• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Инструкция по проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного энергетического надзора за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии (утв. Госэнергонадзором РФ 26 ноября 2001 г.)

1.2. Настоящая инструкция предназначена для государственных инспекторов по энергетическому надзору, осуществляющих государственный контроль за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, зданий и сооружений электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии (далее "проверяемая организация"), в соответствии с функциями, определенными Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации.

1.3. Инструкция устанавливает порядок организации и проведения мероприятий по контролю, оформления и выдачи акта-предписания, права, обязанности и ответственность сторон, контроля исполнения предписаний.

1.4. Государственный энергетический надзор предусматривает проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований нормативных документов, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и другой нормативно-технической документацией (далее - обязательные требования).

Мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного энергетического надзора, связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых испытаний, экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

1.5. Мероприятия по контролю могут быть плановые и внеплановые. Плановые мероприятия проводятся при осуществлении текущего надзора согласно утвержденному годовому плану работ одним или несколькими государственными инспекторами по энергетическому надзору, комиссией (далее "инспектор") с выездом на место, оформлением и выдачей акта-предписания.

1.6. Организации с установленной или присоединенной мощностью электрических установок 750кВА и выше и (или) тепловых установок 1Гкал/час и выше подлежат комплексным или тематическим проверкам.

Тематическая проверка предусматривает проведение мероприятий по контролю по одной или нескольким темам.

Комплексная проверка предусматривает проведение мероприятий контроля по всем темам одновременно, в том числе и теме рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.

Организации, имеющие мощности ниже указанных величин, подлежат общей проверке по единой программе, разработанной управлением государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации (далее управление госэнергонадзора) и включающей одновременно проверку всех вопросов, входящих в компетенцию Госэнергонадзора.

1.7. Комплексная проверка проводится комиссией под председательством, как правило, начальника управления госэнергонадзора, его заместителя или начальника инспекции.

Тематическая проверка может проводиться комиссией, несколькими или одним инспектором.

Общая проверка проводится одним или двумя инспекторами.

1.8. Продолжительность проверки определяется на основании нормативов времени, разработанных управлением госэнергонадзора, в зависимости от электрической и (или) тепловой мощности, количества и типов установленного оборудования, видов основного и резервного топлива, вида обследования (комплексное, тематическое, общее) и других факторов.

2. Порядок проведения мероприятий по контролю

 

2.1. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов госэнергонадзора.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

- наименование органа государственного энергетического надзора;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

- цели, задачи и вид проводимого мероприятия по контролю;

- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дата начала и окончания мероприятия по контролю.

2.2. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

При проведении проверки двумя или более инспекторами один из них назначается старшим. При участии в проверке работников других организаций, старшим является государственный инспектор по энергетическому надзору, если начальником управления госэнергонадзора не будет принято другое решение.

2.3. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследовании (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения инспектора, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа госэнергонадзора или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на одни месяц.

2.4. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Периодичность общих проверок организаций с мощностью энергоустановок ниже 750 кВА и (или) 1 Гкал/час и тематических проверок устанавливается начальником управления госэнергонадзора, исходя из их количества и штатной численности инспекторского состава.

Периодичность плановых комплексных проверок организаций как правило, не должна превышать 1 раз в 5 лет.

2.5. При обращении саморегулируемой организации руководителем органа госэнергонадзора издается распоряжение, устанавливающее порядок проведения плановых мероприятий по контролю в соответствии с требованиями п.6 ст.7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ.

2.6. Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся также в случаях:

- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения оборудования, зданий, сооружений, энергоустановок и другого имущества, в том числе в отношении работ, услуг других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Мероприятия по контролю в случаях, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, могут проводиться по мотивированному решению руководителя органа госэнергонадзора, в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих или имеющих соответствующие работы, услуги и (или) объекты.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган госэнергонадзора, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

2.7. До выезда в проверяемую организацию инспектор должен ознакомиться с материалами, имеющимися в управлении госэнергонадзора, в том числе:

- перечнем зданий и сооружений, включая гидротехнические сооружения;

- перечнем и характеристиками установленного основного и вспомогательного оборудования;

- тепловой и электрической схемами;

- особенностями эксплуатации энергоустановок;

- состоянием приборов учета энергии;

- актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон;

- актами-предписаниями предыдущих обследований и сведениями по их выполнению;

- другими документами по усмотрению инспектора.

2.8. По прибытии в проверяемую организацию инспектор должен представиться ее руководителю или его заместителю, предъявить служебное удостоверение и распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю, либо его копию, заверенную печатью, согласовать порядок обсуждения результатов проверки, а также порядок подписания акта-предписания. Одновременно решается вопрос о представителях организации, которые будут присутствовать при обследовании.

Руководитель проверяемой организации обязан представить инспектору информацию и документы, необходимые для осуществления им своих полномочий.

2.9. В зависимости от объема проверки и особенностей проверяемой организации, по согласованию с ее представителем, инспектор намечает план проверки, который определяет последовательность, сроки ее проведения и время посещения структурных подразделений, отделов, служб и цехов о чем представитель этой организации извещает соответствующие подразделения.

2.10. Мероприятия по контролю проводятся инспектором на основании действующей нормативно-технической документации с использованием разработанных органами государственного энергетического надзора программ, методик и рекомендаций.

Программа мероприятий по контролю организации должна быть утверждена начальником управления госэнергонадзора или его заместителем.

Перед началом проведения проверки инспектор обязан в устной форме ознакомить представителя проверяемой организации с объемом проверки, основными нормативно-техническими документами, выполнение требований которых подлежат проверке, порядком проведения проверки и оформления акта-предписания.

2.11. Результаты проверки оформляются актом-предписанием по типовой форме (Приложение) в срок не более 10 дней после окончания осмотра и сбора информации.

2.12. Участие инспектора в расследовании произошедших аварий, инцидентов, пожаров, стихийных бедствий и несчастных случаев ведется в соответствии с действующими положениями и инструкциями.

3. Ограничения при проведении мероприятий по контролю

 

3.1. При проведении мероприятий по контролю инспектора органов госэнергонадзора не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа госэнергонадзора, от имени которого действует инспектор;

- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, либо их представителей;

- требовать представление документов, информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

4. Порядок оформления результатов мероприятия по контролю

 

4.1. По результатам мероприятия по контролю инспектором органа госэнергонадзора, осуществляющим проверку, составляется акт-предписание установленной формы в двух экземплярах. Допускается при необходимости составлять большее количество экземпляров.

Текст акта-предписания условно должен быть разделен на вступительную, констатирующую, предписывающую и заключительную части.

4.2. Вступительная часть акта-предписания содержит следующие сведения:

- дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

- наименование органа государственного контроля (надзора);

- дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

- должность, фамилия, имя и отчество лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

- вид обследования.

4.3. В констатирующей части акта-предписания следует привести краткие технические характеристики установленного оборудования проверяемой организации, виды сжигаемого топлива, основные технико-экономические показатели, характеристики тепловых и электрических сетей. Здесь же следует отразить и наиболее серьезные характерные нарушения, выявленные в ходе проведения мероприятия по контролю.

4.4. В предписывающей части излагаются мероприятия по устранению выявленных нарушений требований нормативно-технической документации. При этом производится обязательная ссылка на конкретный пункт или параграф документа. Предписания должны содержать как организационные (не требующие материальных затрат), так и технические (связанные с материальными затратами) мероприятия по устранению выявленных нарушений с указанием конкретного срока выполнения по каждому мероприятию. Предписание не должно противоречить нормативным документам или их ужесточать.

4.5. Мероприятия предписания записываются в повелительной форме: "Выполнить", "Разработать", "Устранить", "Издать приказ" и т.п.

Указанные в предписании мероприятия должны быть конкретными (следует избегать формулировок "Улучшить", "Усилить", "Принять меры" и т.п.) и поддающимися контролю.

4.6. Информация о нарушениях и недостатках, выявленных инспектором и устраненных в период проверки, отражается в констатирующей части акта.

4.7. Сроки выполнения мероприятий предписания (с указанием числа, месяца и года) должны быть реальными, исходить из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работающих и оборудования, возможностей проверяемой организации. Не следует указывать в предписании срок "немедленно", так как в случаях, не терпящих отлагательства, инспектор должен потребовать отключения оборудования и устранения недостатков во время его пребывания на предприятии.

Выполнение мероприятий с длительными сроками исполнения может быть предусмотрено этапами.

Для мероприятий, не требующих затрат времени, следует указывать срок - "по получению акта-предписания".

4.8. Сроки выполнения мероприятий предписания устанавливаются с учетом мнения руководителя проверяемой организации и должны быть минимальными.

4.9. При невыполнении мероприятий по предыдущему акту-предписанию, следует рассмотреть причины их невыполнения и, если это необходимо, включить их в акт-предписание вновь с записью "предписывается повторно" и указанием нового срока исполнения.

4.10. Мероприятия с не истекшими сроками исполнения по предыдущему акту-предписанию (если их количество не превышает 5-ти) могут быть перенесены во вновь составляемый акт-предписание, после чего предписания по предыдущему акту проверки снимаются с контроля, о чем в составляемом акте следует сделать соответствующую запись.

4.11. В заключительной части акта-предписания формируются выводы по результатам проверки, при необходимости рекомендуется целесообразность подготовки приказа, разработки плана мероприятий по устранению выявленных недостатков, указывается информация о порядке сообщения по выполненным мероприятиям предписывающей части, подписи инспектора и представителей проверяемой организации.

4.12. В акт-предписания записываются только сведения, подтверждаемые официальной отчетностью, рассмотренной документацией и личным осмотром энергоустановок.

4.13. Порядок сообщения о выполнении мероприятий предписания определяется совместным решением инспектора и представителя проверяемой организации, о чем делается запись в строке акта-предписания "Информацию о выполнении настоящего акта-предписания представлять...".

4.14. Текст акта-предписания перед его оформлением необходимо обсудить с представителем проверяемой организации, его аргументированные возражения по возможности принять во внимание.

4.15. Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

4.16.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

 

Инструкция по проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного энергетического надзора за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии (утв. Госэнергонадзором РФ 26 ноября 2001 г.)

 

Текст инструкции опубликован в "Вестнике Госэнергонадзора", N 4, 2001