Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Основные функции и задачи государственного заказчика на строительство
2.1. Правовые документы о службе государственного заказчика
Государственными заказчиками по стройкам и объектам, включенным в программную*(1) часть федеральной инвестиционной программы, являются федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения, утвержденные Правительством Российской Федерации для реализации федеральных целевых программ, а по отдельным федеральным целевым программам - государственные органы исполнительной власти, утвержденные Правительством Российской Федерации.
По стройкам и объектам, включенным в непрограммную часть федеральной инвестиционной программы, государственными заказчиками являются органы исполнительной власти по отраслевой принадлежности строек и объектов.
Государственные заказчики федеральных целевых программ определяются Правительством Российской Федерации при утверждении этих целевых программ.
Государственный заказчик на строительство свою производственную деятельность осуществляет в соответствии с рядом основных правовых документов:
Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26 июня 1991 года N 1488-1 (с изменениями от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ);
Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ;
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об инвестиционной деятельности Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 2 января 2000 г. N 22-ФЗ;
Гражданским кодексом Российской Федерации;
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Законом Российской Федерации "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ;
Постановлением Правительства Российской Федерации "О реализации ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 26 июня 1995 г. N 594;
Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ;
Проектом ФЗ "О закупках и поставках продукции для государственных нужд", 2000 г.
Положением о подрядных торгах в Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7;
Законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ;
Законом "Об арбитражном суде";
Федеральным законом "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ.
Земельным кодексом РСФСР, утвержденным 25 апреля 1991 г.;
Постановлением Правительства РФ "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" от 27 декабря 2000 г. N 1008.
Градостроительным кодексом Российской Федерации, утвержденным 7 мая 1998, N 73-ФЗ.
СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", утвержденным постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44.
"Временным положением о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.94 N 220 (В ред. Постановления от 18.02.98 N 216) и другими нормативными материалами.
Государственные заказчики на строительство региональных и муниципальных программ должны использовать территориальные нормативные документы в области организации и проведения торгов, установленные и применяемые в пределах соответствующих административно-территориальных образований Российской Федерации (обязательные и рекомендательные), которые учитывают местные социально-экономические особенности республик, краев и областей Российской Федерации. Территориальные нормативные документы принимают и вводят в действие органы власти республик, краев, областей (городов), входящих в состав Российской Федерации.
2.2. Статус государственного заказчика
Для получения статуса государственного заказчика на строительство (ГЗС)*(2) организации-заявители бюджетных ассигнований - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, казенные предприятия или государственные учреждения - представляют проекты бюджетных заявок для финансирования государственных инвестиционных программ в порядке и сроки, устанавливаемые органами исполнительной власти, подготавливают исходное задание на их разработку, организуют и управляют действиями разработчиков, осуществляют оценку затрат и эффективности программы.
В качестве исполнителей к разработке инвестиционной программы могут привлекаться организации, включая научно-исследовательские, проектно-технологические, технологические и другие институты, профиль которых близок к разрабатываемой программе. Порядок разработки и реализации целевых программ на строительство определяется органами исполнительной власти.
Для организации работ по выполнению государственных целевых программ по строительству органы исполнительной власти утверждают государственных заказчиков на строительство. При этом государственный заказчик и разработчик (головной) программы несут ответственность за своевременную и качественную разработку программы.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие организации получают статус государственных заказчиков по строительству после утверждения Перечня государственных целевых строительных программ, объемов их финансирования из бюджета, предусмотренных на планируемый период, а также из государственных внебюджетных фондов.
Реализация региональных строительных программ обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.
Федеральные целевые программы, в которые включены межрегиональные и региональные программы строительства объектов, финансируются за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов Российской Федерации, а также за счет привлечения внебюджетных источников.
2.3. Задачи государственного заказчика
ГЗС вправе осуществлять управление строительством объекта через организованные у него соответствующие службы или путем передачи части своих функций на договорной основе другому юридическому лицу независимо от формы собственности (в дальнейшем - заказчику), который, являясь доверенным лицом государственного заказчика, действует от его имени и представляет его интересы в течение всего инвестиционного периода либо в течение периода строительства и ввода объекта или производственных мощностей в эксплуатацию на основании договорных отношений, предусматривающих выполнение переданных им функций и эффективное использование выделяемых средств. Государственный заказчик на строительство объектов для государственных нужд может передавать функции управления и организации строительства объектов специализированным организационным структурам, имеющим высокую степень квалификации по реализации поставленной задачи.
Такими организационными структурами могут служить:
- заказчик городского заказа;
- заказчик-застройщик (физические и юридические лица);
- дирекция строящегося предприятия;
- специализированные инжиниринговые (инженерно-консультационные) и др. управленческие фирмы.
Ответственность сторон за принятые обязательства на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, предусматривается по следующим этапам:
- формирование инвестиционного замысла по строительству;
- исследование инвестиционных возможностей;
- технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта строительства объекта;
- подготовка контрактной документации;
- подготовка проектно-сметной документации;
- осуществление строительства;
- ввод и организация эксплуатации объекта строительства.
В своей деятельности они руководствуются действующим законодательством и утвержденными нормативными актами, основными положениями о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации, основными положениями о порядке заключения и исполнения договоров подряда на строительство объектов государственных программ в Российской Федерации, другими нормативными актами, решениями Правительства.
Основные управленческие структуры государственного заказчика на строительство объектов для государственных нужд могут иметь различные организационно-правовые формы хозяйствования. Для обеспечения своевременного ввода объектов в эксплуатацию они осуществляют следующие функции:
- подготовку обоснований проектов бюджетных заявок для финансирования объектов;
- освоение строительной площадки;
- обеспечение проектно-сметной документацией;
- планирование строительства;
- финансирование строительства;
- материально-техническое обеспечение;
- организация строительства;
- технический надзор;
- приемку в эксплуатацию завершенных строительством объектов.
Основными требованиями ГЗС при реализации государственных целевых программ являются:
- разработка альтернативных вариантов достижения конечных целей инвестирования (по видам производственных факторов, размерам создаваемых объектов, по времени осуществления проекта и др.);
- определение полной оценки затрат по объекту, включая затраты на предотвращение и ликвидацию отрицательных экологических, социальных, экономических последствий, связанных с намечаемой хозяйственной деятельностью объектов в возможными аварийными ситуациями;
- прогноз изменения основных показателей хозяйственной деятельности объекта строительства по годам расчетного периода и оценки его финансовой устойчивости;
- выбор оптимального варианта достижения цели инвестирования: при выборе показателей для оценки эффективности инвестиций следует отдавать предпочтение не простым, а дисконтированным показателям; при расчете затрат следует учитывать инфляционные факторы; по комплексным проектам затраты и доходы должны распределяться по сферам деятельности, входящим в комплекс в соответствии с их значимостью.
При проведении экономических расчетов должны использоваться данные проектов-аналогов; нормативы; прогнозные, статистические и справочные материалы, результаты технико-экономических исследований и экспертные оценки.
ГЭС вправе передать функции управления реализацией отдельных этапов строительства объектов и производственных мощностей в соответствии с установленным законодательством, включая:
- выбор площадок строительства, оформления и передачи в установленном порядке генеральным подрядным организациям документов об отводе земельных участков под строительство;
- составление задания на проектирование, организацию и качественное выполнение проектно-изыскательских работ, технического надзора за качественным осуществлением проекта;
- организацию управления строительством объекта, технического надзора за качественным выполнением строительно-монтажных, пусконаладочных и других видов работ;
- поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях "под ключ";
- обеспечение материально-техническими ресурсами;
- обеспечение непрерывности финансирования всех участников строительства;
- приемку выполненных строительно-монтажных работ и завершенных строительством объектов и производственных мощностей;
- консультирование ГЗС по технико-технологическим и организационно-экономическим вопросам.
2.4. Функции государственного заказчика
2.4.1. Выбор субъектов-исполнителей
ГЗС объектов для государственных нужд обеспечивает разработку условий его реализации в конкретном месте расположения и определяет возможный состав необходимых работ и исполнителей в соответствии с действующими техническими и технологическими условиями.
Правовой основой по разработке ГЗС условий на проведение подрядных торгов на размещение заказов на вновь начинаемое строительство для государственных нужд является "Положение о подрядных торгах в Российской Федерации", утвержденное распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению Государственным имуществом и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 года N 660-р/18-7.
Межведомственная комиссия, организованная по подрядным торгам при Госстрое Российской Федерации, осуществляет:
- координацию разработки и утверждения нормативно-методических документов по подрядным торгам;
- правовое и методическое обеспечение подрядных торгов;
- координацию разработки тендерного законодательства;
- содействие созданию системы информационного обеспечения и сети инженерно-консультационных фирм;
- консультирование по вопросам проведения подрядных торгов.
Для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта на строительство объекта для государственных нужд заказчик может привлекать на договорных условиях специализированные инжиниринговые организации, имеющие соответствующую лицензию.
На указанном этапе работ ГЗС с привлечением инжиниринговых фирм на договорной основе осуществляется:
- подготовка материалов для получения предварительного согласования места размещения объекта;
- получение заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы;
- получение заключения органов охраны окружающей природной среды;
- получение заключения предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими актами;
- подготовка задания (на основе полученных заключений) на выполнение проектно-изыскательских работ;
- составление и корректировка экологических паспортов действующих предприятий.
ГЗС при уточнении места расположения объекта или увеличения площади участка проводит дополнительные согласования с собственником земли и арендатором.
Учитывая глубокую специализацию деятельности инжиниринговых фирм, ГЗС может поручить им выполнение следующих работ:
- подготовку необходимых материалов для получения разрешения об изъятии и предоставлении земельного участка;
- принятие участия в получении разрешения;
- подготовку материалов для согласования и уточнения места расположения объекта или увеличения площади участка;
- получение согласования по уточнению места или размеров предоставляемого участка.
Государственный заказчик на строительство обеспечивает реализацию государственного заказа на строительство объекта путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.
После согласования и утверждения ТЭО служба государственного заказчика на строительство приступает к организации, проведению и объявлению о торгах. Эта процедура включает:
- принятие решения о проведении торгов и издание в связи с этим официального документа. Подрядный торг представляет собой метод выбора субъекта для заключения контракта между заказчиком и этим субъектом, юридическим лицом, предложившим в условиях состязательности наиболее выгодные условия строительства, проектирования, поставок материальных ресурсов, услуг. Этот метод используется в качестве меры, способствующей экономической оптимизации цены строительной продукции и повышению эффективности капитальных вложений;
- определение лиц, которые будут выполнять функции организатора торгов, издавать об этом соответствующий распорядительный документ или заключать соответствующий договор;
- контроль работы организатора торгов и участие в работе тендерного комитета через своего представителя;
- установление окончательных условий контракта и заключение его с победителем торгов.
В контракте государственный заказчик предусматривает конкретные меры экономического стимулирования за своевременное и качественное выполнение работ в соответствии с действующим законодательством.
При проведении подрядных торгов ГЗС объектов для государственных нужд должен принять решение по следующим техническо-технологическим и организационно-экономическим вопросам:
- разработке технических условий по инженерному обеспечению объекта строительства электроэнергией, газоснабжением, канализацией, сетями связи, телевидением, очистными сооружениями;
- оценке наличия рабочей силы, строительных материалов, сырья;
- определению транспортных связей, экологии района, требований по охране окружающей среды;
- выбору поставщиков оборудования и материалов.
К числу основных требований ГЗС к разработчикам проекта следует отнести:
- использование действующих технических норм, правил, стандартов, инструкций при разработке проекта;
- соблюдение санитарно-гигиенических и экологических условий;
- соблюдение требований по охране труда, технике безопасности и пожаробезопасности;
- гарантия качества выполняемых проектных и строительно-монтажных работ;
- согласование основных положений по организации строительно-монтажных работ и поставкам оборудования.
Проведение подрядных торгов позволяет государственному заказчику привлечь к управлению строительством наиболее компетентные инжиниринговые проектные и подрядные организации.
В качестве основных критериев отбора могут служить:
- существующий уровень квалификации работников организации;
- наличие потенциальных возможностей материально-технической базы организации;
- опыт работы по данному профилю.
Государственный заказчик на строительство при передаче своих функций хозяйствующим субъектам должен оформлять соответствующие контракты. В них предусматривается ответственность за своевременный ввод производственных мощностей и объектов, эффективное использование выделенных средств, размещение и исполнение заказов на поставку оборудования, материалов, деталей, конструкций, выполнение строительно-монтажных работ (услуг) в рамках программы.
Со стороны ГЗС допускается применение системы контроля за ходом выполнения контракта и оказание помощи поставщику материальных ресурсов и оборудования без вмешательства в его хозяйственную деятельность.
Правительство Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации предоставляет гарантии по обязательствам ГЗС на поставку материальных ресурсов и технологического оборудования и регулирует отношения при выполнении государственного контракта.
Стоимость работ по контракту определяется на основании проведенных торгов и исходных условий (стоимость, сроки и другие условия) инвесторской сметы на строительство, составленной в соответствии с действующими нормативными и методическими документами по формированию свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения и выполнение работ и услуг.
Уточнение договорной стоимости производится по согласованию с органом, выделившим финансовые средства.
ГЗС может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекращать его действие при условии возмещения им убытков поставщикам материальных ресурсов и оборудования в соответствии с действующим законодательством.
Объемы подрядных работ и размеры необходимых финансовых средств для их выполнения распределяются по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов.
ГЗС обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, зафиксированном в бюджете и государственных внебюджетных фондах. Они являются ответственными за реализацию государственных целевых программ по строительству для обеспечения государственных нужд.
ГЗС при заключении контракта предусматривают в обязательном порядке меры имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком договорных обязательств в соответствии с действующим законодательством.
При невыполнении и ненадлежащем исполнении одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона:
- возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки;
- несет иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и государственным контрактом.
В случае невыполнения в установленный срок государственного контракта на строительство объекта виновная сторона уплачивает неустойку. Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательств с учетом недовыполненных обязательств в предыдущие периоды. Кроме указанного, при невыполнении обязательств по контракту с виновника взимаются понесенные убытки другой стороной.
При заключении контракта государственным заказчиком могут предусматриваться санкции за неисполнение обязательств, не регламентированные законодательством, но согласованные субъектами в договорных обязательствах.
Споры, возникающие между государственным заказчиком на строительство объектов и поставщиком материальных ресурсов и технического оборудования при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных контрактов для государственных нужд, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.
Инжиниринговые организации в соответствии с договором государственного заказчика при реализации проектов могут выполнять следующие функции:
- осуществлять планирование, оперативный контроль за реализацией проекта на всех его этапах;
- проводить выбор подрядчиков, проектировщиков, поставщиков материально-технических ресурсов всех видов;
- обеспечивать координацию всех участников инвестиционно-строительного процесса;
- оказывать консалтинговые услуги государственному заказчику по оценке целесообразности и эффективности проекта, подрядчику - в подготовке предложений о заключении контракта;
- оказывать услуги государственным заказчикам в подготовке специальной информации и документов, проводить экономические исследования, применять прогрессивные информационные технологии, обучать персонал правилам эксплуатации вводимых объектов и мощностей заказчика.
2.4.2. Организация подрядной деятельности
Функции ГЗС по организации и управлению подрядной деятельностью сводятся к:
- разработке и предоставлению на утверждение годовых планов капитального строительства в соответствии с выделенными финансовыми средствами, разработке титульных списков;
- разработке и утверждению по согласованию с генеральной подрядной строительной организацией внутрипостроечных титульных списков;
- осуществлению работы по демонтажу оборудования, механизмов и устройств, отключению действующих сетей водо-, газо-, паро-, электроснабжения и других инженерных сетей на объектах, подлежащих сносу, переносу, реконструкции в сроки по согласованию с подрядчиком;
- осуществлению контроля и технического надзора за строительством объекта, соблюдению стоимости и качества выполненных работ по проектам и сметам, а также соответствия техническим требованиям на производство и приемку этих работ;
- обеспечению своевременного финансирования строительства в соответствии с выполненными объемами капиталовложений и предусмотренными титульными списками строек;
- приемке и оплате законченных строительством объектов или этапов работ;
- участию в приемке выполненных работ, скрываемых последующими работами и конструкциями, и составлению актов освидетельствования (актов на скрытые работы) этих работ;
- согласованию с соответствующими организациями вопросов, связанных с установкой, опробованием и регистрацией крановых и подъемных сооружений, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давлением, а также вызову представителей для освидетельствования и испытания указанных оборудования и агрегатов;
- проведению комплексного опробования оборудования с участием проектных, подрядных, строительных и монтажных организаций, а при необходимости и заводов-изготовителей оборудования, а также наладке технологических процессов и обеспечению своевременного ввода в действие производственных мощностей и объектов;
- своевременной подготовке вводимых в эксплуатацию объектов и выпуску продукции;
- передаче в эксплуатацию законченных строительством и вводимых в действие объектов;
- проведению расчетов со всеми участниками инвестиционно-строительного процесса (подрядчиками, поставщиками и др.) по законченному строительству;
- введению учета и отчетности, предоставлению балансовых отчетов ГЗС или уполномоченные ими субъекты заключают контакты на весь период строительства объектов с генеральной подрядной организацией, выигравшей торги на основании исходный условий, определяемых ГЗС по стоимости, срокам исполнения и другим условиям, в соответствии с Руководством [48].
Срок строительства объектов в целом определяется ГЗС на основе нормативов и может быть уточнен по итогам проведения подрядных торгов. Сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов зданий, сооружений определяются сторонами при оформлении контракта.
Генеральным подрядчиком может выступать строительная организация, являющаяся юридическим лицом, находящаяся на самостоятельном балансе. Генподрядчик, как правило, своими силами выполняет общестроительные работы на строящемся объекте в соответствии с лицензией.
Генеральный подрядчик по генеральному контракту, заключенному с заказчиком, обязуется своими силами и средствами с привлечением субподрядных организаций построить и сдать заказчику в установленные сроки законченные объекты и производственные мощности.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком материальную ответственность за выполнение в срок всех работ, предусмотренных в контракте, и за соответствие их утвержденным проектам.
Для выполнения специальных работ генподрядчик привлекает специализированные организации - субподрядчиков, с которыми заключает контракт субподряда; функции заказчика по этим договорам выполняет подрядчик, а подрядчика - субподрядчик. Субподрядчик может привлекать для выполнения некоторых порученных ему работ другие специализированные организации.
Генеральный подрядчик осуществляет координацию деятельности всех субподрядчиков, работающих на стройке, и дает им, не вмешиваясь в их оперативно-хозяйственную деятельность, обязательные к выполнению распоряжения о порядке, очередности и сроках производства порученных субподрядных работ.
2.4.3. Выбор земельных участков и освоение строительных площадок
Государственный заказчик осуществляет следующие мероприятия:
обращается в местные органы власти с ходатайством о предоставлении земельного участка (для строительства, реконструкции, реставрации объекта);
оформляет акт отвода земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ;
принимает на свой баланс все находящиеся на предоставленном земельном участке строения и сооружения, а также осуществляет до сноса (если это необходимо) их нормальную эксплуатацию и ремонт;
оформляет документы по отводу земельного участка для строительства объекта и об отводе мест для складирования излишнего грунта, строительного мусора и карьеров для добычи недостающего грунта;
оформляет документы на право владения (аренды) зданием (помещением), сооружением при реконструкции и капитальном ремонте;
получает разрешения соответствующих эксплуатационных организаций на:
- производство работ в зоне воздушных линий электропередачи, линий связи в полосе отвода железных дорог, в местах прохождения подземных коммуникаций (кабельных, газопроводных, канализационных и других), расположенных на строительной площадке, существующих транспортных магистралей, очистных сооружений;
- пользование в период строительства электроэнергией, газом, водой и паром от существующих источников в соответствии с проектом организации строительства в случае отсутствия у государственного заказчика собственных объектов газо-, водо-, паро- и энергоснабжения;
- вырубку леса и пересадку деревьев, а в необходимых случаях на передачу лесорубочных билетов.
Государственный заказчик переселяет граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, переносу или реконструкции. Возмещает гражданам в случае необходимости предусмотренную действующим законодательством стоимость земельного участка изымаемых плодово-ягодных насаждений и посевов, а также подлежащих сносу жилых домов и строений, принадлежащих им на правах личной или коллективной собственности;
проверяет расчеты остаточной балансовой стоимости сносимых зданий и сооружений и правомерность включения ее в сметную документацию на строительство;
оформляет и передает в установленном порядке подрядным организациям в согласованные с ними сроки документы об отводе земельных участков под строительство и разрешения эксплуатационных организаций на производство работ;
создает геодезическую разбивочную основу для строительства;
регистрирует должностных лиц, осуществляющих технический надзор за строительством и получает разрешения на производство строительно-монтажных работ в органах Госархстройнадзора России.
2.4.4. Анализ проблем и формирование инвестиционно-строительной программы
Основными функциями ГЗС при разработке, формировании инвестиционной программы, включающей капитальное строительство объектов для государственных нужд, являются:
- подготовка исходных заданий для разработки инвестиционный программы и ее утверждения;
- координация деятельности разработчиков при формировании программы;
- управление процессом реализации инвестиционно-строительной программы после ее утверждения;
- обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на реализацию программы;
- осуществление предконтрактного отбора на конкурсной основе исполнителей работ, услуг, поставщиков материально-технических ресурсов на конкретные объекты строительства;
- согласование с основными заинтересованными участниками строительства возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников финансирования;
- организация (при необходимости) проведения специализированной экспертизы проекта инвестиционной программы и по результатам экспертизы проведение его доработки;
- осуществление подготовки с разработчиками проекта пакета документов, необходимых для рассмотрения и утверждения проекта программы, включающего:
пояснительную записку, бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованиями, предварительную бюджетную заявку на ассигнования из бюджета для финансирования программ на очередной год, лист согласования с заинтересованными органами исполнительной власти и, при необходимости, соглашения (государственные контракты) о намерениях между государственным заказчиком программы с предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающие финансирование инвестиционной программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации;
- обеспечение увязки всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов;
- ежегодное уточнение целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизму ее реализации, составу исполнителей с учетом выделяемых на реализацию инвестиционной программы финансовых средств;
- обеспечение поставщиков материально-технических ресурсов для объектов строительства необходимыми финансовыми ресурсами, предусмотренными в бюджете;
- разработка условий конкурсного отбора, формирование тендерной комиссии, определение порядка проведения и доведения его до потенциальных исполнителей, содействие проведению конкурсного отбора;
- уточнение объемов капитальных вложений и источников финансирования по вновь начинаемым стройкам и объектам, включенным в перечень, на весь период строительства с распределением по годам на основании проведенных подрядных торгов и заключенных государственных контрактов, а по переходящим стройкам - с учетом хода строительства и степени готовности объектов и пусковых комплексов;
- согласование с субъектами строительства объектов для государственных нужд изменения государственного контракта, не связанного с уменьшением финансирования, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- представление территориальному органу федерального казначейства, а в случае их отсутствия - финансирующим банкам следующих документов:
титульных списков вновь начинаемых строек, с разбивкой по годам, графиков финансирования на очередной год;
государственных контрактов на весь период строительства с указанием формы расчета за выполненные работы;
сводных сметных расчетов стоимости строительства;
заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации;
уточненных объемов капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.
2.4.5. Обеспечение проектно-сметной документацией
Государственный заказчик организует в установленном порядке и в соответствии с требованиями нормативно-методических и распорядительных документов разработку, рассмотрение, согласование, экспертизу и утверждение проектно-сметной документации, в том числе:
согласовывает решение выбора проектной организации преимущественно по результатам проведения подрядных торгов. При выборе проектной организации оценивает предлагаемые технико-экономические показатели намечаемого к строительству объекта, приведенные в тендерном предложении, а также организационную структуру управления, внутреннюю систему контроля качества проектной продукции и финансовое состояние проектной организации;
согласовывает стадийность проектирования с учетом очередности получения необходимых данных для резервирования и отвода земли, а также получения разрешения на осуществление строительно-монтажных работ;
заключает с проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами, имеющими соответствующие лицензии, государственные контракты на разработку проектной продукции. При заключении государственного контракта государственный заказчик устанавливает требования к срокам разработки, технико-экономическим показателям, составу и объему проектной документации на основе выделенных бюджетом государственных инвестиций, определяет договорную цену работ, условия страхования рисков, имущественную ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств, условия использования и право собственности на разработанную проектную продукцию, условия конфиденциальности при выполнении договора (контракта) и другие условия;
согласовывает задание на проектирование и исходные данные для разработки проектной продукции. Обеспечивает их полноту и качество, передает документы на утверждение. Сбор исходных данных для проектирования может быть поручен проектной организации;
согласовывает с проектной организацией календарный план выполнения работ и выдачи проектной продукции, осуществляет контроль за его выполнением;
контролирует требуемый уровень качества проектных решений в процессе разработки и реализации проектной продукции;
определяет место и время проведения работ, состав участников, устанавливает (согласовывает) правила и процедуры, организует и контролирует ход выполнения работы по рассмотрению и согласованию архитектурно-градостроительных решений проектируемых объектов в органах архитектуры;
обеспечивает проведение экспертизы проектной документации, в том числе государственной экологической экспертизы для оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду, для чего определяет органы экспертизы и заключает соответствующие договора, а также представляет проекты строительства в соответствующий государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу;
исполняет предписания государственной экспертизы, изложенные в заключении на проектную документацию;
представляет дополнительную информацию по рассматриваемому проекту строительства по требованию органов государственной экспертизы;
организует согласование решения о строительстве объекта в соответствии с принятым законодательством;
организует в установленном порядке согласование, утверждение и переутверждение проектной документации, а также внесение в проектную документацию изменений по замечаниям экспертизы;
осуществляет выбор (преимущественно по результатам подрядных торгов) подрядчика по строительству. При выборе подрядчика оцениваются условия по строительству объекта, приведенные в тендерном предложении, предполагаемые методы производства строительно-монтажных работ, оснащенность необходимым оборудованием и транспортными средствами, система контроля качества строительной продукции, репутация и финансовое состояние подрядной организации;
заключает с подрядчиком государственный договор подряда (контракт) на капитальное строительство, расширение, реконструкцию или техническое перевооружение объектов для государственных нужд, содержащий данные об объеме и стоимости подлежащих выполнению работ, сроках их начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон, состав и номенклатуру строительных материалов, конструкций, технологического оборудования и других видов материальных ресурсов, поставляемых подрядчиком, порядок проведения пусконаладочных работ, договорную цену работ, гарантийные сроки устранения брака, обнаруженного в период эксплуатации здания или сооружения, условия страхования рисков, связанных со строительством, имущественную ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств, условия конфиденциальности при выполнении контракта и т.п., руководствуясь при этом действующими правовыми и нормативными документами. В случае заключения государственного контракта по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленными на конкурс предложениями подрядчика, признанного победителем;
согласовывает перечень субподрядных организаций, привлекаемых генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком для выполнения работ по реализации государственной целевой программы по строительству;
участвует в выборе проектной организации для разработки рабочей документации по технологии строительства в случае, если подрядчик по строительству не принимает на себя разработку этой документации;
принимает решение о необходимости осуществления авторского надзора проектной организации (в том числе постоянного) за строительством объектов, заключает договор (контракт) на осуществление авторского надзора и обеспечивает условия для его выполнения;
использует проектно-сметную документацию, полученную для передачи подрядчику, только на цели, предусмотренные договором, не передает проектно-сметную документацию третьим лицам и не разглашает содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика, если иное не предусмотрено в государственном контракте на разработку проектной документации;
обеспечивает урегулирование разногласий, возникающих при реализации государственной целевой программы по строительству, в том числе предъявляет претензии к проектной организации, подрядчику по строительству и другим привлекаемым государственным заказчиком исполнителям работ об уплате неустойки (штрафа, пени) за невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных (контрактных) обязательств;
участвует в организации работы по корректировке проектной документации в связи с изменением нормативной базы на проектирование, строительство и эксплуатацию сооружаемых объектов в связи с замечаниями и предложениями в процессе строительства и сдачи в эксплуатацию объектов.
2.4.6. Финансирование, учет и отчетность
Государственный заказчик обеспечивает своевременное открытие счета, непрерывное финансирование, своевременную оплату работ по государственным контрактам с исполнителями работ (за разработку проектной документации, осуществление подрядных строительных работ, поставку оборудования и материальных ресурсов и другие договора по реализации государственной программы по строительству).
Предусматривает обязательства по обеспечению своевременного и непрерывного финансирования строительства, выделению аванса, устанавливает условия промежуточных расчетов за выполненные работы.
Проверяет предъявленные к оплате документы субъектов-исполнителей, привлекаемых государственным заказчиком на строительство на условиях контракта (договора) за выполненные работы, поставленную продукцию и оказанные услуги.
Производит приемку и оплату работ на основании подписанных им документов об объеме и стоимости выполненных работ и в соответствии с Бюджетным кодексом, Положением по финансированию и кредитованию капитального строительства на территории Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации, в том числе:
оплачивает подрядчику установленную цену после завершения всех работ или отдельных этапов работы, либо в ином порядке, предусмотренном законом или договором;
уточняет срок строительства, если иной срок не предусмотрен государственным контрактом, в случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования строительства по согласованию с подрядной организацией;
определяет с участием предприятий и организаций-застройщиков и подрядчиков на основе заключенных договоров по переходящим стройкам и объектам и предконтрактной проработки вопросов всеми участниками инвестиционного процесса при формировании заказов на материально-технические ресурсы, необходимые объемы работ и капитальные вложения на соответствующий период и представляет заявки на инвестиционные ресурсы за счет соответствующего бюджета на безвозвратной или возвратной основе с соответствующим обоснованием.
Государственный заказчик может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекращать действие государственного контракта при условии возмещения убытков подрядчикам в соответствии с действующим законодательством по решению органов исполнительной власти. Кроме того:
- являться поручителем государственного инвестора по обязательствам платежей установленного им покупателя при оплате строительных материалов, деталей, конструкций, оборудования, комплектующих и других материальных ресурсов поставки заказчика;
- производить окончательный расчет по законченным строительством объектам или мощностям в месячный срок со дня окончания гарантийного срока эксплуатации.
Государственный заказчик:
- ведет оперативный бухгалтерский и статистический учет, составляет и представляет в установленном государством порядке отчетность по всем видам деятельности по утвержденным нормам в установленные адреса и сроки;
- обеспечивает получение долевых передач (взносов) сторонних организаций (инвесторов) на строительство объектов и использование их на финансирование этого строительства;
- представляет справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации государственной целевой программы по строительству;
- согласовывает с подрядными организациями условия заключения договора со страховыми организациями, осуществляющими на законных основаниях проведение соответствующих видов страхования, договоры страхования, связанные с реализацией строительства объектов для государственных нужд;
- контролирует ежемесячное представление в территориальные органы федерального казначейства, а в случае их отсутствия - в финансирующие банки отчета об использовании средств соответствующих бюджетов, предоставленных на безвозвратной основе для финансирования государственных инвестиций.
По поручению государственного заказчика компенсируются затраты другим участникам строительства, если иное не предусмотрено государственным контрактом (договором подряда) в случае консервации или временного прекращения строительства и отказа государственного инвестора от дальнейшего финансирования стройки или объекта.
2.4.7. Материально-техническое обеспечение
Государственный заказчик согласовывает и уточняет объемы закупки и поставки материальных ресурсов для объектов строительства для государственных нужд. Обеспечивает, как правило, на конкурсной основе, размещение заказов на поставку всех видов материально-технических ресурсов на капитальное строительство объекта для государственных нужд в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и принятыми Правительством Российской Федерации решениями, а также осуществляет поставку специального технологического и другого оборудования и материально-технических ресурсов, если указанные функции на него возложены по государственному контракту в соответствии с действующим порядком.
Если государственным контрактом не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет государственный заказчик, то обязанность по обеспечению строительства материалами, деталями, конструкциями, оборудованием возлагается на подрядную организацию.
Государственный заказчик определяет поставщиков и потребителей материалов, деталей, конструкций, изделий для строительства объектов для государственных нужд в соответствии с государственным контрактом и извещает их об этом, кроме того:
- устанавливает требования к срокам поставки и качеству поставляемых материально-технических ресурсов, определяет последовательность, договорную цену работ, условия страхования рисков, связанных с материально-техническим обеспечением инвестиционного проекта, имущественную ответственность сторон за неисполнение договорных (контрактных) обязательств, условия конфиденциальности при выполнении государственного контракта;
- контролирует осуществление приемки, учета и надлежащего хранения находящегося на складах подрядчика оборудования, изделий и материалов, обеспечивает оплату поставленных ресурсов;
- согласовывает с подрядчиком предъявление претензий к заводам-изготовителям или поставщикам в случае установления некомплектности или дефектов оборудования и аппаратуры, по качеству материалов, а также несвоевременной их поставки и недопоставки; проводит предмонтажную ревизию оборудования, своевременно передает подрядным организациям оборудование, материалы и аппаратуру, подлежащие монтажу с обеспечением их доставки на приобъектные склады.
2.5. Технический надзор за строительством
Государственный заказчик согласовывает с соответствующими организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией монтажных кранов, подъемных механизмов, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давлением. Принимает от подрядчиков выполненные работы, конструкции и инженерные системы, если иное не предусмотрено договором между участниками строительства. Осуществляет контроль и технический надзор за строительством, соответствием объема и качества выполняемых работ проектной документации, стоимости и сроков выполнения работ условиям договора (контракта).
При осуществлении технического надзора на государственного заказчика возлагается:
- контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов;
принятие своевременных мер и контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотр (в случае необходимости) и недопущение необоснованного увеличения стоимости строительства. В случае появления (после передачи подрядчику проектно-сметной документации) новых нормативных актов и положений государственный заказчик обращается в соответствующий орган государственного надзора с предложениями о применении новых нормативных документов к находящемуся в строительстве объекту;
- проверка наличия документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);
- контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства;
- освидетельствование и оценка совместно с работниками строительно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивных элементов, а также скрытых работ; запрещение производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование предыдущих скрытых работ;
- осуществление по мере готовности с участием представителей генподрядной и специализированной организации, а также проектных организаций промежуточной приемки ответственных конструкций зданий и сооружений - опор и пролетных строений мостов, емкостей, сооружений, несущих металлических и железобетонных конструкций и т.п.;
- участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, состояния и соответствия проекту поступающего на монтаж оборудования, в оценке качества монтажа, комплексном его опробовании и приемке;
- контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ рабочей документации;
- контроль исполнения строительно-монтажными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов государственного архитектурно-строительного надзора, а также требований технического надзора государственного заказчика, относящихся к вопросам качества выполняемых строительно-монтажных работ и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования, обеспечение своевременного устранения дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов в целом;
- участие в проведении приемочными комиссиями проверок качества отдельных конструкций и узлов, строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приемке;
- организация освидетельствования объектов, зданий и сооружений, подлежащих консервации, и оформление документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также оценка технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ;
- участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, а также комиссиями инвестора;
- извещение органов Государственного архитектурно-строительного надзора России о всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и работах по ликвидации аварий.
Кроме того, осуществляет предусмотренные проектом геодезические измерения деформаций оснований зданий и сооружений, выполняет контрольные геодезические съемки и по их результатам наносит все изменения на исполнительном генеральном плане.
2.6. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов
Государственный заказчик:
- принимает от подрядчика и вводит в эксплуатацию законченный строительством объект в соответствии с требованиями действующих нормативных документов;
- регистрирует ввод объекта в эксплуатацию в установленном порядке;
- передает документацию по приемке объектов в эксплуатацию на хранение пользователю объекта, если иное не установлено нормативными документами местных органов власти и/или государственной целевой программой по строительству;
- определяет режим эксплуатации объекта в период опробования и приемки.
Наряду с указанными правилами государственный заказчик:
- направляет запрос в органы государственного надзора для получения заключения на принимаемый в эксплуатацию объект в соответствии с утвержденным проектом и действующими нормами и стандартами;
- передает завершенные строительством объекты организациям-пользователям, уполномоченным органами исполнительной власти;
- принимает от подрядчика по акту законсервированные стройки, объекты и отдельные сооружения с принятием мер по сохранности выполненных работ.
2.7. Права государственного заказчика на строительство
Государственный заказчик для выполнения возложенных на него функций имеет право:
- принимать решения и вести переписку по вопросам технико-экономических оценок и расчетов инвестиций для реализации государственных целевых программ по строительству, проведения конкурсов и подрядных торгов, заключения государственных контрактов на строительство;
- привлекать компетентных специалистов и организации в качестве экспертов и консультантов для проверки хода выполнения государственной целевой программы по строительству (разработки проектной документации, производства строительно-монтажных работ, поставки и монтажа оборудования и др.), соблюдения установленных сроков и качества работ на всех этапах инвестиционного цикла в период действия государственного контракта на строительство;
- приостанавливать производство работ при осуществлении их с отступлением от требований, установленных государственными контрактами и другими видами договоров;
- требовать от исполнителей работ обоснования предлагаемой ими величины цены работ (разработки проектной документации, выполнения строительно-монтажных и других работ и услуг);
- требовать от исполнителей работ при их производстве с отступлением от задания и условий государственного контракта безвозмездного устранения недостатков работы в согласованный срок, соразмерного уменьшения установленной за работу цены, возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право государственного заказчика устранять их предусмотрено в договоре;
расторгать или изменять в одностороннем порядке по своей инициативе государственные контракты с исполнителями работ в случаях:
а) если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 767) или другими законами и договорами;
б) существенных изменений обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора;
в) существенного нарушения договора исполнителями государственного заказа на капитальное строительство, влекущее такой ущерб, что заказчик лишается того, на что вправе был рассчитывать при заключении договора;
г) одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично субъектами-исполнителями, когда такой отказ допускается законом или соглашением.
требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора, если основанием для этого послужило существенное нарушение договора исполнителем работ;
передавать управление реализацией государственной целевой программы по строительству другому юридическому лицу или гражданину (управляющему проектом), которые являются доверенными лицами государственного заказчика, действуют от его имени и представляют его интересы в течение всего срока действия государственного контракта на строительство;
продолжать финансирование строительства за счет собственных или привлеченных средств в случае временного прекращения государственного финансирования с приобретением прав долевой собственности объекта на вложенные средства на основе дополнительного соглашения с органом исполнительной власти;
привлекать подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом, в связи с нарушением подрядчиком договорных обязательств.
Заказчик городского заказа, заказчик-застройщик и другие организации (см. п. 2.3), привлекаемые для выполнения государственного заказа, наделяются правами государственного заказчика на строительство и соответствующими функциями организации и управления строительством объекта.
2.8. Ответственность государственного заказчика
Государственный заказчик на строительство несет полную имущественную и иную ответственность, предусмотренную законодательством:
за выполнение всех обязательств по реализации государственных целевых программ по строительству;
за качество принятого и оплаченного в установленные сроки объекта;
за соблюдением финансовых условий реализации государственной целевой программы по строительству;
за выполнение обязательств по срокам ввода объектов в эксплуатацию;
за выполнение обязательств по государственным контрактам с исполнителями работ (на разработку проектной документации, выполнение строительно-монтажных работ и другие виды работ и услуг).
Государственный заказчик на строительство возмещает другим исполнителям убытки, в том числе упущенную выгоду, вызванные прекращением выполнения своих обязательств по государственным контрактам с ними, изменением сроков выполнения работ. Изменение контракта в этом случае возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом.
В случае невыполнения в установленный срок государственного контракта на строительство объекта виновная сторона уплачивает неустойку в размере, предусмотренном в контракте (договоре).
Споры, возникающие между государственным заказчиком на строительство и исполнителями работ при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных контрактов для государственных нужд, а также при возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.
При передаче функций организации и управления строительством объекта для государственных нужд по государственному контракту заказчику городского заказа, заказчику-застройщику и другим организациям за выполнение переданных функций, использование и/или неиспользование прав они несут ответственность государственного заказчика на строительство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.