Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел запрос ОАО "Росбытсоюз" от 25.05.01 N 13-10-ш и сообщает следующее.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации всеми организациями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Отдельные категории организаций в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин в соответствии с Перечнем отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 36, ст.4525; N 48, ст.5932; 1999, N 3, ст.338).
В соответствии с пунктом 1 указанного Перечня организации могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин в случае оказания ими услуг населению (за исключением услуг по перевозке пассажиров такси, в том числе маршрутными) при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
Документы строгой отчетности должны содержать наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, следующие обязательные реквизиты: гриф утверждения, наименование формы документа; шестизначный номер; серия; код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД); дата осуществления расчета; наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО); код ИНН; вид оказываемых работ (услуг); единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении); наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления с личной подписью.
О проставлении идентификационного номера налогоплательщика на бланках строгой отчетности см. Информацию Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. N 16-00-24/61
Утвержденные Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности распространяются на все организации, занимающимися видами деятельности, для которых эти формы были утверждены.
В случае необходимости утвержденные формы документов строгой отчетности могут быть дополнены реквизитами, соответствующими роду деятельности организации. При этом все реквизиты, предусмотренные в утвержденных формах, остаются без изменения; удаление отдельных реквизитов не допускается. В случае незаполнения той или иной строки, предусмотренной в утвержденной форме документа строгой отчетности, ввиду отсутствия у организации соответствующих показателей эта строка прочеркивается.
Согласно письму МНС РФ от 15 апреля 2002 г. N АС-6-06/476 бланки строгой отчетности в обязательном порядке должны оформляться нанесением типографским способом выходных данных (типография (краткое название типографии), место ее размещения, номер заказа и год его выполнения, тираж)
Форматы утвержденных документов строгой отчетности являются рекомендательными и могут изменяться. Художественное оформление и техническое редактирование документов строгой отчетности определяются организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При изготовлении документов строгой отчетности допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф с учетом значимости показателей, включения дополнительных реквизитов для записи необходимой информации.
Руководитель Департамента |
А.Бакаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При осуществлении денежных расчетов без применения контрольно-кассовых машин организациям необходимо выдавать документы строгой отчетности по утвержденным формам. В случае необходимости формы могут быть дополнены реквизитами, соответствующими роду деятельности организации. При этом все предусмотренные реквизиты остаются без изменения, удаление отдельных реквизитов не допускается. В случае незаполнения отдельных строк ввиду отсутствия у организации соответствующих показателей эта строка прочеркивается.
Форматы утвержденных документов строгой отчетности являются рекомендательными и могут изменяться. Художественное оформление и техническое редактирование документов строгой отчетности определяются организацией, как правило, самостоятельно.
Письмо Минфина РФ от 23 августа 2001 г. N 16-00-24/70 "О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением"
Текст письма опубликован в газете "Налоги", сентябрь 2001 г., N 35, в приложении "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 2001 г., N 10, стр. 25