Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 14 июня 2001 г. N 04-04-07/93
С 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ глава 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ отменена. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования регулируется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ
Вопрос: Общественный Фонд - некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами, получает денежные средства от российских и иностранных предприятий - судоходных компаний.
Данный фонд из полученных средств производит выплаты пенсионерам - бывшим работникам предприятий - в виде ежемесячных доплат к пенсии, а также оказывает материальную помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, многодетным семьям и вдовам погибших работников-моряков предприятий.
Должны ли суммы, выплачиваемые фондом по вышеперечисленным основаниям, облагаться единым социальным налогом?
В абзаце 4 п.З Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных Приказом МНС России от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/465, отражено, что выплаты, осуществляемые благотворительными организациями в рамках своей деятельности, подлежат налогообложению ЕСН. В то же время в письме МФ РФ (ответ на частный запрос) содержится мнение, что благотворительные общества не должны являться плательщиками ЕСН с сумм благотворительной или безвозмездной помощи лицам, не выполняющим какие-либо работы для благотворительного фонда (письмо N 04-04-07/39 от 26.03.2001 г.). В том же письме содержится мнение о разночтениях в понимании п.1 ст.236 Налогового кодекса и необходимости внесения изменений и дополнений в данную статью.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел ваше письмо по вопросу начисления единого социального налога на суммы благотворительной или безвозмездной помощи, оказываемой физическим лицам благотворительными организациями, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)" объектом налогообложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором.
Таким образом, благотворительный фонд как работодатель, безусловно, является налогоплательщиком единого социального налога в отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников (штатных и привлекаемых на условиях договоров или без договоров) за выполнение каких-либо работ.
При этом фонд не является налогоплательщиком единого социального налога в отношении тех сумм, которые не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для фонда, в связи с чем суммы благотворительной помощи лицам, не выполняющим работы для фонда, не включаются в объект налогообложения для исчисления единого социального налога (взноса) как на основании положений статьи 236, так и на основании статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с отсутствием организации-работодателя).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2001 г. N 15 в настоящее время Минфином России совместно с заинтересованными министерствами и государственными социальными внебюджетными фондами разработан и представлен в Правительство Российской Федерации 31 мая 2001 г. законопроект по внесению изменений и дополнений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)".
В указанном законопроекте помимо других дополнений предлагается исключить из объекта налогообложения для исчисления единого социального налога выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовыми, гражданско-правовыми, авторскими и лицензионными договорами. Указанная норма приводит в настоящее время к неправильному толкованию вопроса налогообложения благотворительных и иных некоммерческих организаций по выплатам, производимым ими безвозмездно в пользу физических лиц, а также грантов, предоставляемых международными и иностранными организациями.
При этом следует отметить, что до внесения вышеуказанных изменений и дополнений в законодательном порядке, приказом МНС России от 28.04.2001 г. N БГ-3-07/138 внесены изменения в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденные приказом МНС России от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/465, в соответствии с которым из текста Рекомендаций исключается абзац 4 пункта 3 следующего содержания: "подлежат налогообложению единым социальным налогом (взносом) выплаты, осуществляемые благотворительными организациями в рамках благотворительной деятельности, в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, как в денежной, так и в натуральной форме.".
Таким образом, в ближайшее время будет решена проблема налогообложения благотворительных организаций.
Руководитель Департамента |
А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 14 июня 2001 г. N 04-04-07/93
Текст письма официально опубликован не был