Решение Верховного Суда РФ от 13 августа 1999 г. N ГКПИ99-566
Определением Верховного Суда РФ от 14 сентября 1999 г. N КАС 99-242 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - Глянцева В.В.
при секретаре - Иванове П.Г.
с участием прокурора - Федотовой А.В.,
рассмотрев дело по заявлению Колерова Ильи Андреевича о признании недействительными п. 3 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 г., п. 1.1 Приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 26 ноября 1996 г. N 624, пунктов 1.2, 1.3, 1.6, 1.9, 1.14, 3.1, 3.2, 3.7, 3.12, 3.14 п.п "б, в, ж" Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, установил:
Колеров обратился в суд с заявлением о признании недействительными п. З положения Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 г. "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", п. 1.1 Приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 26 ноября 1996 г. N 624 "О порядке регистрации транспортных средств", пунктов 1.2, 1.6, 1.9, 1.8, 1.14 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1090 от 23 октября 1993 г.
В судебном заседании Колеров на основании предоставленных ему законом прав изменил свои требования. Просил дополнительно признать недействительными пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.7, 3.11, 3.12, 3.14 подп. "б, в, ж", 3.21 названных Правил. В отношении Основных положений и названного в дополнительном заявлении п. 3.20 Правил требования просил не рассматривать.
В суде Колеров отказался от заявления в части признания недействительными п.п. 1.8, 3.3, 3.4, 3.5. 3.21 Правил. Отказ от иска принят судом.
Прекращено также производство по делу в части оспаривания п. 3.11 Правил.
По мнению заявителя, регистрация автомобилей на него как на собственника транспортного средства возложена незаконно: регистрация права собственности на автомобиль законом не предусмотрена: требование о перерегистрации автомобиля на нового собственника (снятие с учета) законом не установлено. Правительство и МВД Российской Федерации превысили свои полномочия по созданию гражданских прав и обязанностей, издав эти акты по собственной инициативе, т.к. в силу ст. 3, 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст. 23 Федерального Конституционного Закона "О Правительстве" гражданские права и обязанности возникают из постановлений Правительства Российской Федерации, только в том случае, если эти постановления приняты во исполнение норм Гражданского Кодекса Российской Федерации, иных законов, Указов Президента Российской Федерации.
Оспариваемые акты нарушают гражданские права, т.к. создают дополнительные препятствия и незаконные обязанности при реализации права, пользования и распоряжения имуществом: незаконно обязывают перерегистрировать транспортное средство, в том числе при перемене места жительства. Возложение обязанности регистрировать автомобиль на конкретное лицо нарушает его права как потребителя движимого имущества свободно распоряжаться имуществом, неосновательно обязывают конкретное лицо называть свою личность и представлять документы, ее подтверждающие, а также другие документы не предусмотренные законом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей заявление необоснованным, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1992 г. принято до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального Конституционного Закона Российской Федерации "О Правительстве" от 11 апреля 1997 г. и действует впредь до введения в действие соответствующих законов (ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Кроме того, оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации принято на основании Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации " от 22 декабря 1992 г., который действовал до 11 апреля 1997 г. В указанном законе было предусмотрено, что Правительство осуществляет меры по защите интересов государства, охране общественного порядка по обеспечению и защите прав и свобод граждан (ст. 20).
Подобного рода регулирование общественных отношений, в том числе и в области гражданских прав и обязанностей, осуществляется в форме издания постановлений и распоряжений, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 30).
Более того, Правительство Российской Федерации осуществляло эти полномочия в соответствии со ст. 114 п. 1 п.п. "е" Конституции Российской Федерации, которым определены права Правительства в области охраны прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка.
Между тем, регистрация автомототранспортных средств направлена на обеспечение контроля за действиями собственниками (владельцами) транспортных средств, позволяет обеспечить права и интересы участников дорожного движения, а значит общественный порядок.
Таким образом, Правительство Российской Федерации принимая постановление от 12 августа 1994 г., в том числе п. 3 действовало в пределах полномочий предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и законом.
Законом от 22 декабря 1992 г. Правительству Российской Федерации было предоставлено право передавать решение отдельных вопросов государственного управления министерствам, если решение этих вопросов не отнесено Конституцией и законами Российской Федерации к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации (ст. 21).
Вопросы, связанные с регистрацией транспортных средств, законом не отнесены к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации и поэтому оно имело право передать их на разрешение Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 6 постановления от 12 августа 1994 г.).
Из этого следует, что МВД Российской Федерации, утверждая приказ "О порядке регистрации транспортных средств" (п. 1.1) действовало в пределах полномочий предоставленных ему законом и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г.
Такие действия МВД соответствуют правилам ст. 3 п. 7 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которые допускают возможность издания министерством актов, содержащих нормы гражданского права в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
В данном случае, издавая акт, содержащий нормы, связанные с осуществлением гражданских прав и обязанностей, МВД Российской Федерации, осуществила свои полномочия на основании закона и постановления Правительства Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что регистрация транспортных средств фактически регулирует отношения собственности являются неосновательными.
Право собственности на транспортное средство возникает из сделок дарения, купли-продажи и т.п. сделок после их заключения и передачи имущества, а не после регистрации органами внутренних дел. Регистрация транспортного средства не является государственной регистрацией имущества, в том смысле, которые в силу закона порождают права собственности (ст.ст. 164, 223 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Обязанность по регистрации, изменению регистрационных данных в течение пяти суток после приобретения прав собственности на автомобиль не является фактической регистрацией прав собственности на автомобиль, в том числе в случаях, когда этот автомобиль был ранее зарегистрировав за другим лицом.
Указанное обстоятельство учтено в Правилах от 26 ноября 1996 г., которые возможность регистрации транспортных средств связывают с документами, подтверждающими право собственности (п.п. 1.6-1.9 и другие).
Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что Правила незаконно ограничивают его права как потребителя имущества, связывая возможность регистрации лишь с личностью собственника (владельца) транспортного средства и получением информации о действиях гражданина в области гражданского оборота. Тогда как необходимости в подобной регламентации нет, т.к. регистрация является лишь единовременным актом допуска технически исправного транспортного средства к дорожному движению: издавая Правила МВД Российской Федерации вышло за пределы регулирования отношений по регистрации транспортных средств, установленных законом.
В силу ст. 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 26 декабря 1995 г. настоящий закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В п. 2 ст. 15 названного Закона определено, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие, установленным требованиям безопасности дорожного движения запрещается.
Кроме того, в ст. 16 Закона предусмотрено, что обязанность по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Из содержания указанных норм федерального закона следует, что им установлены принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствие с которыми регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющейся источником повышенной опасности. Причем принципы обеспечения безопасности дорожного движения реализуются, не только посредством действий соответствующих органов власти, но также путем установления обязанности владельцев (физических и юридических лиц) по поддержанию в технически исправном состоянии принадлежащих им транспортных средств.
Реализация этих принципов возможна лишь в том случае, если органы внутренних дел будут располагать информацией о личности владельца транспортного средства, условиях приобретения гражданином транспорта, изменениях произошедших в связи с отчуждением транспортного средства.
Без такой информации невозможны контроль за безопасностью дорожного движения, охрана жизни, здоровья, имущества граждан. Регистрация транспортных средств в органах государственного управления позволяет им эффективно обеспечить предусмотренные федеральным законом функции, защитить права и интересы не только участников дорожного движения, но и иных граждан.
Указанные принципы федерального закона учтены в оспариваемых нормах Правил от 26 ноября 1996 г. и соответствуют им. При этом МВД Российской Федерации определило единое правило о регистрации и перерегистрации автомобиля по месту жительства собственника, что соответствует установленным в законе принципам по организации контроля за деятельностью, связанной с использованием транспортного средства.
По этим причинам суд считает неосновательными доводы заявителя о несоответствии закону требований Правил, в которых (п. 1.2, 1.6, 1.9, 1.14, 3.1, 3.2, 3.7, 3.14 (пп. "б, в, ж") установлена обязанность по регистрации транспортного средства и определено, что для совершения регистрационный действий в случаях приобретения автомобиля, смене собственника (владельца), перемене места жительства (выдача дубликатов паспортов - п. 3.7) необходимо представление информации о личности приобретателя (пользователя - п. 1.14), факте приобретения транспортного средства на праве собственности (пользования - п. 1.2, 1.6, 1.9), а также сведений о транспортном средств (модель, марка и т.п. - 1.16).
В указанных пунктах, в том числе в п. 3.1, 3.2 Правил закреплен законный принцип регистрации транспортных средств за конкретными физическими лицами по постоянному или временному их месту жительства.
Суд не находит оснований для признания недействительным п. 3.12 Правил в части регистрации транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам после получения отметки военного комиссариата на заявлении о регистрации. Доказательств того, что это правило нарушает конкретные права заявителя суду не представлено.
Что касается записи о регистрации грузовых автомобилей, прицепов к ним и автобусов, принадлежащих физическим лицам (при условии указанной отметки военного комиссариата), то она также соответствует принципам, определенным федеральным законом о защите интересов общества (в том числе, в военной области).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР. Суд решил:
В удовлетворении заявления Колерова Ильи Андреевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 13 августа 1999 г. N ГКПИ99-566
Текст решения официально опубликован не был