Решение Верховного Суда РФ от 1 июня 2001 г. N ГКПИ01-837
См. также Определение Конституционного Суда РФ от 14 октября 2004 г. N 296-О
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 июля 2001 г. N КАС01-240 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Председательствующего Н.С. Романенкова
при секретаре В.В. Самолине
с участием прокурора Н.Ю. Гончаровой
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Смирнова Дмитрия Николаевича о признании незаконными пунктов 10, 11, 12, 13, 14 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937, установил:
Смирнов Д.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконными пунктов 10, 11, 12, 13, 14 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937, т.к. установленный постановлением Правительства РФ порядок предоставления субсидий не соответствует действующему законодательству и нарушает права граждан. В судебном заседании заявитель Смирнов Д.Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемый нормативный акт не предусматривает иного порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, средств для строительства жилья и его покупки, в связи с чем, если порядок предоставления субсидий отличен от установленного Правительством РФ, то эти средства субсидиями не являются и облагаются налогом на доходы физических лиц по общему правилу.
По мнению заявителя порядок предоставления субсидий может быть любой, установленный собственником. Представители Правительства РФ Короткова Л.А., Ковнер Р.А., Насеров Э.Ш. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что обжалуемые заявителем пункты Положения определяют механизм предоставления субсидии и не регулируют вопросы, связанные с налогообложением. Законодатель предоставил Правительству РФ право устанавливать условия получения субсидий. Выслушав объяснения заявителя Смирнова Д.Н., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Коротковой Л.А., Ковнера Р.А., Насерова Э.Ш., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 430 "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья" Правительство Российской Федерации издало постановление N 937 от 3 августа 1996 г., которым утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Так, пунктом 10 Положения предусмотрено, что право гражданина на получение субсидии удостоверяется свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии, срок действия которого не должен превышать шести месяцев.
Свидетельство является подтверждением того, что продавцу или застройщику жилья будет в установленном порядке перечислена предоставленная гражданину субсидия.
Свидетельство дает право гражданину открыть в одном из уполномоченных банков именной блокированный целевой счет, предназначенный для зачисления субсидии в течение не более двух недель со дня открытия счета.
Данная норма соответствует п.2 Указа Президента РФ от 29 марта 1996 г. N 430 "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья, которым установлено, что право гражданина на получение субсидии удостоверяется свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии, срок действия которого не должен превышать шести месяцев.
Свидетельство выдается органом, предоставляющим субсидию, и является подтверждением того, что продавцу или застройщику жилья будет в установленном порядке перечислена предоставленная гражданину субсидия. Свидетельство дает право гражданину в одном из уполномоченных банков открыть именной блокированный целевой счет, предназначенный для зачисления субсидии в течение не более двух недель со дня открытия счета.
Пунктом 11 Положения установлено, что выбор банков, уполномоченных для обслуживания средств субсидии, производится предоставляющим субсидию органом или предприятием (организацией) на конкурсной основе с учетом:
- устойчивости финансового положения;
- способности обеспечить защиту средств субсидии от инфляционного обесценения и контроль за целевым использованием этих средств;
- достаточности финансовых ресурсов для завершения строительства жилых домов и оплаты приобретения жилья в срок, не превышающий срок действия свидетельства;
- предложений банков по предоставлению гражданам - получателям субсидий в соответствии с их возможностью оплаты жилищных кредитов по приемлемым процентным ставкам в пределах недостающей (сверх субсидии) стоимости жилья площадью, соответствующей социальной норме.
Предписание данной правовой нормы адресованы органам и предприятиям, представляющим субсидию и касаются требований, которые должны предъявляться к банкам, уполномоченным для обслуживания средств субсидий.
Эти обязанности уполномоченного банка предусмотрены п.4 Указа Президента РФ от 29 марта 1996 г. N 430.
Права граждан они не нарушают. В пункте 12 оспариваемого нормативного акта речь идет о действиях уполномоченного банка, который обеспечивает: обслуживание средств субсидии; защиту средств субсидии от инфляционного обесценения в соответствии с согласованной процедурой; осуществляет платежи непосредственно продавцу жилья или застройщику в соответствии с выбранным получателем субсидии (по его заявлению и разрешению органа, предоставившего субсидию) вариантом приобретения жилья. Пунктом 13 Положения установлена обязанность уполномоченного банка перечислять средства субсидии одновременно или после внесения получателем субсидии собственных и (или) заемных средств, недостающих для строительства или приобретения жилья, что также не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и в пункте 14 Положения определено, какие федеральные органы исполнительной власти должны утвердить примерный порядок проведения конкурсов по отбору уполномоченных банков для обслуживания средств субсидии, выдачи свидетельств о предоставлении безвозмездной субсидии и об открытии именных блокированных целевых счетов граждан.
Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" определяет компенсации (субсидии) как средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, строительства жилья или его покупки. Согласно ч.3 ст. 25 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" условие получения компенсаций (субсидий) регулируются Правительством Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы жалобы о нарушении прав собственника, которым по своему усмотрению совершает в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта не противоречат действующему законодательству, приняты Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, жалоба Смирнова Д.Н. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Смирнова Дмитрия Николаевича о признании незаконными пунктов 10, 11, 12, 13, 14 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 1 июня 2001 г. N ГКПИ01-837
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 июля 2001 г. N КАС01-240 настоящее решение оставлено без изменения