Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Федерального фонда ОМС
от 21 сентября 2001 г. N 52
Инструкция
о порядке проведения проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на ОМС неработающего населения
О погашении задолженности по страховым взносам на ОМС неработающего населения см. также письмо Федерального фонда ОМС от 8 октября 2001 г. N 3733/20-2/и
I. Общие положения
1.1. Инструкция о порядке проведения проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на ОМС неработающего населения в территориальный фонд ОМС разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 28.06.91 г. N 1499-I (в редакции Закона РФ от 02.04.93 г. N 4741-I) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 27, ст.920; Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, N 17, ст.602) (далее именуется - Закон), Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. N 4543-I (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 г. N 33-ФЗ) "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования на 1993 год" (Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, N 17, ст.591; Собрание законодательства РФ, 2000, N 32, ст.3341; 2001, N 13, ст.1147)) (далее именуется - Положение), Федеральным законом от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 г. N 33-ФЗ) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (Собрание законодательства РФ, 2000, N 32, ст.3341; 2001, N 13, ст.1147) (далее именуется - Федеральный закон), Федеральным законом от 2.01.2000 г. N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год" (Собрание законодательства РФ, 2000, N 2, ст.135), постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 г. N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года" (Российская газета, N 183, 20.09.2001), Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, N 44, ст.4198) (далее именуется - Инструкция).
II. Основные положения, регулирующие порядок уплаты плательщиком страховых взносов на ОМС неработающего населения в территориальный фонд ОМС
2.1. Согласно статье 17 Закона установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по перечислению страховых взносов на ОМС неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы ОМС, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий обеспечения жителей субъектов Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
2.2. В соответствии со статьей 19 Федерального закона страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (далее именуются - страховые взносы) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее именуются - ТФОМС) производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением.
2.3. В соответствии с пунктом 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют страховые взносы ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, утвержденных в установленном порядке, с учетом индексации.
2.4. В соответствии с Порядком дотирования местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также граждан, работающих в бюджетных учреждениях, организациях и на временно нерентабельных государственных предприятиях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.92 г. N 41 (СП РФ, 1992, N 8, ст.39), в случае недостатка средств для страховых взносов при формировании бюджетов территорий на предстоящий год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти.
2.5. Согласно пункту 14 Инструкции уплата страховых взносов производится плательщиками перечислением соответствующих сумм со своих текущих или расчетных счетов отдельными платежными поручениями на счет ТФОМС по месту их регистрации в качестве плательщиков страховых взносов. Плательщики представляют в учреждения банков платежные поручения на перечисление страховых взносов в ТФОМС.
2.6. В соответствии с пунктом 23 Инструкции днем уплаты страховых взносов считается день списания банком этих средств со счета плательщика.
2.7. Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика.
2.8. В соответствии с пунктом 21 Инструкции пени начисляются за каждый день просрочки уплаты страховых взносов на сумму недоимки, образовавшуюся до 1 января 2000 г. и выявленную в результате данной проверки в размере 0,1% с суммы недоимки.
2.9. Согласно статье 5 Федерального закона от 2.01.2000 г. N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год" на сумму недоимки, образовавшуюся после 1 января 2000 г. по состоянию на 1.01.2001 г. и выявленную в результате данной проверки, пени начисляются за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
2.10. Согласно пункту 22 Инструкции начисление пеней производится начиная со следующего дня по истечении срока уплаты страховых взносов и по день уплаты.
2.11. Согласно пункту 27 Инструкции к плательщикам, нарушающим порядок регистрации и уплаты страховых взносов, применяются следующие финансовые санкции:
- за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов - штраф в размере 10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов;
- за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам - штраф в размере 10% причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов;
- в случае сокрытия или занижения сумм, на которые должны начисляться страховые взносы - штраф в размере страхового взноса с сокрытой или заниженной суммы, взимаемой сверх причитающегося платежа с учетом пеней, при повторном в течение года нарушении - указанный штраф в двойном размере.
2.12. Действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими обязательное медицинское страхование в Российской Федерации, перечисление плательщиками страховых взносов на счета медицинских учреждений и иных организаций, а также погашение задолженности по страховым взносам путем проведения взаимозачетов не предусмотрено.
2.13. Суммы, перечисленные на обязательное медицинское страхование иными организациями или физическими лицами, а также финансовые средства, зачисленные в доход ТФОМС, поступившие на счета медицинских учреждений или иных организаций, не являются исполнением плательщиками обязательств по уплате страховых взносов. Названные средства относятся к иным поступлениям, не запрещенным законодательством Российской Федерации.
III. Порядок проведения проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на ОМС неработающего населения
3.1. Проверка своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов проводится по месту нахождения плательщика страховых взносов в ТФОМС.
3.2. Проверка плательщика по месту его регистрации проводится уполномоченными должностными лицами ТФОМС в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя ТФОМС при предъявлении служебного удостоверения.
Выездная проверка плательщика проводится уполномоченными должностными лицами ТФОМС на основании решения исполнительного директора ТФОМС.
Проверка осуществляется уполномоченными должностными лицами ТФОМС в присутствии руководителя организации плательщика или представителя организации плательщика, полномочия которого оформлены в установленном порядке, и главного бухгалтера организации плательщика.
3.3. Исходными данными для осуществления проверки являются:
- суммы страховых взносов на ОМС неработающего населения, утвержденные в соответствии с ежегодными бюджетами плательщика страховых взносов по состоянию на 1 января 2001 г.;
- копии платежных поручений о перечислении соответствующих сумм страховых взносов с текущих или расчетных счетов плательщика отдельными платежными поручениями на счет ТФОМС;
- данные расчетных ведомостей плательщика по страховым взносам;
- другие документы о деятельности плательщика, имеющиеся в ТФОМС.
При проведении проверки уполномоченные должностные лица ТФОМС вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.
3.4. При расчете сумм недоимки, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 г., плательщику учитываются в уплату страховых взносов только суммы, перечисленные на счет ТФОМС с текущих или расчетных счетов плательщика отдельными платежными поручениями.
При этом не учитываются:
- иные поступления, не запрещенные законодательством Российской Федерации, зачисленные в доход ТФОМС, суммы от проведенных взаимозачетов, суммы, поступившие на счета медицинских учреждений и иных организаций, суммы, принятые в счет уплаты страховых взносов ценными бумагами;
- суммы недоимки, пеней и штрафов, списанные плательщику на основании распорядительных актов по вопросу списания, изданных с нарушением законодательства.
3.5. В ходе проверки устанавливается сумма недоимки, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2001 г., на которую начисляются пени за каждый день просрочки уплаты установленной суммы страховых взносов, штраф за несвоевременное представление плательщиком расчетной ведомости по страховым взносам на ОМС неработающего населения.
3.6. В случае отказа плательщика от проведения проверки уполномоченные должностные лица ТФОМС составляют акт и в течение суток об этом информируют ФОМС.
IV. Оформление результатов проверки
4.1. По итогам проверки уполномоченными должностными лицами ТФОМС составляется акт проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов (приложение 2), в котором указываются суммы недоимки, пеней, штрафов, подлежащие перечислению в ТФОМС.
4.2. Акт составляется в трех экземплярах:
- первый экземпляр (подлинник) направляется в ФОМС;
- второй экземпляр остается у плательщика;
- третий экземпляр остается в ТФОМС.
Акт проверки подписывается в двустороннем порядке, с одной стороны - уполномоченными должностными лицами ТФОМС, с другой стороны - плательщиком страховых взносов.
4.3. В результате проверки уполномоченными должностными лицами ТФОМС, осуществляющими проверку плательщика, составляется реестр платежных поручений по перечислению плательщиком на счет ТФОМС страховых взносов на ОМС неработающего населения, который прилагается к акту проверки плательщика (Приложение к акту проверки).
4.4. В случае отказа плательщика представить уполномоченным должностным лицам ТФОМС необходимые документы для проведения проверки или подписать акт проверки, в нем делается запись об этом ("особые отметки"), которая удостоверяется подписью не менее чем трех уполномоченных должностных лиц ТФОМС.
4.5. Плательщик вправе представить к акту проверки обоснования, объяснения и замечания по содержанию акта, а также изложить мотивы отказа от его подписания.
4.6. В соответствии со статьей 27 Закона и на основании названного акта ТФОМС принимается решение о взыскании с плательщика недоимки и пеней по страховым взносам.
4.7. Согласно пункту 10 Положения взыскание сумм сокрытых или заниженных страховых взносов, а также пеней, штрафов, предусмотренных законодательством, может осуществляться (производиться) с плательщика страховых взносов Федеральным и территориальным фондами ОМС или иным органом по поручению ФОМС в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.