Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В.Витрука, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Сахалинского областного суда, установил:
1. В Конституционный Суд Российской Федерации обратился Сахалинский областной суд с запросом о проверке конституционности пункта 4 статьи 52 Устава Сахалинской области, приостановив производство по делу о рассмотрении жалобы гражданина Ю.П.Ераксина о признании Закона Сахалинской области "Об общих принципах организации местного самоуправления в Сахалинской области" нарушающим его конституционные права и свободы и не соответствующим Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Закон Сахалинской области "Об общих принципах организации местного самоуправления в Сахалинской области" был принят Сахалинской областной Думой 28 ноября 1996 года и направлен губернатору Сахалинской области для подписания и обнародования. Губернатор не подписал Закон в установленный срок, поэтому в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Устава Сахалинской области Закон был подписан председателем Сахалинской областной Думы 25 января 1997 года. Его опубликование 31 января 1997 года в областной газете "Свободный Сахалин" специальным постановлением Сахалинской областной Думы было признано официальным опубликованием.
Сахалинский областной суд полагает, что имеет место неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации, закрепленным в ней принципам единства государственной власти (статья 5, часть 3) и разделения властей (статья 10), положение пункта 4 статьи 52 Устава Сахалинской области, как исключающее промульгацию (подписание и обнародование) принятого Закона Сахалинской области губернатором в качестве главы администрации Сахалинской области.
2. Анализ статьи 52 Устава Сахалинской области в полном ее объеме показывает, что участие губернатора Сахалинской области в законотворчестве Сахалинской области путем промульгации законов Сахалинской области ею предусматривается: принятый Сахалинской областной Думой закон Сахалинской области в срок не позднее 7 дней со дня принятия направляется губернатору Сахалинской области для подписания и опубликования (пункт 1); губернатор Сахалинской области в срок не позднее 14 дней со дня получения подписывает принятый Сахалинской областной Думой закон и опубликовывает его в источнике официального опубликования. До истечения указанного срока губернатор Сахалинской области может возвратить закон со своими возражениями в Сахалинскую областную Думу для повторного рассмотрения (пункт 2); если при повторном рассмотрении закон принят с полным или частичным учетом возражений губернатора Сахалинской области или в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Сахалинской областной Думы, губернатор Сахалинской области обязан его подписать и опубликовать в течение 7 дней со дня принятия (пункт 3).
Названные положения соответствуют принципу разделения властей, закрепленному в статье 10 Конституции Российской Федерации. Такая правовая позиция применительно к аналогичным положениям Устава (Основного Закона) Алтайского края и Устава - Основного Закона Читинской области была сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 18 января 1996 года и от 1 февраля 1996 года.
Пункт 4 статьи 52 Устава Сахалинской области предусматривает правовой механизм преодоления (разрешения) ситуации, при которой закон Сахалинской области в установленные сроки не возвращен губернатором Сахалинской области Сахалинскую областную Думу для повторного рассмотрения или не подписан им: в этих случаях закон подписывается и опубликовывается председателем Сахалинской областной Думы в срок не позднее 30 дней со дня направления закона на подписание губернатору Сахалинской области. Тем самым в установленном Уставом Сахалинской области порядке преодолевается возможное игнорирование губернатором Сахалинской области своих обязанностей по промульгации законов Сахалинской области.
Это регулирование, однако, не затрагивает других положений статьи 52 Устава Сахалинской области, в которых закреплен механизм подписания и обнародования губернатором законов Сахалинской области, соответствующий такому пониманию принципа разделения властей, какое сформулировано в указанных постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющих свою силу. Поэтому основания для проверки соответствия Конституции Российской Федерации оспариваемого нормативного регулирования в данном случае отсутствуют.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Сахалинского областного суда как не являющегося допустимым в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 1998 г. N 56-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинского областного суда о проверке конституционности пункта 4 статьи 52 Устава Сахалинской области"
Текст Определения опубликован в сборнике постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, 1997 - 1998 г., том 2, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 1998 г., N 4