Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ГТК РФ
от 4 декабря 2001 г. N 1150
Инструкция
о порядке представления Главным управлением по борьбе с контрабандой в Управление таможенных расследований и дознания материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также о взаимодействии Главного управления по борьбе с контрабандой и Управления таможенных расследований и дознания при расследовании уголовных дел
28 июня 2002 г.
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция призвана обеспечить:
- предоставление оперативно-розыскными подразделениями Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) в Управление таможенных расследований и дознания (УТРД) материалов, достаточных для принятия по ним обоснованных процессуальных решений о возбуждении уголовного дела, отказа в возбуждении уголовного дела, направления заявлений или сообщений о совершении преступлений по подследственности или подсудности;
- возможность использования материалов и данных, собранных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в качестве доказательства при расследовании уголовного дела;
- надлежащее проведение оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, дознание по которым осуществляет УТРД, в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", настоящей Инструкции и соответствующими нормативными правовыми актами ГТК России.
2. Учитывая компетенцию таможенных органов, основным поводом к возбуждению уголовного дела является непосредственное обнаружение последними признаков преступлений предусмотренных:
- ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда);
- ст. 189 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники);
- ст. 190 Уголовного кодекса Российской Федерации (невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран);
- ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте);
- ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица).
3. В направляемых в УТРД материалах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должны находиться документы и материалы, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления.
Достаточность данных, указывающих на наличие признаков преступлений, предполагает наличие такой их совокупности, которая дает основания для вероятного, а не обязательного достоверного, вывода о том, что совершены преступления, предусмотренные уголовным законом.
Оперативно-розыскные подразделения ГУБК в ходе оперативно-розыскных мероприятий должны принять все возможные меры по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и результаты данной работы отразить в материалах, передаваемых в УТРД. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности осуществляется в соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
4. Материалы, передаваемые ГУБК в УТРД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должны быть прошиты, пронумерованы и отражены в соответствующей описи, которую подписывает лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность или доследственную проверку. Если эти материалы состоят из нескольких томов, то опись составляется на документы каждого тома и подшивается в начале соответствующего тома, нумерация листов осуществляется карандашом, сами материалы располагаются в хронологическом порядке или в логической последовательности, если в этих материалах содержатся ответы на запросы ГУБК, то в обязательном порядке с такими документами подшиваются сами запросы.
В передаваемых материалах должны содержаться данные, откуда в ГУБК поступили соответствующие документы, либо при каких обстоятельствах они были оформлены сотрудником ГУБК.
Недопустима передача в УТРД документов, источник получения которых неизвестен.
О передаче материалов ГУБК в УТРД составляется сопроводительный документ подписанный начальником ГУБК либо одним из его заместителей, в котором указывается, что материалы передаются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам совершения преступления, предусмотренного соответствующей статьей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также указывается, какие именно материалы и на скольких листах передаются в УТРД. Если с материалами передаются предметы и товары, обладающие признаками вещественных доказательств, то это также указывается в письме ГУБК. В случае, когда последние являются крупногабаритными предметами, либо такие предметы сданы ГУБК на хранение в соответствующие организации, предприятия, учреждения, это отмечается в сопроводительном письме ГУБК с приведением сведений о месте хранения таких предметов и товаров, и на каких листах в передаваемых материалах отражена сдача ГУБК их на хранение.
5. При подготовке материалов для передачи из ГУБК в УТРД допускаются по согласованию руководства этих управлений ГТК России консультирование и предварительное изучение в рабочем порядке данных материалов сотрудником УТРД, до официальной передачи этих материалов из ГУБК в УТРД.
6. Если в переданных материалах не будет содержаться достаточных оснований для принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче таких материалов по подследственности или подсудности, эти материалы после их проверки в УТРД возвращаются в ГУБК для выполнения мероприятий, предусмотренных п. 1-4 настоящей Инструкции.
III. Дополнительные требования, предъявляемые к материалам передаваемым ГУБК в УТРД о преступлениях, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов, совершенных с участием работников складов временного хранения, таможенных складов, таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, магазинов беспошлинной торговли и свободных складов, а также коммерческих структур различных форм собственности
12. Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по фактам совершенных преступлений, если к этим преступлениям причастны работники коммерческих структур различных форм собственности, (в том числе складов временного хранения, таможенных складов, таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, магазинов беспошлинной торговли и свободных складов) наряду с материалами и документами являющимися поводами и основаниями для возбуждения уголовного дела необходимо предъявление: копии лицензии на учреждение склада временного хранения, лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, лицензии на учреждение собственного склада, лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли, квалифицированных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, копии уставно-регистрационных документов указанных складов и предприятий, списочный состав их сотрудников, должностные инструкции последних, приказы о распределении обязанностей между руководителями складов временного хранения, таможенных складов, таможенных брокеров и др., технологические схемы помещения товаров и транспортных средств на временное хранение и таможенного контроля, утвержденные таможенными органами, документы и схемы, определяющие месторасположение склада временного хранения, таможенного склада и др., копии документов о регистрации и перерегистрации коммерческих структур, значащихся в качестве получателей или отправителей или перевозчиков товаров и транспортных средств, их декларантов, копии протоколов собрания учредителей коммерческих структур о назначении руководителей и главных бухгалтеров, копии договоров с клиентами (коммерческими структурами) на основании которых таможенный брокер и склад временного хранения приняли на себя обязательство относительно хранения или таможенного оформления товаров и транспортных средств, либо оплату таможенных платежей, данные о ранее совершенных коммерческой структурой нарушениях таможенных правил (копии протоколов о НТП и копии постановлений по делу о НТП, вынесенных в порядке исполнения требований ст. 365 Таможенного кодекса Российской Федерации).
IV. Дополнительные требования, предъявляемые к передаваемым из ГУБК в УТРД материалам для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если есть основания полагать, что к совершенному преступлению причастны должностные лица таможенных органов
13. В указанных случаях в УТРД в зависимости от обстоятельств дела передаются копии приказов о назначении в таможенный орган на должности лиц, в отношении которых имеются данные об их причастности к совершению преступлений, копии положений о тех подразделениях, в которых они работали в момент совершения преступления, копии должностных инструкций, определяющие права и обязанности этих должностных лиц на момент совершения правонарушения, копии документов, на которых имеются подписи упомянутых должностных лиц об ознакомлении их с обязанностями, документы, характеризующие должностных лиц по службе, материалы служебных проверок по допущенным правонарушениям, если таковые проводились, данные о служебных и домашних телефонах и местах регистрации и фактического проживания этих должностных лиц, если они уволены с занимаемой должности копии приказов об их увольнении и сведения о новом месте работы.
V. Дополнительные требования, предъявляемые к передаваемым из ГУБК в УТРД материалам для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, при наличии данных о том, что правонарушение совершено неизвестными лицами с использованием реквизитов, уставно-регистрационных документов и открытых банковских счетов коммерческих структур, учрежденных с использованием похищенных или утраченных паспортов, либо с использованием паспортов подставных лиц
14. Во всех случаях передачи в УТРД из ГУБК материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в последних должны содержаться документы, подтверждающие, что в отношении коммерческих структур, причастных к совершению правонарушения, ГУБК проводило проверку на предмет их действительного учреждения и регистрации, достоверности заявленных ими в ходе регистрации и дальнейшей деятельности сведений об их учредителях, руководстве, открытых банковских счетах, юридических и фактических адресах.
Для этого в передаваемых материалах должны быть не только сведения о регистрации и перерегистрации данных коммерческих структур, но и уставно-регистрационные документы последних (в копиях) и данные о том, в каких подразделениях Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (МНС России) они поставлены на учет, когда коммерческие структуры представили последний финансовый отчет в налоговый орган, значатся ли по данным МНС России эти коммерческие структуры в качестве предприятия, уклоняющегося от представления финансовой отчетности и уплаты налогов, какие предприятия, организации и лица в действительности располагаются по заявленным коммерческими структурами юридическим и фактическим адресам, местонахождение и принадлежность телефонных абонентов, заявленных при регистрации или постановке на учет в МНС России как контактных.
Кроме того, ГУБК необходимо представить в УТРД сведения по результатам проверки паспортов лиц, выступавших в качестве учредителей или руководителей проверяемых коммерческих структур на предмет, значатся ли эти паспорта в числе утраченных или похищенных (последнее осуществляется путем проверки справок "Ф-1" и базы данных похищенных или утраченных паспортов).
15. Если в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий ГУБК будут получены объективные данные, свидетельствующие, что правонарушение совершено неизвестными лицами с использованием либо фиктивных реквизитов коммерческих структур, либо подлинных реквизитов и уставно-регистрационных документов, а также открытых банковских счетов коммерческих структур, учредителями и руководителями которых значатся умершие или погибшие лица, подставные лица, либо когда для учреждения и деятельности коммерческих структур использовались похищенные или утерянные паспорта сторонних лиц, либо лиц, страдающих психическими расстройствами, наркоманией, алкоголизмом и т.п., ГУБК обязано передать в УТРД документы, подтверждающие указанные обстоятельства.
Наряду с такими материалами ГУБК передает в УТРД документы, по которым возможно установление как физических лиц, так и реально действующих коммерческих структур, подконтрольных этим физическим лицам, которые в действительности совершили таможенное правонарушение.
В связи с этим в дополнение к материалам, предусмотренным п. 3 и п. 14 настоящей Инструкции, в УТРД передаются:
- копии документов банков об открытии у них рублевых и валютных счетов проверяемой коммерческой структуры, а также справки и иные сведения банка о дальнейшем движении денежных средств и их остатке;
- копии юридического дела клиента (клиентское досье), в котором находятся копии уставно-регистрационных документов проверяемой коммерческой структуры, протоколы собраний учредителей о назначении и переназначении руководящего состава коммерческой структуры, заявления и договоры коммерческих структур об открытии счетов в банке;
- нотариально заверенные карточки с образцами печати и подписей руководства коммерческой структуры, открывшей свой счет;
- любые документы переписки банка с проверяемой коммерческой структурой, а также доверенность, выдаваемая последней своим сотрудникам для совершения каких-либо действий в банке, документы, оформляемые банком о пропуске в помещение последних сотрудников проверяемой коммерческой структуры, в том числе, содержащие номера контактных телефонов и паспортные данные последних;
- выписка лицевых счетов, открытых в банке на проверяемую коммерческую структуру, в которой должно быть зафиксировано движение денежных средств с момента открытия счетов до их закрытия или на день проверки, причем данные выписки должны содержать сведения о конкретных юридических и физических лицах, которые непосредственно перечисляли (либо вносили) денежные средства на счета проверяемой коммерческой структуры, либо на счета которых со счетов проверяемой коммерческой структуры перечислялись денежные средства, а также данные, кому из физических лиц выдавались наличные деньги по чекам;
- справка банка о том, кто конкретно из его сотрудников контактировал с представителями проверяемой коммерческой структуры как при заключении договора об открытии счетов и банковском обслуживании, так и при проведении конкретных банковских операций (фамилия, имя, отчество, должность, место регистрации, место фактического проживания, номера контактных телефонов), упомянутые сведения ГУБК вправе получить в банке как в рамках реализации своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", а также ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
- установочные сведение об учредителях коммерческих структур, которые в свою очередь учредили проверяемую коммерческую структуру либо перечислили на счет проверяемой коммерческой структуры денежные средства с использованием которых проверяемая коммерческая структура начала осуществлять свою финансовую деятельность, включая данные МНС России и банков, их обслуживающих, паспортные данные физических лиц, которые значились в качестве учредителей и руководителей таких предприятий и организаций;
- результаты проверки реестров нотариальных контор, удостоверяющих подлинность образцов подписей руководителей и печатей на соответствующей карточке проверяемой коммерческой структуры, представленных в банк при открытии лицевых счетов (результаты проверки должны содержать сведения, действительно ли зарегистрировано в реестрах нотариальной конторы нотариальное удостоверение образцов подписей и печатей на соответствующей карточке, а также сведения о фамилии, имени, отчестве и паспортных данных того лица, которое представило эти документы в нотариальную контору для их нотариального удостоверения);
- результаты проверки записей в реестрах нотариальных контор, свидетельствующих о соответствии копии уставно-регистрационных и иных документов проверяемых коммерческих структур, представленных в банк или в ИМНС с их подлинниками (фамилии, имена и отчества тех лиц, кто представлял в нотариальную контору для заверения копии соответствующих документов);
- справка Московской регистрационной палаты, либо других государственных учреждений, осуществляющих регистрацию проверяемых коммерческих структур и выдавших соответствующее свидетельство об этом с указанием конкретных лиц, сдавших уставно-регистрационные документы на регистрацию, либо получившие свидетельства о регистрации;
- справка ГНИВЦ и соответствующего РТУ о том, значится ли проверяемая коммерческая структура в качестве участника внешнеэкономической деятельности и в зоне деятельности какого таможенного органа, в последнем случае к справке прилагаются сведения о всех оформленных грузовых таможенных декларациях относительно товаров проверяемой коммерческой структуры и информация о том, привлекалась ли последняя к ответственности за нарушение таможенных правил;
- сведения о местонахождении и принадлежности телефонных номеров, которые значатся на любых документах проверяемой структуры, обозначенных как контактные, оказавшиеся в поле зрения ГУБК, в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности (при этом, сведения об абонентах должны соответствовать периоду составления документов, на которых обнаружены эти номера телефонов);
- сведения о других коммерческих структурах, учрежденных на основании паспортных данных лиц, проходящих по материалам, передаваемым в УТРД из ГУБК;
- результаты ОРД по установлению физических лиц, совершивших по мнению ГУБК преступления с использованием реквизитов и уставно-регистрационных документов коммерческих структур, учрежденных с использованием похищенных (утраченных) паспортов, либо паспортов подставных лиц.
VIII. Формы взаимодействия должностных лиц УТРД и ГУБК после возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 188, 189, 190, 193, 194 Уголовного кодекса Российской Федерации
24. Если на основании материалов, собранных ГУБК, уголовное дело возбуждено УТРД и находится в производстве последнего, оперативно-розыскные мероприятия по данному делу осуществляют непосредственно подразделения ГУБК до рассмотрения данного уголовного дела в суде либо принятия процессуального решения о его прекращении на стадии дознания либо предварительного следствия.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий в таких случаях не зависит от того, включены ли должностные лица ГУБК в состав следственно-оперативной группы ГТК России. В таких ситуациях ГУБК готовится план оперативно-розыскных мероприятий, который согласовывается с лицом, в производстве которого находится уголовное дело (за исключением информации, касающейся негласных сил, средств и методов).
Сотрудники оперативно-розыскных подразделений ГУБК, кроме того, обязаны производить по поручению должностного лица УТРД, в производстве которого находится уголовное дело, следственно-розыскные действия, а также принимать оперативно-розыскные меры по установлению и розыску лиц, совершивших преступления и оказывать содействие при производстве отдельных следственных действий, уведомляя о результатах должностное лицо УТРД, давшее это поручение.
25. Как правило, при возбуждении уголовного дела на основании представленных ГУБК в УТРД материалов, председатель ГТК России или его заместитель создает следственно-оперативная группу для его расследования с включением в нее сотрудников УТРД, ГУБК и региональных таможенных органов Российской Федерации, в зоне деятельности которых было совершено расследуемое преступление. Персональный состав следственно-оперативной группы определяет руководство УТРД и ГУБК. При этом последние визируют экземпляр постановления о создании следственно-оперативной группы.
26. В случае включения в состав следственно-оперативной группы сотрудников оперативно-розыскных подразделений ГУБК и таможенных органов Российской Федерации, последние проводят оперативно-розыскную деятельность в соответствии с планом оперативно-розыскных мероприятий, согласованным (в части информации, не касающейся негласных сил, средств и методов) с лицом, у которого находится в производстве уголовное дело.
Кроме того, включенные в состав следственно-оперативной группы сотрудники оперативно-розыскных подразделений ГУБК и таможенных органов Российской Федерации осуществляют выполнение следственных действий в соответствии с требованиями УПК РСФСР, согласно плану расследования уголовного дела и на основании конкретных разовых поручений руководителя следственно-оперативной группы, в производстве которого находится уголовное дело.
При осуществлении дознания по уголовным делам, возбужденным по признакам совершения преступления, предусмотренного ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, если в соответствии с п. 3 ст. 195 УПК РСФСР принято решение о приостановлении дознания по делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, должностное лицо УТРД, в производстве которого находится это уголовное дело, вправе в силу требований ст. 127 и 197 УПК РСФСР давать поручения соответствующим оперативно-розыскным подразделениям ГУБК о производстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. При таких ситуациях ГУБК обязано незамедлительно представлять в УТРД информацию, полученную в результате исполнения указанных поручений.
При приостановлении дознания по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, оперативно-розыскные подразделения ГУБК, на которые возложено проведение розыскных мероприятий по этому делу, обязаны принимать меры к установлению этого лица, независимо от того, имеется ли у них соответствующее поручение УТРД и результаты принятых мер немедленно доводить до УТРД.
При приостановлении производства дознания по уголовному делу на основании пункта 1 ст. 195 УПК РСФСР, должностное лицо УТРД, в производстве которого находится уголовное дело, направляет в оперативно-розыскные подразделения ГУБК копию постановления о приостановлении дознания и иные документы, необходимые для розыска преступника.
27. Замена или исключение сотрудников оперативно-розыскных подразделений ГУБК и таможенных органов Российской Федерации из состава следственно-оперативной группы допускаются лишь в случаях крайней необходимости и при наличии письменного согласия руководителя следственно-оперативной группы. Как правило, выбывший по уважительной причине из состава следственно-оперативной группы сотрудник ГУБК, заменяется на другого работника ГУБК, имеющего не меньший опыт и квалификацию. Временное убытие сотрудника из состава следственно-оперативной группы в связи с уходом в отпуск подлежит предварительному согласованию с руководителем следственно-оперативной группы.
28. Задействование члена следственно-оперативной группы из числа сотрудников ГУБК на проведение мероприятий, не связанных с работой по уголовному делу, допускается лишь по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы.
И.о. начальника Управления |
М.Ю. Толстенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.