Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 489 "О порядке проведения в 2001 году реструктуризации просроченной и отсроченной задолженности, пеней и штрафов по состоянию на 1 ноября 2000 г. по государственным кредитам в иностранной валюте и связанным иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства Российской Федерации предприятиями и организациями на закупку оборудования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 30, ст. 3158) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения обращений предприятий и организаций по вопросам списания просроченной и отсроченной задолженности (далее именуется - Порядок).
2. Установить, что рассмотрение Министерством финансов Российской Федерации обращений предприятий и организаций (далее именуются - должники) и принятие решений по вопросам реструктуризации их просроченной и отсроченной задолженности, пеней и штрафов по состоянию на 1 ноября 2000 г. по государственным кредитам в иностранной валюте и связанным иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства Российской Федерации на закупку оборудования для модернизации и технического перевооружения производства и выполнения государственного заказа (далее именуется - задолженность), производится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 489 (далее именуются - Правила), и настоящим Приказом.
3. Установить, что реструктуризации подлежит просроченная и отсроченная задолженность (включая задолженность по начисленным процентам, пеням и штрафам), числившаяся за должниками по состоянию на 1 ноября 2000 г. Платежи, осуществленные предприятиями и организациями после 1 ноября 2000 г. в счет исполнения своих обязательств по кредитным договорам (долговым обязательствам, договорам займа), засчитываются как исполнение ими своих обязательств, срок уплаты которых наступает после 1 ноября 2000 г. При этом штрафные санкции, предусмотренные кредитными договорами (долговыми обязательствами, договорами займа) за несвоевременное исполнение должником своих обязательств, на суммы реструктурируемой задолженности с 28 декабря 2000 г. не начисляются. В случае, если сумма средств, уплаченная предприятиями или организациями после 1 ноября 2000 г., превышает сумму обязательств, срок уплаты которых наступает после 1 ноября 2000 года, разница направляется на уменьшение задолженности, подлежащей реструктуризации. Положения настоящего пункта распространяются только на предприятия и организации, в отношении которых принято решение о реструктуризации задолженности в соответствии с настоящим Приказом.
4. Департаменту бюджетных кредитов и гарантий (Елину Е.И.):
осуществлять прием и рассмотрение заявлений предприятий и организаций по вопросам реструктуризации и списания задолженности и прилагаемых к заявлению документов, а также контроль за соблюдением предъявляемых к ним требований;
на основании представленных предприятиями и организациями и полученных от департаментов Министерства финансов Российской Федерации и других источников документов и информации осуществлять подготовку заключений по заявлениям должников по вопросам реструктуризации и списания задолженности.
5. Главному управлению федерального казначейства (Нестеренко Т.Г.), Департаменту управления государственным внутренним долгом (Златкис Б.И.), Департаменту макроэкономической политики и банковской деятельности (Силуанову А.Г.), Департаменту страхового надзора (Пылову К.И.), Департаменту межбюджетных отношений (Максимовой Н.С.), Юридическому департаменту (Жинкину А.А.) и другим департаментам Министерства финансов Российской Федерации по запросам Департамента бюджетных кредитов и гарантий в 10-дневный срок представлять информацию и документы, необходимые для подготовки им заключений, указанных в пункте 4 настоящего Приказа, по вопросам, входящим в компетенцию департаментов.
6. Установить, что решения о реструктуризации задолженности предприятий и организаций и целесообразности подготовки представлений Министерства финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации по вопросам ее списания принимаются Министерством финансов Российской Федерации на основании заявления должника и заключений, подготовленных Департаментом бюджетных кредитов и гарантий. Решения о реструктуризации задолженности оформляются приказами Министерства финансов Российской Федерации. Подготовка проектов указанных приказов Министерства финансов Российской Федерации осуществляется Департаментом бюджетных кредитов и гарантий.
7. Установить, что задолженность предприятий и организаций признается реструктурированной со дня подписания всеми сторонами на основании принятых Министерством финансов Российской Федерации решений дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности к имеющимся кредитным договорам (долговым обязательствам, договорам займа).
8. Предоставить право подписания от имени Министерства финансов Российской Федерации актов сверки задолженности по государственным кредитам в иностранной валюте по форме согласно приложению 1 к настоящему Приказу, а также дополнительных соглашений к кредитным договорам (долговым обязательствам, договорам займа) о реструктуризации задолженности в соответствии с настоящим Приказом первому заместителю Министра финансов Российской Федерации С.М. Игнатьеву.
9. Департаменту бюджетных кредитов и гарантий (Елину Е.И.) совместно с Главным управлением федерального казначейства (Нестеренко Т.Г.) и Юридическим департаментом (Жинкин А.А.) в случае принятия Министерством финансов Российской Федерации положительного решения о реструктуризации задолженности обеспечить подготовку и согласование проектов дополнительных соглашений к имеющимся кредитным договорам (долговым обязательствам, договорам займа) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
10. Департаменту бюджетных кредитов и гарантий (Елину Е.И.):
в случае принятия Министерством финансов Российской Федерации решения о направлении в Правительство Российской Федерации представления Министерства финансов Российской Федерации по вопросу списания задолженности в установленном порядке обеспечить подготовку соответствующего проекта решения Правительства Российской Федерации для его представления в Правительство Российской Федерации;
в случае принятия Министерством финансов Российской Федерации решения об отказе в реструктуризации задолженности или о нецелесообразности подготовки представления в Правительство Российской Федерации по вопросу ее списания обеспечить подготовку письма Министерства финансов Российской Федерации должнику с указанием причин отказа в реструктуризации или списании задолженности.
11. Установить, что неспособность предприятия или организации представить обеспечение исполнения своих обязательств способами, предусмотренными пунктом 3 статьи 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также неуплата или неполная уплата текущих платежей, предусмотренных кредитными договорами (долговыми обязательствами, договорами займа), являются основанием для отказа в реструктуризации задолженности.
Непредставление или неполное представление предприятиями и организациями сведений и документов, предусмотренных Правилами или Порядком, а также несоответствие представленных документов установленным требованиям являются основанием для отказа в реструктуризации или списании задолженности, если указанные нарушения не были устранены в 20-дневный срок со дня получения предприятиями и организациями соответствующего уведомления.
12. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра финансов Российской Федерации С.М.Игнатьева.
Министр |
А. Кудрин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2001 г.
Регистрационный N 3113
Порядок
рассмотрения обращений предприятий и организаций по вопросам списания просроченной и отсроченной задолженности
(утв.приказом Минфина РФ от 24 октября 2001 г. N 88н
1. Настоящий Порядок разработан во исполнение абзаца второго пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 489 "О порядке проведения в 2001 году реструктуризации просроченной и отсроченной задолженности, пеней и штрафов по состоянию на 1 ноября 2000 г. по государственным кредитам в иностранной валюте и связанным иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства Российской Федерации предприятиями и организациями на закупку оборудования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 30, ст.3158) (далее именуется - Постановление) и определяет процедуру рассмотрения Министерством финансов Российской Федерации обращений предприятий и организаций (далее именуются - должники) по вопросу списания просроченной и отсроченной задолженности, пеней и штрафов по государственным кредитам в иностранной валюте и связанным иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства Российской Федерации на закупку оборудования для модернизации и технического перевооружения производства и выполнения государственного заказа (далее именуется - задолженность), с целью подготовки и направления в Правительство Российской Федерации представлений Министерства финансов Российской Федерации и проектов решений Правительства Российской Федерации о ее списании.
2. Списание всей суммы задолженности осуществляется при условии передачи должниками в федеральную собственность в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, акций, долей в уставных (складочных) капиталах предприятий и организаций на всю сумму задолженности с соответствующим увеличением доли государства в их уставных капиталах. Увеличение доли государства в уставных капиталах предприятий и организаций может осуществляться:
а) посредством передачи должниками в федеральную собственность облигаций, конвертируемых в обыкновенные именные акции;
б) путем передачи должниками в федеральную собственность акций, долей в уставных (складочных) капиталах.
3. Должник направляет в Министерство финансов Российской Федерации заявление о списании задолженности по форме согласно приложению к Правилам, утвержденным Постановлением.
К заявлению прилагаются:
а) анкета должника согласно приложению к заявлению;
б) нотариально заверенные копии учредительных документов должника со всеми приложениями, изменениями и дополнениями;
в) нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации (перерегистрации) должника;
г) документы, подтверждающие полномочия единоличного органа управления и главного бухгалтера должника на подписание документов;
д) нотариально заверенные образцы подписей руководителя и главного бухгалтера должника и иных лиц, имеющих право подписи документов от имени должника;
е) копии бухгалтерских отчетов должника за 1998, 1999, 2000 годы (формы 1-5) и на последнюю отчетную дату (формы 1-2) с отметкой территориального налогового органа о принятии с приложением расшифровок следующих статей баланса: доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность, долгосрочные обязательства, краткосрочные займы и кредиты, кредиторская задолженность (по каждому виду задолженности). Указанные выше расшифровки даются на последнюю отчетную дату и должны в обязательном порядке содержать следующие сведения: полное фирменное наименование дебитора, кредитора, организации, в которую осуществлены инвестиции, их юридические и почтовые адреса, дата и основание возникновения задолженности или вклада в уставный капитал, сумма задолженности или вклада в уставный капитал (с указанием его доли). Кроме того, должником представляются расшифровки прочих операционных и внереализационных доходов и расходов, отвлеченных средств, чрезвычайных доходов и расходов из отчетов о прибылях и убытках должника за каждый период. В случае наличия в каком-либо периоде убытков дополнительно представляется пояснительная записка, в которой указываются причины их возникновения;
ж) акт сверки долга, подписанный должником с Внешэкономбанком СССР (по связанным иностранным кредитам) или Министерством финансов Российской Федерации (по государственным кредитам в иностранной валюте);
з) нотариально заверенные копии кредитных договоров (долговых обязательств, договоров займа) со всеми приложениями, дополнительными соглашениями и другими документами, являющимися их неотъемлемой частью, на основании которых должником были получены средства федерального бюджета или образовалась задолженность за поставленное по связанному кредиту оборудование;
и) документ, выданный Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, подтверждающий, что в отношении должника не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
к) копия документа, подтверждающего согласие полномочного органа должника на совершение крупной сделки (в случае признания ее таковой в соответствии с действующим законодательством);
л) выписка из реестра о составе акционеров, владеющих более чем одним процентом акций должника, с указанием полного фирменного наименования акционера (для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных), его организационно-правовой формы, юридического и почтового адреса, доли в акционерном капитале (для должников, являющихся акционерными обществами);
м) заключение оценщика (имеющего соглашение с Российским фондом федерального имущества о проведении оценки) о текущей стоимости акций должника (для акционерных обществ) и его стоимости в целом (оценка бизнеса);
н) опись представляемых документов.
4. Помимо документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (за исключением подпункта "м"), в случае увеличения доли государства в уставных капиталах предприятий и организаций путем передачи должниками в федеральную собственность акций, долей в уставных (складочных) капиталах должником к заявлению прилагаются следующие документы:
а) нотариально заверенные копии учредительных документов предприятий и организаций, акции или доли в уставных (складочных) капиталах которых передаются должником в федеральную собственность со всеми приложениями, изменениями и дополнениями;
б) нотариально заверенные свидетельства о регистрации (перерегистрации) предприятий и организаций, акции или доли в уставных (складочных) капиталах которых передаются должником в федеральную собственность;
в) копии бухгалтерских отчетов предприятий и организаций, акции или доли в уставных (складочных) капиталах которых передаются должником в федеральную собственность, за 1998, 1999, 2000 годы (формы 1-5) и на последнюю отчетную дату (формы 1-2) с отметкой территориального налогового органа о принятии с приложением расшифровок следующих статей баланса: доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность, долгосрочные обязательства, краткосрочные займы и кредиты, кредиторская задолженность (по каждому виду задолженности). Указанные выше расшифровки даются на последнюю отчетную дату и должны в обязательном порядке содержать следующие сведения: полное фирменное наименование дебитора, кредитора, организации, в которую осуществлены инвестиции, их юридические и почтовые адреса, дата и основание возникновения задолженности или вклада в уставный капитал, сумма задолженности или вклада в уставной капитал (с указанием его доли). Кроме того, должником представляются расшифровки прочих операционных и внереализационных доходов и расходов, отвлеченных средств, чрезвычайных доходов и расходов из отчетов о прибылях и убытках указанных предприятий и организаций за каждый период. В случае наличия в каком-либо периоде убытков дополнительно представляется пояснительная записка, в которой указываются причины их возникновения;
г) копии документов, подтверждающих государственную регистрацию акций, передаваемых должником в федеральную собственность;
д) нотариально заверенные копии документов, подтверждающие согласие других акционеров (участников) предприятий и организаций, акции или доли в уставных (складочных) капиталах которых передаются должником в федеральную собственность, на их отчуждение должником (при наличии данного условия в учредительных документах предприятий и организаций);
е) заключение оценщика (имеющего соглашение с Российским фондом федерального имущества о проведении оценки) о стоимости передаваемых должником в федеральную собственность акций, долей в уставных (складочных) капиталах;
ж) выписка из реестра о составе акционеров акционерных обществ, акции которых передаются должником в федеральную собственность, владеющих более одним процентом их акций, с указанием полного фирменного наименования акционеров (для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных), их организационно-правовой формы, юридического и почтового адреса, доли в акционерном капитале;
з) документы, подтверждающие право собственности должника на предлагаемые для передачи в федеральную собственность акции, доли в уставных (складочных) капиталах, их полную оплату и отсутствие по ним любого рода обременений;
и) документ, выданный Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, подтверждающий, что в отношении предприятий и организаций, акции или доли в уставных (складочных) капиталах которых передаются должником в федеральную собственность, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
5. Документы, представляемые в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком, должны быть подписаны (или, за исключением нотариально заверенных копий, заверены) уполномоченным лицом организации и ее главным бухгалтером. Подписи уполномоченного лица организации и главного бухгалтера должны быть скреплены печатью организации.
6. Представляемые документы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне их последнего листа заверительной надписью с указанием (цифрами и прописью) количества пронумерованных листов и даты составления, подписанной ее составителем (с расшифровкой подписи и должности). Подпись составителя заверительной надписи должна быть заверена печатью должника.
7. К рассмотрению принимаются документы, полученные Министерством финансов Российской Федерации до 1 ноября 2001 г. включительно.
8. Поступившие от должников заявление и документы направляются в Департамент бюджетных кредитов и гарантий, который проверяет их на соответствие установленным требованиям, рассматривает содержащуюся в них информацию и в случае необходимости направляет запросы в другие структурные подразделения Министерства финансов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судебные органы и иные организации.
По результатам рассмотрения и анализа представленных заявителем документов, а также информации, полученной от структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации и других источников, Департамент бюджетных кредитов и гарантий готовит и представляет руководству Министерства финансов Российской Федерации заключение для принятия им решения о целесообразности подготовки и направления в Правительство Российской Федерации представления Министерства финансов Российской Федерации о списании задолженности.
9. Помимо документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка, Департамент бюджетных кредитов и гарантий вправе запрашивать иные документы и сведения, необходимые для проведения анализа хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятий и организаций, подготовки заключения и принятия решения о целесообразности урегулирования задолженности заявителя путем ее списания, в том числе: аудиторские заключения, информацию об аффилированных лицах, участии организации в промышленных, финансовых группах, холдингах, концернах, ассоциациях и прочих объединениях, информацию об учетной политике, применявшихся способах проведения переоценки активов, движимом и недвижимом имуществе, имуществе, находящемся в залоге, информацию о причинах получения убытков организацией.
10. Документы, полученные Министерством финансов Российской Федерации от должников и представленные в ходе рассмотрения заявления о списании задолженности в соответствии с настоящими Правилами, не возвращаются.
11. Решение о целесообразности подготовки представлений Министерства финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации по вопросам списания задолженности принимается исходя из оценки целесообразности участия государства в предприятиях и организациях, акции, доли в уставных (складочных) капиталах которых передаются в федеральную собственность, а также необходимости обеспечения интересов федерального бюджета.
12. О результатах рассмотрения Министерством финансов Российской Федерации заявлений предприятий и организаций, а также о результатах рассмотрения Правительством Российской Федерации представлений Министерства финансов Российской Федерации о списании задолженности Департамент бюджетных кредитов и гарантий сообщает заявителю.
Приложение N 1
к Порядку рассмотрения обращений
предприятий и организаций
по вопросам списания просроченной
и отсроченной задолженности
Акт сверки задолженности (полное наименование заемщика) по бюджетному кредиту в иностранной валюте, предоставленному Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Соглашением от _______ N ______
г.Москва "___" _________ 2001 г.
Министерство финансов Российской Федерации, именуемое в дальнейшем
"Министерство", в лице первого заместителя Министра финансов Российской
Федерации Игнатьева Сергея Михайловича, действующего на основании приказа
Министерства финансов Российской Федерации от _______ N ______,
и _____(полное наименование заемщика), именуемое в дальнейшем "Должник",
в лице ____(фамилия, имя, отчество уполномоченного лица), действующего
на основании (документ, свидетельствующий о полномочиях лица), вместе
в дальнейшем именуемые "Стороны", составили настоящий акт о нижеследующем.
Стороны подтверждают, что по состоянию на 1 ноября 2000 года сумма
задолженности Должника перед Министерством по Соглашению
от _______ N ______ составляет (сумма задолженности цифрами и прописью
с указанием валюты задолженности), в том числе:
- по сумме основного долга - _______________ (в том числе
просроченная - _________ );
- по начисленным процентам - _______________ (в том числе
просроченная - _________ );
- по пеням, начисленным за несвоевременный возврат сумм основного
долга и за несвоевременную уплату начисленных процентов - _________;
- по штрафам - _________;
- по (указываются иные виды платежей, предусмотренные Соглашением) ___
От Министерства:
Первый заместитель Министра
финансов Российской Федерации С.М.Игнатьев
М.П.
От Должника:
(должность) (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер: (Ф.И.О.)
М.П.
Определяется процедура рассмотрения Минфином РФ обращений предприятий и организаций по вопросу списания просроченной и отсроченной задолженности, пеней и штрафов по государственным кредитам в иностранной валюте и связанным иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства РФ на закупку оборудования для модернизации и технического перевооружения производства и выполнения государственного заказа.
Платежи, осуществленные после этой даты в счет исполнения обязательств по кредитным договорам засчитываются как исполнение обязательств. При этом штрафные санкции, предусмотренные кредитными договорами за несвоевременное исполнение должником своих обязательств, на суммы реструктурируемой задолженности с 28 декабря 2000 г. не начисляются. Перечисляются документы, представляемые должниками в Минфин РФ.
Приказ Минфина РФ от 24 октября 2001 г. N 88н "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 489"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2001 г.
Регистрационный N 3113
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 26 декабря 2001 г. N 251, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 января 2002 г., N 1