Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 августа 2001 г. N КА-А40/4073-01
Решением от 15.02.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.04.2001 Арбитражного суда г.Москвы, отказано в иске ОАО "Таймырэнерго" к Министерству РФ по налогам и сборам о признании недействительными абзацев 14 и 18 пункта 5.2 Инструкции МНС РФ от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция МНС РФ N 62).
Обосновывая этот вывод, судебные инстанции указали, что оспариваемые абзацы Инструкции МНС РФ N 62 не противоречат Закону РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон).
В кассационной жалобе ОАО "Таймырэнерго" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Выслушав представителей МНС РФ по налогам и сборам,возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления суда.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 5.2 Инструкции МНС РФ N 62 разница, подлежащая внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале, согласно приложению N 8 к Инструкции МНС РФ N 62.
В соответствии с абзацем восемнадцатым пункта 5.2 Инструкции МНС РФ N 62 для исчисления данной суммы следует применять годовую учетную ставку Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом, действовавшую на 15-е число второго месяца истекшего квартала отчетного периода, деленную на четыре.
Истец, обжалуя решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, указывает на то, что Законом размер процентов по дополнительным платежам и срок их уплаты не установлены и, следовательно, положения Закона по уплате дополнительных платежей и положения оспариваемых абзацев Инструкции не подлежит применению, поскольку не соответствуют требованиям, установленным пунктом 6 статьи 3 части первой НК РФ и нарушают его права.
Кассационная инстанция несогласна с таким доводом по следующим основаниям.
Абзацем первым пункта 2 статьи 8 Закона установлено, что предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 8 Закона уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 8 Закона предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль; нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Из вышеприведенных норм Закона следует, что предприятия и организации обязаны уплачивать авансовые взносы налога на прибыль ежемесячно не позднее 15-го числа каждого месяца. Определение налоговой базы и исчисление суммы налога на прибыль по фактически полученной прибыли производится ежеквартально (по окончании первого квартала, полугодия, десяти месяцев и года). Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и уплаченными авансовыми взносами уточняется также ежеквартально исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Таким образом, срок и порядок исчисления процента исходя из ставки рефинансирования Банка России при определении разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога установлены Законом. А оспариваемые положения абзацев четырнадцать и восемнадцать пункта 5.2 Инструкции МНС РФ N 62, разъясняющие порядок исчисления указанной разницы, соответствуют Закону.
При уплате налога на прибыль (в том числе с учетом исчисленного процента на разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал) налогоплательщики руководствуются сроками уплаты налога на прибыль, установленными пунктом 3 статьи 8 Закона, согласно которому уплата налога на прибыль производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.
Таким образом, довод истца о том, что срок уплаты процентов на разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога Законом не установлен и является необоснованным.
Довод истца о том, что положения Закона по уплате дополнительных платежей и положения оспариваемых абзацев Инструкции не подлежат применению, поскольку не соответствуют требованиям, установленным пунктом 6 статьи 3 НК РФ, согласно которому при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, также является необоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ссылки на недействующие положения Кодекса приравниваются к ссылке на действующие федеральные законы,регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
Аналогичная норма содержалась в статье 5 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой объект налогообложения определяется отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов.
Следовательно, порядок уплаты налога на прибыль для предприятий, являющихся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, определяется в соответствии с Законом.
Обязанность по исчислению и уплате разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами при исчислении налога за истекший квартал исходя из действовавшей в истекшем квартале ставки рефинансирования Банка России установлена Законом.
В абзаце третьем пункта 2 статьи 8 Закона содержится специальная норма, устанавливающая особый порядок исчисления налога на прибыль с учетом дополнительных платежей, которые являются компенсационными выплатами бюджету, и требования предусмотренные пунктом 6 статьи 3 НК РФ, на указанную специальную норму не распространяются.
О проверке конституционности положений пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" см. Определение Конституционного Суда РФ от 13 ноября 2001 г. N 225-О
Таким образом, выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции о том, что оспариваемые положения Инструкции МНС РФ N 62 не противоречат действующему законодательству и не определяют новый порядок внесения налоговых платежей, правомерны.
В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" Конституционный Суд РФ полномочен разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, поэтому доводы истца о том, что закон, на основании которого изданы пункты Инструкции, противоречит Конституции РФ, не принимаются.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Поэтому, руководствуясь статьями 175 - 177 АПК РФ, суд постановил: решение от 15.02.2001 и постановление от 24.04.2001 Арбитражного суда г.Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Таймырэнерго" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 августа 2001 г. N КА-А40/4073-01
Текст постановления опубликован в журнале "Вопросы правоприменения. Судебно-арбитражная практика Московского региона", N 5, 2001 г.
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании