1. Преступность представляет собой серьезную проблему в национальном, а в ряде случаев и в международном масштабе. Некоторые формы преступности могут препятствовать политическому, экономическому, социальному и культурному развитию народов и ставить под угрозу права человека, основные свободы, а также мир, стабильность и безопасность. В некоторых случаях она требует от сообщества наций согласованных ответных действий, направленных на уменьшение возможностей совершения преступлений и решение соответствующих социально-экономических проблем, таких, как бедность, неравенство и безработица. Всемирный форум, каковым является Организация Объединенных Наций, призван сыграть важную роль, и следует повысить эффективность ее вклада в многостороннее сотрудничество в этой области.
2. В последние годы во многих странах имели место динамичные и далеко идущие социальные и экономические преобразования. Развитие само по себе не порождает преступности, особенно когда его плоды справедливо распределяются между всеми народами, способствуя тем самым улучшению общих социальных условий; однако несбалансированное или недостаточно хорошо спланированное развитие способствует росту преступности.
3. Успех систем уголовного правосудия и стратегий предупреждения преступности зависит от прогресса, достигнутого в области сохранения мира, улучшения социальных условий, прогресса в установлении нового международного экономического порядка и повышения качества жизни. Многоплановый и межотраслевой характер предупреждения преступности и уголовного правосудия, включая их связь с вопросом обеспечения мира, требует координации действий различных учреждений в целом ряде областей деятельности.
4. Предупреждение преступности и уголовное правосудие следует рассматривать в контексте экономического развития, политических систем, социальных и культурных ценностей и социальных преобразований, а также в контексте нового международного экономического порядка. Система уголовного правосудия должна в полной мере учитывать многообразие политических, экономических и социальных систем и постоянно изменяющиеся условия общества.
5. С учетом этих общих соображений на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в качестве основных элементов эффективного плана действий выносятся следующие рекомендации:
a) правительства должны придавать первостепенное значение предупреждению преступности и уголовному правосудию, в частности путем укрепления национальных механизмов предупреждения преступности и выделения необходимых средств;
b) заинтересованные правительства должны как можно активнее сотрудничать на двусторонней и многосторонней основе в целях усиления мер по предупреждению преступности и укрепления процесса уголовного правосудия, осуществляя ориентированные на действия программы и проекты;
c) поскольку концепция преступности носит динамичный характер, Организация Объединенных Наций и государства-члены должны укреплять свой потенциал в области проведения исследований и принимать меры по развитию необходимых баз данных, касающихся преступности и уголовного правосудия. В частности, следует уделять внимание возможной взаимосвязи между преступностью и отдельными аспектами развития, такими, как структура и рост населения, урбанизация, индустриализация, жилищный вопрос, миграция и возможности в области трудоустройства;
d) необходимо также продолжать изучение вопроса о преступлениях и преступности в связи с вопросом о правах человека и основных свободах и проводить исследование традиционных и новых форм преступности;
e) государствам-членам следует принять конкретные и безотлагательные меры в целях ликвидации расовой дискриминации, в частности апартеида, и других форм угнетения и дискриминации народов и воздерживаться от совершения любых актов, подрывающих суверенитет и независимость государств;
f) первоочередное внимание должно уделяться борьбе с терроризмом во всех его формах, включая при необходимости скоординированные и согласованные действия международного сообщества;
g) крайне необходимо предпринять значительные усилия по борьбе и в конечном счете искоренению пагубных явлений незаконной торговли и злоупотребления наркотиками, а также организованной преступности, каждое из которых подрывает и дестабилизирует общество;
h) следует уделять неослабное внимание совершенствованию систем уголовного правосудия в целях укрепления их способности реагировать на изменения общественных условий и потребностей, а также на новые формы преступлений и преступности. Организация Объединенных Наций должна содействовать обмену информацией и опытом между государствами-членами и проводить изыскания и программные исследования, опираясь на имеющийся опыт;
i) неправительственным организациям следует и впредь принимать активное участие в работе Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;
j) Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций предлагается в консультации с Комитетом по предупреждению преступности и борьбе с ней провести обзор деятельности и программы работы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, включая работу региональных и межрегиональных институтов Организации Объединенных Наций, с тем чтобы определить приоритеты и обеспечить постоянную способность Организации Объединенных Наций учитывать возникающие потребности и реагировать на них. Особое внимание в этом обзоре следует уделять улучшению координации соответствующих видов деятельности, осуществляемой в рамках Организации Объединенных Наций во всех смежных областях. Учитывая многообразие экономических, социальных и культурных условий, настоятельно необходимо также начать осуществление и произвести укрепление субрегиональных, региональных и межрегиональных программ Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, согласовывая принимаемые меры с соответствующими государствами-членами;
k) следует укрепить региональные и межрегиональные институты Организации Объединенных Наций и их программы, с тем чтобы обеспечить их соответствие требованиям их пользователей. Следует принять меры по скорейшему созданию в Африке регионального института по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, учреждение которого откладывается уже в течение длительного периода времени;
l) в незамедлительном порядке следует расширить возможности Организации Объединенных Наций в области развития технического сотрудничества с развивающимися странами на основе поступающих от них запросов, в частности в таких областях, как подготовка кадров, планирование, обмен информацией и опытом, повторная оценка правовых систем с учетом изменяющихся социально-экономических условий и соответствующих мер борьбы с преступностью во всех ее формах. Следует принять необходимые меры по развитию региональных консультативных служб в этой области. Все эти усилия требуют соответствующих ресурсов;
m) государствам-членам следует активизировать свои усилия по обеспечению как можно более широкого участия общественности в предупреждении преступности и борьбе с ней и в этих целях вести максимально широкую просветительную деятельность среди общественности.
6. Государства-члены настоятельно призываются осуществлять План действий в качестве коллективных усилий международного сообщества, направленных на решение серьезной проблемы, пагубное и дестабилизирующее воздействие которой на общество будет неизбежно усиливаться, если в срочном и первоочередном порядке не будут приняты конкретные и конструктивные меры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Миланский план действий (принят VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями и одобренный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 г.)
Текст плана приводится по изданию Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк, 1992)