Обращаются к Вам некоммерческие организации, объединяющие практически всех значимых субъектов добычи и производства драгоценных металлов, а также их использования и обращения, в связи с создавшейся ситуацией по ввозу-вывозу драгоценных металлов, которая может парализовать деятельность этой отрасли промышленности.
21 июня 2001 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней", утвердивший "Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы" (далее - Положение), который вступает в силу 25 августа 2001 г.
Содержание этого Указа позволяет российским производителям существенно продвинуть отрасль драгоценных металлов на мировой рынок. При этом для российских производителей либерализуется экспорт драгоценных металлов, научно-технической и ювелирной продукции, содержащей драгоценные металлы, а также услуг по их изготовлению.
Однако реализация этих возможностей может быть затруднена рядом обстоятельств, связанных с тем, что некоторые положения Указа не согласуются с ныне действующими нормативными актами, в результате чего на отдельных сегментах российского рынка создается правовой вакуум, парализующий работу предприятий.
Кратко охарактеризуем основные "болевые точки" российского рынка, длительное существование которых может нанести значительный ущерб федеральному и региональным бюджетам, российским предприятиям.
1. Реализация положений Указа N 742 требует срочной подготовки и принятия Минфином России ряда регламентирующих документов, в том числе совместного приказа Минфина и ГТК России, определяющего правила осуществления государственного контроля при оформлении таможенных процедур, порядок установления в таможенных целях обязательного количества выхода продуктов переработки при ввозе и вывозе драгоценных металлов, а также сырьевых товаров. Однако подготовка и согласование этих документов, как показывает опыт, может надолго затянуться, что на неопределенный срок остановит внешнеэкономическую деятельность российских предприятий.
Выход заключается в том, чтобы решить этот вопрос в течение двух месяцев, как это предусмотрено Указом.
2. Положение предусматривает, что экспортировать изделия из Российской Федерации без квот и лицензий по перечню в соответствии с Приложением N 3 могут организации и индивидуальные предприниматели, производящие на основании соответствующих лицензий указанные товары на территории Российской Федерации (в отношении продукции собственного производства).
Однако позже Президент подписал Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которым не подлежит лицензированию ни один вид деятельности, связанный с драгоценными металлами.
Для обеспечения беспрепятственной реализации Указа N 742 это противоречие следует срочно устранить, внеся соответствующее изменение в текст Указа.
3. Пункт 2 Указа N 742 признает утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 23.07.97 N 767, регламентировавший до настоящего времени экспорт золота и серебра кредитными организациями.
При этом п.3 Указа N 742 Правительству Российской Федерации и соответствующим федеральным органам исполнительной власти поручено в двухмесячный срок разработать и издать нормативные правовые акты в соответствии с Положением, а также привести свои решения в соответствие с Указом N 742.
В настоящее время кредитные организации осуществляют экспорт аффинированного золота и серебра на основании постановления Правительства от 18 февраля 1998 г. N 207 "Об экспорте из Российской Федерации аффинированных золота и серебра, осуществляемого кредитными организациями", принятого во исполнение Указа N 767. Это постановление определило, что банкам-экспортерам выдаются генеральные экспортные лицензии, освободив банки от обязанности предоставлять для получения лицензий подписанные экспортные контракты.
Для поддержания непрерывного процесса экспорта аффинированного золота и серебра необходимо разрешить банкам продолжать эту деятельность в рамках действующих генеральных экспортных лицензий вплоть до срока их истечения.
Предлагается в документах, разрабатываемых во исполнение Указа Президента N 742, оставить для кредитных учреждений в силе порядок, при котором экспорт аффинированного золота и серебра осуществляется ими на основании возобновляемых годовых экспортных лицензий.
4. К большим экспортным трудностям может привести еще одна формальная неточность. В числе кодов ТН ВЭД для аффинированного золота и серебра, приведенных в перечне драгоценных металлов и драгоценных камней, экспорт которых осуществляется на основании лицензий без количественных ограничений (приложение N 2 к Положению), отсутствуют коды ТН ВЭД, указываемые в генеральных лицензиях, выдаваемых в настоящее время коммерческим банкам Министерством экономического развития и торговли РФ.
В то же время согласно п.9 "Методических указаний о порядке приема заявлений, выдачи экспортных и импортных лицензий, ведения федерального банка лицензий", утвержденных Приказом МВЭС РФ от 11.07.97 N 367, аффинированные золото и серебро в виде слитков обозначаются в лицензиях соответственно кодами 7108 13 900 0 (прочее золото в прочих полуобработанных формах) и 7106 92 910 0 (прочее серебро в полуобработанном виде с содержанием не менее 750 частей серебра на 1000 частей сплава).
А в приложении N 2 к Положению приведены следующие коды:
Необработанные 7106 10 000 0, 7106 91 000 0 Только аффинированные
золото и серебро 7108 11 000 0, 7108 12 000 0 золото и серебро в виде
7108 20 000 0 слитков, пластин,
порошка и гранул, а
также золото,
используемое для чеканки
монет
При этом коды 7106 10 000 0 и 7108 11 000 0 соответствуют серебру и золоту в виде порошка, с которыми банки не могут совершать операции, код 7108 20 000 0 - это золото, используемое для чеканки монет, код для серебра 7106 91 000 0 вообще отсутствует в ТН ВЭД, для золота в слитках остается лишь код 7108 12 000 0.
С другой стороны, товарные субпозиции 7108 13 и 7106 92 (к которым относятся десятизначные коды, приведенные в экспортных лицензиях, выданных банкам Минэкономразвития России), указаны в Приложении N 3 к Положению в числе драгоценных металлов и драгоценных камней в виде продукции и изделий, экспорт которых осуществляется без количественных ограничений и лицензий. Однако по указанным субпозициям в данном приложении дано примечание: "За исключением аффинированных драгоценных металлов в виде слитков, пластин, порошка и гранул, а также необработанных форм".
Таким образом, после вступления Положения в силу складывается ситуация, при которой таможенные органы должны классифицировать аффинированное золото и серебро в слитках, предъявляемые банками к оформлению, по кодам, приведенным в Приложении N 2 к Положению, но не смогут оформить выпуск слитков для экспорта из-за отсутствия у банков лицензий на экспорт товаров с такими кодами.
Таким образом, возникает реальная опасность того, что после вступления Положения в силу экспорт слитков аффинированного золота и серебра по всем генеральным лицензиям, выданным кредитным организациям, будет приостановлен "до прояснения ситуации".
Все это уже было в нашей рыночной практике. Сходная ситуация сложилась в сентябре 1999 г., когда ГТК России прекратил оформление лицензий на переработку на территории Российской Федерации иностранных товаров с содержанием драгоценных металлов, ссылаясь на письмо Минюста России от 09.08.99 N 6306-СЮ и поручение Правительства Российской Федерации от 10.09.99 N НА-П2-29980. На этом основании российским предприятиям были возвращены все контракты с иностранными заказчиками с отказом в оформлении таможенных лицензий, что привело к потере большого сегмента зарубежного рынка, который нарабатывался предприятиями многие годы и даже десятилетия.
Правовой вакуум во внешнеэкономической деятельности российских предприятий, связанный с подготовкой и согласованием Указа Президента, длился более трех лет, о чем неоднократно сообщалось во все властные инстанции.
Теперь возникла реальная опасность повторения этой ситуации.
Уважаемый Александр Стальевич!
В связи с вышеизложенным просим дать соответствующие поручения Аппарату Президента Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по скорейшему устранению препятствий на пути реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.06.2001 г. N 742.
Президент АРБ |
С.Е.Егоров |
Председатель Высшего совета Гильдии |
А.Г.Иванюк |
Директор Межрегионального |
О.В.Пелевин |
Председатель Союза |
В.Н.Брайко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков, Гильдии ювелиров России, Межрегионального объединения производителей драгметаллов, Союза золотопромышленников Руководителю Администрации Президента РФ А.С.Волошину от 20.08.2001 N А-01/1-465
Текст письма опубликован в "Вестнике Ассоциации российских банков", N 18, 2001 г.