Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму МНС РФ
от 14 августа 2001 г. N ВБ-6-04/619
Разъяснения
по вопросам порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
27 апреля 2002 г.
1. Вопрос. Возникает ли у физических лиц, производящих обмен иностранной валюты одного иностранного государства на иностранную валюту другого государства по кросс-курсу Банка России, объект обложения налогом на доходы физических лиц?
Ответ. В соответствии с Указаниями Банка России от 28 мая 1999 г. N 568-У "О внесении изменений и дополнений в Перечень отчетности и другой информации, представляемой кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации", Указаниями Банка России "О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации" и Указаниями Банка России "О порядке составления и представления отчетности территориальными учреждениями Банка России в Центральный банк Российской Федерации" кросс - курс Банка России - это валютный курс одной иностранной валюты к другой иностранной валюте, рассчитанный по установленным Банком России официальным курсам этих валют к российскому рублю.
В связи с этим у физических лиц, производящих обмен иностранной валюты одного иностранного государства на иностранную валюту другого государства по кросс-курсу Банка России, не возникает объект обложения налогом на доходы физических лиц.
2. Вопрос. В каком порядке исчисляется налоговая база с суммы процентного дохода по вкладу в банке, начисленного за период с 20 декабря 2000 года по 20 января 2001 года, если проценты начисляются 20 января 2001 года?
Ответ. В соответствии со ст.31 Федерального закона от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая Налогового кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
В соответствии с вышеизложенным, действие части второй Налогового кодекса в части налогообложения процентных доходов по вкладам в банке распространяется на проценты, выплаченные либо перечисленные на счета клиентов банка в 2001 г., в том числе по договорам банковского вклада, заключенным до 1 января 2001 г.
Согласно п.1 ст.223 части второй Кодекса датой фактического получения указанного дохода считается день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
3. Вопрос. Подлежат ли налогообложению суммы районных коэффициентов и процентных надбавок, выплачиваемых в соответствии с Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"?
Ответ. Суммы коэффициентов и суммы надбавок за стаж работы, начисляемых к заработной плате и выплачиваемых во исполнение статей 10 и 11 Закона РФ от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", не являются компенсационными выплатами, подпадающими под действие п.3 ст.217 части второй Налогового кодекса. Такие выплаты подлежат налогообложению согласно пункту 1 статьи 224 Кодекса по ставке 13% по совокупности с основным заработком работника, учитываемым в целях налогообложения нарастающим итогом с начала налогового периода.
4. Вопрос. Организация получила заемные средства от физического лица. За пользование такими средствами физическому лицу выплачиваются проценты. По какой ставке облагается полученный физическим лицом доход?
Ответ. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам физических лиц от источников в Российской Федерации относятся проценты, полученные налогоплательщиком от российской организации.
Такие доходы, полученные физическими лицами-заимодавцами в виде процентов по долговому обязательству, выплачиваемые организацией-заемщиком, подлежат налогообложению по месту их выплаты по ставке 13%, предусмотренной пунктом 1 статьи 224 Кодекса.
5. Вопрос. В случае продажи работнику организации в 2001 году квартиры на условиях оплаты в рассрочку, возникает ли у такого лица объект налогообложения в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами?
Ответ. В соответствии с пп.1 п.1 ст.212 Налогового кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
В случае продажи организацией своему работнику квартиры в рассрочку, объект налогообложения в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 212 Кодекса не возникает, и определение материальной выгоды не производится.
6. Вопрос. Производится ли расчет материальной выгоды за пользование кредитом, выданным налогоплательщику банком в 1997 году, срок возврата которого истек в 2000 году?
Ответ. Исчисление материальной выгоды производится по остаточным суммам кредитов, не возвращенных банку на 1 января 2001 года, в порядке, установленном статьей 212 Налогового кодекса. Налог с суммы материальной выгоды за пользование банковским кредитом исчисляется по ставке 13 процентов, предусмотренной пунктом 1 статьи 224 Кодекса.
7. Вопрос. Производится ли после 1 января 2001 г. определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды за пользование заемными средствами, выданными до 1 января 2001 г. на строительство (приобретение) жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика, а также выданными после 1 января 2001 г. на строительство жилого дома или квартиры в соответствии с целевыми программами, принятыми законодательными органами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления, не предусматривающими уплату процентов за пользование такими займами (ссудами), либо уплачиваемая процентная плата составляет менее трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату выдачи таких средств?
Ответ. С 1 января 2001 г. налогообложение сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами осуществляется в соответствии с положениями статьи 212 Налогового кодекса, не предусматривающей исключений в случае выдачи заемных (кредитных) средств на строительство (приобретение) жилья на основании законодательных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и решений органов местного самоуправления.
Применение к указанным заемным средствам положений подпункта 3 статьи 217 Налогового кодекса, то есть отнесение их к компенсационным выплатам, неправомерно. К компенсационным выплатам относятся суммы (выплаты в натуральной форме), производимые с целью возмещения различных потерь, убытков, расходов налогоплательщика.
Поэтому возвратные займы (ссуды, кредиты), выданные на льготных условиях, не предусматривающих уплату процентов либо процентная плата составляет менее трех четвертых ставки рефинансирования (менее 9% годовых по валютным заемным (кредитным) средствам), после 1 января 2001 г. подпадают под действие статьи 212 Налогового кодекса в части определения налоговой базы в связи с получением дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами.
8. Вопрос. Согласно п.7.1.5 Примерных правил страхования жизни с условием выплаты страховой ренты, утвержденных Приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 20.06.96 N 02-02/17, страхователь - физическое лицо имеет право на получение ссуды в размере не более выкупной суммы, исчисленной исходя из размера страхового резерва, сформированного за счет уплаченных взносов на момент выдачи ссуды. Возникает ли по таким ссудам объект налогообложения в виде материальной выгоды, предусмотренной пп.1 п.1 статьи 212 Налогового кодекса?
Ответ. Статьей 212 Налогового кодекса определено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является экономия на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
Страховой взнос согласно п.1 статьи 11 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" является платой за страхование. С момента уплаты страхового взноса страхователем - физическим лицом страховщик направляет эти суммы на формирование страховых резервов и покрытие расходов на ведение дела. В соответствии со ст.26 названного Закона РФ и Правилами размещения страховых резервов, утвержденными Приказом Росстрахнадзора от 14.03.95 N 02-02/06, выдача ссуд страхователям является одним из направлений размещения средств страховых резервов, сформированных по договорам страхования жизни.
Поскольку ссуды, выдаваемые страховой компанией, не могут рассматриваться в качестве возврата средств страхователей, по таким заемным средствам определяется налоговая база в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 212 Налогового кодекса.
9. Вопрос. Как определяется материальная выгода, полученная физическими лицами от приобретения ценных бумаг?
Ответ. В соответствии с пунктом 4 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг; определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов на их приобретение. Дата фактического получения дохода от приобретения ценных бумаг с учетом пп.3 п.1 ст.223 Кодекса определяется как день приобретения ценных бумаг, то есть объект налогообложения возникает на дату перехода права собственности на приобретенные ценные бумаги к физическому лицу - покупателю.
Порядок определения рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг и предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг Российской Федерации.
С учетом изложенного, если физическое лицо приобрело обращающиеся ценные бумаги по цене ниже рыночной, определяемой с учетом предельной границы колебаний, налоговая база для целей применения пункта 4 статьи 212 Кодекса исчисляется как разница между рыночной ценой таких бумаг, скорректированной с учетом предельной границы колебаний, и фактическими расходами физического лица на их приобретение.
Если физическое лицо приобретает ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, не имеющие рыночной котировки на дату их приобретения, и упомянутая сделка купли-продажи совершается на не противоречащих действующему законодательству условиях, предполагается, что цена, по которой приобретаются бумаги, соответствует рыночной цене. Доход физического лица в виде материальной выгоды в таком случае отсутствует.
10. Вопрос. Как определяется налогооблагаемый доход налогоплательщика при наступлении страхового случая по договорам добровольного имущественного страхования в случае угона застрахованного имущества или его хищения?
Ответ. Пунктом 4 статьи 213 Налогового кодекса предусмотрено, что по договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:
гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора (на дату наступления страхового случая - по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов;
повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между полученной страховой выплатой и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных на страхование этого имущества страховых взносов.
Учитывая приведенную редакцию нормы Кодекса, при получении страховых выплат в иных случаях, в том числе и в случае угона или хищения, дохода налогоплательщика, подлежащего налогообложению, не возникает.
11. Вопрос. Согласно пункту 2 статьи 213 Налогового кодекса суммы страховых выплат, полученные по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы таких страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на момент заключения договора страхования. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 35 процентов, предусмотренной пунктом 2 статьи 224 Кодекса.
Распространяется ли названный порядок на страховые выплаты по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, за счет средств организаций?
Ответ. Перечень страховых выплат, не подлежащих налогообложению, предусмотрен пунктом 1 статьи 213 Налогового кодекса, который не содержит страховые выплаты по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, следовательно, вся полученная застрахованным физическим лицом сумма страхового обеспечения по таким договорам, заключенным за счет средств организаций, подлежит налогообложению по ставке 13 процентов.
12. Вопрос. Подлежат ли налогообложению в 2001 году выкупные суммы при расторжении физическим лицом договора добровольного долгосрочного страхования по истечении 5 лет действия такого договора (расторгнутый договор был заключен на 10 лет)?
Ответ. Пунктом 3 статьи 213 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения выкупных сумм при расторжении таких договоров. Следовательно, выкупные суммы при расторжении физическим лицом договоров добровольного долгосрочного страхования жизни по истечении 5 лет действия такого договора подлежат налогообложению с сумм, превышающих внесенные этими лицами страховые взносы по ставке 13 процентов. Если взносы производились из средств организаций или иных работодателей, при определении налоговой базы учитывается вся выкупная сумма, облагаемая по ставке 13 процентов.
Письмом МНС РФ от 27 апреля 2002 г. N СА-6-04/633@ действие пункта 13 настоящих Разъяснений приостановлено до внесения изменений в пункт 5 статьи 213 Налогового кодекса РФ
13. Вопрос. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в 2001 году суммы страховых взносов, производимые за физических лиц организациями по договорам добровольного медицинского страхования, не предусматривающим выплату застрахованным физическим лицам денежных средств?
Ответ. Согласно пункту 5 статьи 213 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения страховых взносов, произведенных за физических лиц по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.
Выплаты застрахованным физическим лицам, предусмотренные названными договорами добровольного страхования, могут быть только страховыми. Страховые выплаты во исполнение договоров добровольного медицинского страхования производятся посредством предоставления застрахованному физическому лицу медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе добровольного медицинского страхования. Выплата такому застрахованному физическому лицу страхового обеспечения, то есть определенной договором страхования денежной суммы, Законом Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" не предусмотрена.
В связи с изложенным при определении налоговой базы, облагаемой по ставке 13%, у физического лица, застрахованного за счет средств организаций по договору добровольного медицинского страхования, учитывается вся сумма страховых взносов, если это лицо получало медицинскую помощь (медицинские услуги) во исполнение названного договора добровольного медицинского страхования независимо от стоимости полученной помощи (медицинских услуг).
14. Вопрос. Подлежит ли зачету в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц - получателе дивидендов сумма единого налога на вмененный доход, уплаченного организацией, перешедшей на упрощенную систему налогообложения?
Ответ. Пунктом 2 статьи 214 Кодекса предусмотрен зачет исчисленной суммы налога на доходы физических лиц у налогоплательщика - получателя дивидендов в случае уплаты организацией налога на доход (налога на прибыль), относящегося к части прибыли, распределяемой в виде дивидендов в пользу такого налогоплательщика - налогового резидента Российской Федерации.
Указанный порядок не распространяется на сумму налога, исчисленного с дивидендов, выплачиваемых предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, поскольку такие предприятия не являются плательщиками налога на доход (налога на прибыль).
15. Вопрос. Подлежат ли налогообложению суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные и другие оздоровительные учреждения, оплаченные за работников бюджетных учреждений этими учреждениями, не являющимися плательщиками налога на прибыль, не из средств Фонда социального страхования Российской Федерации?
Ответ. Суммы компенсации стоимости путевок работникам бюджетной сферы, оплаченные бюджетными организациями, не являющимися плательщиками налога на прибыль, не за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, под действие пункта 9 статьи 217 Налогового кодекса не подпадают и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
16. Вопрос. Распространяется ли порядок налогообложения процентного дохода, получаемого налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, установленный п.27 ст.217 Налогового кодекса, на процентные доходы, выплачиваемые налогоплательщикам потребительскими обществами на сумму внесенного пая?
Ответ. Льготный порядок налогообложения, установленный пунктом 27 статьи 217 Кодекса, распространяется на доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, и не может применяться к процентным доходам, выплачиваемым организациями системы потребительской кооперации.
17. Вопрос. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.
Подлежит ли налогообложению денежная компенсация стоимости питания судьям и обслуживающему персоналу, участвующему в проведении спортивных мероприятий, выплачиваемая на основании норм расходования средств, утвержденных постановлением коллегии областного комитета по спорту?
Ответ. Льгота, предусмотренная пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса, предоставляется спортсменам и работникам физкультурно-спортивных организаций.
Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 29.04.99 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" перечень должностей работников физкультурно-спортивных организаций устанавливается Правительством Российской Федерации. До настоящего времени названный перечень не установлен.
В связи с чем к работникам физкультурно-спортивных организаций могут быть отнесены физические лица, принятые на работу в такие организации по трудовому договору.
В соответствии со статьей 15 КЗоТа трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Таким образом, до установления Правительством Российской Федерации перечня работников физкультурно-спортивных организаций названная льгота по оплате стоимости питания в пределах норм, утвержденных постановлением коллегии областного комитета по спорту, распространяется на судей и обслуживающий персонал, состоящих с физкультурно-спортивными организациями в трудовых отношениях.
18. Вопрос. В каком порядке предоставляются стандартные налоговые вычеты на содержание ребенка одинокой матери в случае заключения брака в органах ЗАГСа?
Ответ. В соответствии с пп.4 п.1 ст.218 Кодекса налогоплательщикам предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка, находящегося на обеспечении у налогоплательщиков, являющихся родителями или супругами родителей.
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет предоставляется в двойном размере. Указанный вычет одиноким родителям прекращает предоставляться в двойном размере с месяца, следующего за вступлением их в брак.
Следовательно, с месяца, следующего после заключения брака в органах ЗАГСа, вычеты на содержание ребенка предоставляются в обычном размере, т.е. 300 рублей. В этом случае муж также вправе заявить стандартный налоговый вычет на содержание ребенка начиная с месяца регистрации брака в размере 300 рублей, поскольку является супругом родителя.
19. Вопрос. Какими документами налогоплательщик-родитель должен подтвердить дневную форму обучения своего ребенка?
Ответ. Форма обучения может подтверждаться соответствующей записью (отметкой) о том, что обучение осуществляется по дневной форме, в договоре, заключенном между налогоплательщиком (учащимся) и учебным заведением, или иным документом (справкой), выданным налогоплательщику (учащемуся) таким учебным заведением.
При этом налоговый вычет предоставляется при подаче налоговой декларации в 2002 году по доходам, полученным в 2001 году, и оплате за такое обучение, произведенной в 2001 году.
20. Вопрос. Имеют ли право на получение социального налогового вычета родители, если их ребенок обучается на платных подготовительных курсах при вузе?
Ответ. Налоговый вычет, установленный пп.2 п.1 ст.219 Налогового кодекса, предоставляется налогоплательщику при наличии у образовательного учреждения лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения, а также прохождения обучения по дневной форме.
Следовательно, если в договоре, заключенном с учебным заведением, имеется указание на лицензию или иной документ, подтверждающий статус образовательного учреждения, а также содержится запись (отметка) о дневной форме обучения, суммы, внесенные родителями в оплату за обучение на названных курсах при условии их документального подтверждения, подпадают под предоставление социального налогового вычета.
21. Вопрос. Может ли быть предоставлен социальный вычет по доходам 2001 г. родителю в связи с оплатой им обучения ребенка в школе (обучение на платной основе)?
Ответ. Налогоплательщик, оплативший в 2001 г. обучение своего ребенка в школе, имеет право на получение социального вычета в порядке, указанном в пп.2 п.1 ст.219 Кодекса, т.к. в соответствии с п.4 ст.12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ) общеобразовательные школы относятся к образовательным учреждениям.
22. Вопрос. Вправе ли физические лица, осуществившие расходы по новому строительству либо приобретению жилого дома, квартиры, дачи или садового домика на территории Российской Федерации до 1 января 2001 года и начавшие пользоваться льготой по подоходному налогу с физических лиц в связи с такими расходами в порядке, установленном подпунктом "в" пункта 6 статьи 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", продолжить пользоваться этой льготой по доходам, полученным после 1 января 2001 года, если по состоянию на 1 января 2001 года эти лица указанной льготой полностью не воспользовались?
Ответ. Налогоплательщики, осуществившие расходы по оплате нового строительства либо приобретения жилого дома или квартиры, или дачи, или садового домика и заявившие льготу по подоходному налогу с физических лиц по месту основной работы до 1 января 2001 года либо по декларациям о доходах за 2000 год, вправе воспользоваться налоговым вычетом по суммам таких расходов в соответствии с пп."в" п.6 ст.3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" из совокупного дохода, полученного за 2000 год.
Если сумма налоговой льготы, предоставленной налогоплательщикам в связи с расходами по оплате строительства либо приобретения жилого дома или квартиры, полностью не использована, налогоплательщики вправе продолжить пользоваться налоговым вычетом по правилам, установленным пп.2 п.1 ст.220 Налогового кодекса в 2002 году при подаче налоговой декларации за 2001 год. При этом имущественный налоговый вычет будет предоставлен с зачетом суммы льготы, ранее использованной в порядке, предусмотренном Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
Например, физическое лицо приобрело в 1999 году квартиру за 700 тыс.руб. В этом же году по месту основной работы заявлен налоговый вычет в связи с расходами по покупке квартиры. Сумма налогового вычета, предоставленного физическому лицу за 1999 г., составила 150 тыс.руб., за 2000 г. - 180 тыс.руб. Всего за два года пользования льготой освобождено от налогообложения 330 тыс.руб. (150 тыс.руб. + 180 тыс.руб.).
Общий размер льготы за все годы ее использования по расходам налогоплательщика в связи с приобретением (строительством) квартиры или жилого дома, установленный Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц", составляет 417450 руб. Размер имущественного налогового вычета по аналогичным расходам, предусмотренный пп.2 п.1 ст.220 Налогового кодекса, установлен в размере 600 тыс.руб.
Доход налогоплательщика, полученный за 2001 год, налог с которого по ставке 13% был удержан в размере 32,5 тыс.руб., составил 250 тыс.руб. На основании заявления и налоговой декларации налогоплательщика, представленных в налоговую инспекцию по месту его жительства по окончании 2001 года, произведен возврат налога на доходы в сумме 32,5 тыс.руб. Всего за три года сумма налоговых вычетов в связи с покупкой квартиры составила 580 тыс.руб. (150 тыс.руб. + 180 тыс.руб. + 250 тыс.руб.). В таком случае налогоплательщик по окончании 2002 г. вправе заявить возврат налога с суммы дохода в размере 20 тыс.руб. (600 тыс.руб. - 580 тыс.руб.).
23. Вопрос. В каком порядке предоставляется имущественный налоговый вычет в 2001 г. в связи с покупкой квартиры в общую долевую (общую совместную) собственность?
Ответ. Согласно пп.2 п.1 ст.220 Налогового кодекса при приобретении налогоплательщиками квартиры в общую долевую (общую совместную) собственность размер имущественного налогового вычета в сумме 600 000 рублей распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
24. Вопрос. Представительство иностранной компании в Российской Федерации производит начисление оплаты труда сотрудникам и исчисляет, удерживает и перечисляет налог на доходы физических лиц. Выплата зарплаты иностранным сотрудникам осуществляется из-за границы со счета головной организации в иностранной валюте на личные счета сотрудников в банке на территории России. Следует ли при определении налоговой базы пересчитывать оплату труда сотрудников представительства в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на последний день месяца, за который был начислен доход? В какой срок представительство должно перечислять сумму налога на доходы физических лиц?
Ответ. Согласно пункту 5 статьи 210 Налогового кодекса доходы налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов. Датой фактического получения дохода в виде оплаты труда согласно пункту 2 статьи 223 Налогового кодекса признается последний день месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Таким образом, при определении налоговой базы суммы начисленной оплаты в иностранной валюте пересчитываются по курсу Центробанка России, установленному на последний день месяца, за который был начислен доход.
Перечисление исчисленных и удержанных сумм налога производится представительствами согласно пункту 6 статьи 226 Налогового кодекса.
25. Вопрос. Каков порядок налогообложения выигрышей в лотерею, выплачиваемых непосредственно распространителями лотерейных билетов?
Ответ. Согласно ст.226 Налогового кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами, обязанными исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
Из пункта 4 ст.210 Кодекса следует, что для доходов, облагаемых по ставке 35%, к которым относятся и выигрыши по всем видам лотерей, включая моментальные, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, без уменьшения на какие-либо налоговые вычеты. В связи с этим сумма выигрыша уменьшению на сумму расходов по оплате билетов лотереи не подлежит.
Облагается налогом любой выигрыш вне зависимости от его величины.
Согласно п.4 ст.225 Кодекса сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
В соответствии с п.9 ст.226 Кодекса уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Статьей 230 части второй Кодекса предусмотрена обязанность налоговых агентов (в частности, выплачивающих выигрыши по лотереям мгновенного розыгрыша) вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме N 1 -НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" и представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в отчетном календарном году налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме N 2-НДФЛ (формы утверждены Приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц").
26. Вопрос. В какой день производится перечисление в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, если заработная плата выдается из кассы: в последний день месяца, за который начислен доход, или на следующий день после выдачи заработной платы работникам организации?
Ответ. Пунктом 2 ст.223 Кодекса определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности.
В соответствии с п.3 ст.226 Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по ставке 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы налогового периода суммы налога.
Согласно п.4 ст.226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В соответствии с п.6 ст.226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Таким образом, при выдаче заработной платы из кассы за счет выручки сумма исчисленного и удержанного налога должна перечисляться на следующий день после выдачи заработной платы.
Если оплата труда производится из денежных средств, полученных в банке на эти цели, налог перечисляется в этот же день при получении средств на оплату труда.
27. Вопрос. Если лотерея проводится на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в которых зарегистрированные там предприятия по договору с организатором лотереи реализуют билеты лотереи и выплачивают выигрыши участникам с последующим представлением отчетов организатору лотереи, то на кого возлагается обязанность уведомления налоговых органов о полученном (выплаченном) выигрыше: на организатора лотереи или на предприятие, выплачивающее выигрыши?
Ответ. Согласно п.1 ст.226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами, обязанными исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
С учетом названной нормы предприятия, реализующие билеты лотереи по договору с организатором лотереи и выплачивающие выигрыши по лотерее, выступают в качестве налогового агента, обязанного при выплате физическим лицам выигрышей по лотерее удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц, а также вести персонифицированный учет доходов, полученных от них физическими лицами и представлять сведения о доходах в налоговые органы по месту постановки организаций на налоговый учет в порядке, установленном ст.230 Кодекса.
28. Вопрос. Должно ли предприятие - партнер организатора лотереи при выплате выигрыша требовать от налогоплательщика, предъявившего для оплаты выигравший билет, предъявление паспорта для фиксации его реквизитов и места жительства для последующего сообщения сведений о выигрыше в налоговый орган?
Ответ. Статьей 230 Кодекса предусмотрена обязанность налоговых агентов (в частности, выплачивающих выигрыши по лотереям) вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" и представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в отчетном календарном году налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме N 2-НДФЛ (формы утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц").
Отсутствие учета налоговым агентом доходов и персональных данных (паспортные данные или ИНН) физических лиц, получивших выигрыши, является нарушением действующего налогового законодательства.
29. Вопрос. Возникает ли у налоговых агентов обязанность по перечислению налога на доходы с авансовых выплат заработной платы, а также с разовых выплат работникам, уходящим в отпуск, уволенным?
Ответ. С учетом норм, установленных ст.223, п.1 ст.224, п.п.3, 6 ст.226 Налогового кодекса, в случаях, когда оплата труда производится в виде авансовых платежей и заработной платы за вторую половину месяца, перечисление сумм подоходного налога осуществляется не позднее дня фактического получения наличных денежных средств на оплату труда за вторую половину месяца.
Перечисление в бюджет налога, исчисленного и удержанного с других выплат в виде оплаты труда (отпускных, уволенным работникам), также производится не позднее дня фактического получения денежных средств на выплату дохода по итогам истекшего месяца, в котором были начислены и выплачены такие доходы.
Если в течение месяца производятся выплаты физическим лицам во исполнение договоров гражданско-правового характера, перечисление удержанных сумм налога производится в день получения средств в банке на выплату дохода либо на следующий день после выплаты дохода, если оплата производится из выручки.
<< Назад |
||
Содержание Письмо МНС РФ от 14 августа 2001 г. N ВБ-6-04/619 "О Разъяснениях по отдельным вопросам, связанным с исчислением и уплатой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.