Генеральная Ассамблея,
принимая во внимание Миланский план действий*(1), принятый седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренный Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 40/32 от 29 ноября 1985 года,
принимая во внимание также Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка*(2), которые в принципе 37 предусматривают, что Организации Объединенных Наций следует разработать типовые документы, которые можно было бы использовать как международные и региональные конвенции, а также как руководство по вопросу соблюдения национального законодательства,
ссылаясь на резолюцию 1 седьмого Конгресса*(3), в которой к государствам-членам был обращен настоятельный призыв активизировать, среди прочего, свою деятельность на международном уровне по борьбе с организованной преступностью, включая, в случае необходимости, заключение двусторонних договоров о выдаче и взаимной юридической помощи,
ссылаясь также на резолюцию 23 седьмого Конгресса об уголовных актах террористического характера*(3), в которой содержался призыв ко всем государствам принять меры для укрепления сотрудничества, особенно в области выдачи правонарушителей,
обращая внимание на Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ*(4),
признавая ценный вклад правительств, неправительственных организаций и отдельных экспертов, особенно правительства Австралии и Международной ассоциации уголовного права,
будучи глубоко озабочена эскалацией как национальной, так и международной преступности,
будучи убеждена, что заключение двусторонних и многосторонних соглашений о выдаче будет в значительной мере содействовать развитию более эффективного международного сотрудничества в борьбе с преступностью,
сознавая необходимость уважения человеческого достоинства и напоминая о правах, которыми наделено любое лицо, участвующее в уголовном разбирательстве, в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека*(5) и Международным пактом о гражданских и политических правах*(6),
осознавая, что во многих случаях действующие двусторонние механизмы выдачи устарели и должны быть заменены новыми с учетом недавних изменений в международном уголовном праве,
признавая важное значение типового договора о выдаче как эффективного средства решения вопросов, связанных со сложными аспектами и серьзными последствиями преступности, особенно в ее новых формах и измерениях,
1. принимает типовой договор о выдаче, содержащийся в приложении к настоящей резолюции, в качестве полезной основы, которая могла бы помочь государствам, заинтересованным в проведении переговоров и заключении двусторонних соглашений, направленных на совершенствование сотрудничества в вопросах предупреждения преступности и уголовного правосудия;
2. предлагает государствам-членам, если они еще не установили договорные отношения с другими государствами в области выдачи или если они хотят пересмотреть существующие договорные отношения, во всех соответствующих случаях принимать во внимание типовой договор о выдаче, прилагаемый к настоящей резолюции;
3. настоятельно призывает все государства и впредь расширять международное сотрудничество в области уголовного правосудия;
4. просит Генерального секретаря довести настоящую резолюцию с прилагаемым к ней типовым договором до сведения государств-членов;
5. настоятельно призывает также государства-члены периодически информировать Генерального секретаря о прилагаемых усилиях по заключению соглашений о выдаче;
6. просит Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней периодически рассматривать прогресс, достигнутый в этой области;
7. просит Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней по просьбе государств-членов давать им консультации и оказывать помощь в разработке законодательства, обеспечивающего выполнение обязательств по таким договорам, которые будут заключены на основании типового договора о выдаче;
8. предлагает государствам-членам представлять Генеральному секретарю по его просьбе положения их законодательства о выдаче, чтобы их можно было доводить до сведения тех государств-членов, которые хотят ввести или развить далее законодательство в этой области.
68-е пленарное заседание
14 декабря 1990 года
------------------------------
*(1) См. Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан, 26 августа - 6 сентября 1985 года: доклад, подготовленный Секретариатом (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N R. 86. IV. 1), глава I, раздел А.
*(2) Там же, раздел В.
*(3) Там же, раздел Е.
*(4) E/CONF. 82/15 и Corr. 2.
*(5) Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи.
*(6) Резолюция 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи, приложение.
*(7) Ссылка на вынесение приговора может требоваться не для всех стран.
*(8) Некоторые страны могут счесть целесообразным опустить данный пункт или предусмотреть факультативное основание для отказа в соответствии со статьей 4.
*(9) Некоторые страны могут пожелать внести следующее дополнение: "Ссылка на правонарушение политического характера не включает какого-либо нарушения, в отношении которого Стороны приняли на себя обязательство во исполнение любой многосторонней конвенции осуществлять судебное преследование в случаях, когда они не осуществляют выдачу, а также никакого другого правонарушения, которое Стороны согласились не считать правонарушением политического характера для целей выдачи".
*(10) Некоторые страны могут сделать это положение одним из факультативных оснований для отказа в соответствии со статьей 4.
*(11) Некоторые страны, возможно, пожелают добавить в статью 3 следующее основание для отказа: "Если в соответствии с доказательственными нормами запрашиваемого государства нет достаточного доказательства того, что лицо, чья выдача запрашивается, является стороной правонарушения (см. также сноску*(14)).
*(12) Некоторые страны, возможно, пожелают применить аналогичное ограничение в отношении приговора о пожизненном или бессрочном тюремном заключении.
*(13) Некоторые страны, возможно, пожелают сделать специальную ссылку на судно под их флагом или воздушное судно, зарегистрированное в соответствии с их законодательством на момент совершения правонарушения.
*(14) Страны, требующие судебной оценки достаточности доказательства, возможно, пожелают добавить следующее условие: "... и достаточное доказательство в приемлемой для законодательства запрашиваемого государства форме, устанавливающее согласно доказательственным нормам этого государства, что данное лицо является стороной правонарушения" (см. также сноску *(11)).
*(15) Законодательство некоторых стран требует удостоверения подлинности документов, передаваемых из других стран, прежде чем эти документы могут быть приняты на рассмотрение их судов, и поэтому потребует оговорки о существующих требованиях к удостоверению подлинности.
*(16) Некоторые страну могут добавить в качестве третьего условия ясно выраженное согласие самого лица.
*(17) Некоторые страны могут предпочесть не принимать на себя такое обязательство и могут привести другие основания для решения вопроса о целесообразности выдачи разрешения.
*(18) Некоторые страны могут договориться о других основаниях для отказа, в частности, связанных с характером правонарушения (например, политическое, налоговое, военное) или со статусом конкретного лица (например, собственные граждане).
*(19) Некоторые страны могут рассмотреть вопрос о компенсации за понесенные расходы в случае отмены просьбы о выдаче или временном аресте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/116 "Типовой договор о выдаче"
Текст Резолюции приводится по изданию Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк, 1992 г.)