков в установленном законодательством порядке.

Помимо этого, налоговые органы могут систематически информировать налогоплательщиков о банках, за услугами которых не следует обращаться, а также направлять налогоплательщикам требования об отзыве расчетных документов на списание налогов.

Таким образом, выводы, сделанные Конституционным Судом РФ в постановлении от 12.10.1998 г. N 24-П, подлежат применению только в отношении добросовестных налогоплательщиков.

 

Определение Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. N 138-О "По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

 

Текст определения опубликован в "Российской газете" от 1 августа 2001 г. N 145, в еженедельном приложении к газете "Финансовая Россия" от 8 августа 2001 г. N 28, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 августа 2001 г. N 32 ст. 3410, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 9 августа 2001 г. N 15, в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 9, в журнале "Налоговый вестник", 2001 г., N 10, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2002 г., N 2, в журнале "Закон", июнь 2002 г., N 6