Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-224 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда РФ - Романенкова Н.С.
при секретаре - Самолине В.В.
с участием прокурора - Молодых В.Г.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общероссийского общественного движения "За права человека" о признании частично недействительным п. 3 "Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности", утвержденной приказом ФСБ России от 4 декабря 2000 г. N 613, установил:
общероссийское общественное движение "За права человека" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействительным п. 3 "Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности", утвержденной приказом ФСБ России от 4 декабря 2000 г. N 613, т.к. оспариваемые положения Инструкции противоречат действующему законодательству и нарушают права граждан.
В судебном заседании Верховного суда Российской Федерации представители ООД "За права человека" Симонова А.В. и Ихлов Е.В. поддержали заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц: ФСБ России Шелег В.С., Комарова Н.В., Минюста России Обушенко Л.А. возражали против удовлетворения заявления, т.к. оспариваемые положения Инструкции соответствуют действующему законодательству, нормативный акт принят в пределах полномочий ФСБ России, прошел государственную регистрацию и не нарушает прав и свобод граждан.
Выслушав объяснения представителей: общероссийского общественного движения "За права человека" Симоновой А.В., Ихлова Е.В., заинтересованных лиц: ФСБ России Шелеги В.С., Комаровой Н.В., Минюста России Обушенко Л.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Молодых В.Г., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 613 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности.
Данный нормативный акт зарегистрирован Минюстом России 9 января 2001 г., регистрационный номер 2521 и официально опубликован. Инструкция определяет единый порядок учета, регистрации, рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан, поданных иностранных государств и лиц без гражданства, а также организацию приема граждан в органах Федеральной службы безопасности.
Согласно п. 3 "Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности" обращения, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учебы), признаются анонимными и не рассматриваются. Решение об этом принимает начальник органа безопасности или его заместители. Регистрация таких обращений осуществляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией, после чего они уничтожаются (за исключением тех анонимных обращений, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также сведения о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших (Анонимные обращения, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также сведения о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, направляются для проверки в соответствующие подразделения органов безопасности либо по подследственности.).
Коллективными обращениями признаются обращения, поданные от имени двух и более лиц.
Как пояснили в суде представители ФСБ России Шелег В.С. и Комарова Н.В., пунктом 3 Инструкции определено, что обращения, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учебы) признаются анонимными и не рассматриваются. Данное положение полностью соответствует Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (с изменениями и дополнениями от 4 марта 1980 г. и 2 февраля 1988 г.).
При этом указанный пункт предусматривает обязательное уничтожение таких обращений после их регистрации, что в полной мере соответствует конституционным требованиям о запрете на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и направлено на защиту прав и свобод граждан.
Из объяснений представителя ООД "За права человека" Симоновой А.В. следует, что заявителя не устраивает сам факт регистрации анонимных обращений в органах безопасности, а также допущенные п. 3 Инструкции исключения в отношении анонимных обращений, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также сведения о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, когда такие обращения не уничтожаются, а направляются для проверки в соответствующие подразделения органов безопасности либо по подследственности.
Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" обязывает государственные органы при рассмотрении обращений граждан внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса, принимать обоснованные решения, обеспечивать своевременное и правильное их исполнение; сообщать гражданам в письменной или устной форме о принятых решениях.
Согласно ч. 3 ст. 1 настоящего Указа письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащие этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Оспариваемые положения п. 3 Инструкции не предусматривают рассмотрение анонимных обращений.
Факт регистрации анонимных обращений в органах безопасности и направление анонимных обращений, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также сведения о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших для проверки в соответствующие подразделения органов безопасности, либо по подследственности не противоречат действующему законодательству и не нарушает прав и свобод граждан.
Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (статья 1).
Согласно ст. 13 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности и ст. 10 ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" органы Федеральной службы безопасности осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий названы в ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в частности, к ним относятся ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта не противоречат действующему законодательству, приняты ФСБ России в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права и свободы граждан, заявление ООД "За права человека" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление общероссийского общественного движения "За права человека" о признании недействительным п. 3 "Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности", утвержденной приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 613 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2001 г. N ГКПИ01-746
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-224 настоящее решение оставлено без изменения