Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Основные функции и задачи государственного заказчика городского заказа (на примере Москвы)
Государственный заказчик городского заказа (ГЗГЗ)*(3) осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом г. Москвы от 10 марта 2000 г. N 4 "О городских государственных заказах", постановлением Правительства Москвы от 7 июня 2000 г. N 417 "О мерах по совершенствованию практики размещения городских заказов в отраслях Комплекса городского хозяйства", Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и г. Москвы.
3.1. Статус государственного заказчика городского заказа
Городской заказ - государственный контракт на производство работ, поставку товаров, оказание услуг для нужд городского хозяйства за счет средств бюджета города Москвы и средств, привлекаемых Правительством Москвы.
Государственный заказчик городского заказа (далее - заказчик) - Правительство Москвы в лице Управления городского заказа Правительства Москвы.
Конкурс - процедура выбора подрядчика для производства работ, поставщика на поставку товаров, оказания услуг для нужд городского хозяйства.
Пользователь продукции - юридическое лицо, по заявке которого сформирован городской заказ.
Предмет конкурса - право заключения государственного контракта на исполнение государственного заказа по производству работ, конкретному виду поставки товаров, оказанию услуг.
Функции, права, ответственность заказчика должны обеспечивать высокоорганизованную работу его служб и эффективное взаимодействие участников инвестиционно-строительной деятельности в процессе проектирования, строительства и сдачи объектов городского заказа в эксплуатацию.
Заказчик на основании договора с городским инвестором, имея соответствующую лицензию обеспечивает сопровождение проекта на всех этапах от разработки до утверждения проекта и его реализации, а также по поручению городского инвестора может выступать заказчиком на разработку необходимой документации.
Заказчик осуществляет свою деятельность за счет средств, определяемых договорами с инвесторами или результатами конкурсных торгов по выбору организации-заказчика.
В целях повышения эффективности взаимодействия участников инвестиционно-строительной деятельности, усиления ответственности и контроля за целевым использованием городских финансовых и материальных ресурсов, а также качества выполняемых работ в Москве распоряжением мэра города от 28 декабря 1999 г. введено в действие "Положение о заказчике по объектам капитального строительства и реконструкции в г. Москве".
Городской заказ на поставку товаров, выполнение работ, услуг для нужд городского хозяйства размещается, как правило, на конкурсной основе. "Регламент размещения городского заказа в Комплексе городского хозяйства", утвержденный постановлением Правительства Москвы от 7 июня 2000 года N 417, определяет порядок подготовки и проведения конкурсов по определению поставщика (подрядчика) на право заключения государственного контракта на поставку товаров, производство работ или оказание услуг для нужд городского хозяйства за счет средств бюджета Москвы.
Участниками конкурса являются лица, участвующие в процедуре проведения конкурса: заказчик, организатор конкурса, конкурсная комиссия, соискатели. Функции участников конкурса приведены в Регламенте размещения городского заказа в Комплексе городского хозяйства.
3.2. Функции государственного заказчика городского заказа по реализации объектов городского строительства
3.2.1. Обеспечение проектно-сметной документацией
ГЗГЗ заключает с проектной организацией, выигравшей конкурс, договор*(4) на разработку проектной документации на строительство (реконструкцию, расширение) объектов городского заказа, руководствуясь при этом действующими нормативными правовыми документами.
Заказчик организует в установленном порядке и в соответствии с требованиями нормативных правовых документов разработку, рассмотрение, согласование, экспертизу и утверждение проектной документации.
С участием проектной организации заказчик согласовывает с инвестором стадийность проектирования и очередность получения необходимых данных для оформления земельно-правовых отношений.
Готовит совместно с эксплуатационными и проектными организациями технологические задания для проектирования объекта, задания для проектирования объекта, задания на проектирование и условия присоединения объекта к городским инженерным коммуникациям.
Передает проектной организации, выигравшей конкурс, задание на проектирование, предусматривающее использование, в основном, отечественных строительных материалов и конструкций, соответствующих современному техническому уровню.
Заказчик согласовывает с проектной организацией календарный план выполнения работ и выдачи проектной документации, а также, осуществляет контроль наполнения календарного плана.
Контролирует уровень качества проектных решений в процессе разработки и реализации проектной продукции и ход выполнения работ по рассмотрению и согласованию архитектурно-градостроительных решений.
Осуществляет контроль в процессе строительства за соблюдением утвержденных проектом архитектурно-градостроительных решений.
Представляет совместно с проектными организациями дополнительную информацию по рассматриваемому проекту строительства по требованию органов государственной экспертизы.
Проводит в установленном порядке согласование проекта и обеспечивает внесение в проектную документацию изменений по замечаниям экспертизы, утверждение и переутверждение проектной документации.
Обеспечивает заключение контракта на осуществление авторского надзора и создание для этого необходимых условий.
Заказчик также обеспечивает взаимодействие организаций-участников реализации городского заказа и в случае необходимости предъявляет к ним претензии, в соответствии с действующим законодательством.
3.2.2. Организация строительства
ГЗГЗ заключает с подрядчиком, выигравшим подрядные торги, договор подряда (контракта) на строительство (реконструкцию) объектов городского заказа, руководствуясь действующими правовыми нормативными документами.
Контролирует сроки разработки проектно-сметной документации, осуществляет ее приемку, хранение и передачу подрядчику.
Принимает участие в работе комиссий по выбору площадок для строительства, оформляет и передает их в установленном порядке генеральным подрядным организациям в согласованные с ним сроки.
Заказывает в Мосгоргеотресте разбивочный план осей объекта и закрепление его в натуре.
Принимает в соответствии с условиями договора с городским инвестором под снос, на сохранность или на иных условиях здания и сооружения, находящиеся на предоставленном земельном участке.
Контролирует и участвует в оформлении и согласовании документов по заказу экологически чистого грунта, вывозу грунта, непригодного для вторичного использования, строительных отходов, завоза недостающего грунта с карьеров и по отводу земельного участка под временное складирование грунта.
Заказчик получает разрешение соответствующих эксплуатационных организаций на:
- производство работ в зоне воздушных линий электропередачи, линий связи, в полосе отвода железных дорог, в местах прохождения подземных коммуникаций (кабельных, газопроводных, канализационных и других), расположенных на строительной площадке, существующих транспортных магистралей, очистных сооружений;
- пользование в период строительства электроэнергией, газом, водой и паром от существующих источников в соответствии с проектом организации строительства в случае отсутствия собственных объектов газо-, водо-, паро- и энергоснабжения;
- вырубку леса и пересадку деревьев, а в необходимых случаях - передачу генподрядчику порубочных билетов.
Заказчик городского хозяйства проводит организационно-технические мероприятия согласно условиям договора с городским инвестором в целях осуществления префектурой и городским инвестором переселения граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, переносу или реконструкции, возмещает им в случае необходимости понесенные убытки в соответствии с действующим законодательством, переводит арендаторов, собственников и других пользователей из нежилых помещений зданий, подлежащих реконструкции, комплексному капитальному ремонту или сносу.
Учитывает в установленном порядке расчеты стоимости компенсаций собственникам сносимых зданий и сооружений, обеспечивает включение этих затрат в сводные сметные расчеты строительства.
Обеспечивает реализацию возвратных материалов от разборки сносимых строений, сооружений, если это предусмотрено договором с городским инвестором.
Назначает должностные лица, осуществляющие технический надзор за строительством, и получает разрешение на производство строительно-монтажных работ в органах Госархстройнадзора и Гостехнадзора Москвы.
Обеспечивает взаимодействие участников строительства объектов городского заказа и в случае необходимости предъявляет претензии к подрядчикам и иски в арбитражный суд.
3.2.3. Финансирование строительства, учет и отчетность
ГЗГЗ готовит ежегодные заявки (титульные списки на проектные и строительные работы) для включения в городские инвестиционные программы.
По поручению городского инвестора обеспечивает своевременное открытие счетов, финансирование и оплату работы проектным, подрядным и другим организациям, устанавливает условия промежуточных расчетов в соответствии с заключенными в установленном порядке договорами.
Проверяет предъявляемые к оплате документы подрядчиков за выполненные работы, поставленную продукцию и оказанные услуги.
Производят приемку и оплату выполненных работ на основании подписанных им документов об объемах и стоимости в соответствии с проектом на строительство объекта и условиями договора подряда.
Ведет бухгалтерский учет, оперативный и статистический учет, составляет и представляет отчетность в установленном порядке в соответствии с условиями контракта с инвестором.
Предусматривает по согласованию с городскими инвесторами в сметной стоимости объектов средства на страхование строительных рисков при проектировании и строительстве в установленном порядке.
Согласовывает с проектными и подрядными организациями условия заключения договора страхования строительно-монтажных работ с организациями, имеющими соответствующую лицензию.
Ежемесячно предъявляет в установленном порядке отчеты городскому инвестору об использовании выделенных ему средств, на финансирование работ, выполняемых по городскому заказу.
Выполняет по поручению инвестора за счет его средств мероприятия по консервации и охране объектов незавершенного строительства.
По поручению городского инвестора и за его счет компенсирует затраты другим участникам строительства, если иное не предусмотрено контрактом на выполнение работ по объектам городского заказа, в случае консервации или временного прекращения строительства и отказа городского инвестора от дальнейшего финансирования стройки или объекта.
3.2.4. Материально-техническое обеспечение
ГЗГЗ осуществляет на конкурсной основе размещение заказов на поставку оборудования, материалов и мебели по номенклатуре заказчика на строительство объектов городского заказа.
Определяет сроки и технические требования на поставляемые материально-технические ресурсы, подтверждают наличие сертификатов качества, комплектность, последовательность, договорную цену, имущественную ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств.
Осуществляет совместно с генеральным подрядчиком передачу оборудования для монтажа субподрядным организациям, несет ответственность за качество и комплектность поставляемого им оборудования.
Обеспечивает совместно с подрядчиком предъявление претензий к заводам-изготовителям или поставщикам в случае установления некомплектности или дефектов оборудования и аппаратуры, по качеству материалов, а также несвоевременной их поставки или недопоставки; проводит при необходимости предмонтажную ревизию оборудования.
3.3. Надзор за строительством государственного заказчика городского заказа
ГЗГЗ осуществляет контроль и технический надзор за строительством объектов городского заказа (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения работ) в соответствии с проектной документацией, условиями договора и требованиями нормативных документов.
В ходе технического надзора осуществляет:
- контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
- контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотр и недопущение необоснованного увеличения стоимости строительства. В случае появления после момента передачи подрядчику проектно-сметной документации новых нормативных положений обращается в соответствующий орган государственного надзора с предложениями о предъявлении или непредъявлении новых нормативных требований к находящемуся в строительстве объекту;
- проверку документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);
- контроль за своевременным выполнением геодезических работ в процессе строительства;
- освидетельствование и оценку совместно с работниками строительно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также обеспечение требований по запрещению производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ;
- с участием представителей генподрядной и специализированной организации, а также проектных организаций промежуточную приемку ответственных конструкций зданий и сооружений: опор и пролетных строений мостов, емкостей, сооружений, несущих металлических и железобетонных конструкций и т.п.;
- контроль соответствия рабочей документации объемам и качеству выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ;
- контроль исполнения подрядными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов городского архитектурно-строительного надзора, относящихся к качеству выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций изделий, материалов и оборудования;
- предусмотренные проектом геодезические измерения деформаций основных зданий и сооружений, контрольные геодезические съемки и по их результатам нанесение всех изменений на исполнительный генеральный план.
Обеспечивает своевременное устранение дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов.
Участвует:
- в проверках, проводимых органами государственного надзора состояния и соответствия проекту поступающего на монтаж оборудования, в оценке качества его монтажа, комплексном опробовании и приемке;
- в проведении приемочными комиссиями проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приемке;
- в организации освидетельствования объектов, зданий и сооружений, подлежащих консервации, и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ;
- в проверках, проводимых органами государственного надзора, извещении органов городского архитектурно-строительного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и объемах работ по ликвидации аварий.
3.4. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов
ГЗГЗ организует в установленном порядке рабочую и государственную приемочные комиссии законченных строительством и подготовленных к эксплуатации объектов, участвует в работе этих комиссий.
Принимает от подрядчика и вводит в эксплуатацию законченные строительством объекты в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
Регистрирует ввод объекта в эксплуатацию в установленном порядке.
Передает документацию по приемке объектов в эксплуатацию на хранение пользователю объекта, если иное не установлено нормативными документами городских органов власти.
Обеспечивает своевременную передачу в Московский земельный комитет необходимых документов для переоформления имущественно-земельных прав.
Определяет режим эксплуатации объекта в период опробования и приемки.
Обращается в органы городского надзора для получения заключения о соответствии предъявляемого к приемке объекта утвержденному проекту, действующим нормам и стандартам.
Передает после приемки государственной приемочной комиссией совместно с подрядной организацией завершенные строительством объекты эксплуатационным организациям.
3.5. Права государственного заказчика городского заказа
ГЗГЗ для выполнения возложенных на него функций имеет право:
1. На основании распорядительных документов Правительства Москвы передавать часть своих функций (за исключением права владения, пользования и распоряжения финансовыми ресурсами на реализацию объектов городского заказа) по договору другим юридическим лицам, обладающим соответствующими лицензиями.
2. Осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством представляемых подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
3. Привлекать компетентных специалистов и организации в качестве экспертов и консультантов для проверки состояния реализации проекта городского заказа (разработки проектной документации, строительства, поставки и монтажа оборудования и др.), соблюдения установленных сроков и качества продукции в период действия контракта на строительство.
4. Приостанавливать в установленном порядке производство работ при осуществлении их с отступлением от проектов, строительных норм и правил, технических условий, а также иных требований, установленных договорами.
5. Согласовывать в установленном порядке при участии проектной организации с подрядчиком проектную документацию.
6. Требовать от подрядчиков обоснования предлагаемой ими величины цены работ (разработки проектной документации, выполнения строительно-монтажных и других работ.
7. Требовать от подрядчиков при выполнении работ с отступлением от задания и условий контракта безвозмездного устранения недостатков работы, соразмерного уменьшения установленной за работу цены, возмещение своих расходов на устранение недостатков, когда это право предусмотрено в договоре.
8. Расторгать или изменять в установленном порядке по своей инициативе договоры с подрядчиками, в том числе в порядке, определенном Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами и договорами.
9. Требовать от подрядчиков возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора, если обоснованием для этого послужило существенное нарушение договора с подрядчиком.
10. Получать часть сэкономленных средств от проведения генподрядчиком с согласия городского заказчика мероприятий, удешевляющих строительство, если их реализация не ухудшает предусмотренных проектом технических и эксплуатационных характеристик объекта в размерах, в пределах стоимости, определенной договором подряда (контракта) на строительство.
3.6. Ответственность государственного заказчика городского заказа
1. ГЗГЗ несет ответственность перед городским инвестором, предусмотренную действующим законодательством и заключенным договором:
- за выполнение всех обязательств по реализации объекта городского заказа в целом;
- за качество принятого и оплаченного объекта;
- за целевое использование средств, выделенных ему городским инвестором;
- за выполнение обязательств по срокам ввода объектов или отдельных этапов;
- за выполнение обязательств по контрактам с привлеченными подрядными организациями на разработку проектной документации, выполнение подрядных строительно-монтажных и других видов работ.
2. ГЗГЗ по согласованию с городским инвестором возмещает заказчику дополнительные расходы, вызванные изменением проекта вследствие обстоятельств, не зависящих от последнего, если иное не установлено в договоре подряда.
3. ГЗГЗ в соответствии с договором возмещает инвестору и подрядчикам убытки, в том числе упущенную выгоду, вызванную прекращением или нарушением выполнения своих обязательств по контрактам с ними. Изменение контракта в этом случае возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом.
4. Споры, возникающие между ГЗГЗ и подрядчиками при заключении, изменении, расторжении и выполнении контрактов на реализацию объектов городского заказа, а также при возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.