См. также Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. N 299-О
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М.Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Воронежского областного суда, установил:
1. Согласно пункту 6 статьи 18 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, в частности запрет находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями уставами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, в производстве Воронежского областного суда находится дело по заявлению гражданина О.В.Берга о признании недействующими, противоречащими статье 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положений пункта 2 статьи 19 и пункта 5 статьи 25 Закона Воронежской области "О местном самоуправлении в Воронежской области", закрепляющих, что ограничения, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, могут устанавливаться только федеральными законами и законами Воронежской области.
Считая, что подлежащие применению в этом деле пункт 6 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункт 7 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части, допускающей установление законами субъекта Российской Федерации любых ограничений, связанных со статусом депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, в отсутствие их исчерпывающего перечня в федеральном законодательстве, противоречат статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом в конституционно значимых целях и соразмерно им, Воронежский областной суд приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных положений.
2. Согласно статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Это право не предполагает, однако, обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможности закрепления в законе специальных требований к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности в органах государственной власти или местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 32, часть 2, Конституции Российской Федерации), добровольно принимает условия (преимущества, ограничения), с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус выборного лица, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре.
Из данной правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 апреля 1999 года по запросу Ленинского районного суда города Воронежа о проверке конституционности частей первой и второй статьи 83 Избирательного кодекса Воронежской области, вытекает, что установленные законом запреты - если они обусловлены специфическим статусом, который приобретает избранное лицо, - не могут рассматриваться как неправомерное ограничение конституционных прав этого лица.
Пунктом 6 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", как и воспроизводящими их положениями Закона Воронежской области "О местном самоуправлении в Воронежской области" установление ограничений, связанных со статусом депутата и иного выборного должностного лица местного самоуправления, предусматривается только в форме законов, что не исключает необходимость соблюдения законодательными органами субъектов Российской Федерации конституционных требований, касающихся пределов их полномочий, в том числе закрепленных в статьях 55, 72 (пункт "н" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые законоположения сами по себе не могут расцениваться как нарушающие закрепленную статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации гарантию прав и свобод человека и гражданина, в том числе поскольку ими не затрагивается общеправовой статус личности, а потому запрос Воронежского областного суда не может быть признан допустимым в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Данный вывод не исключает возможность проверки в установленном порядке законности или конституционности положений законов субъектов Российской Федерации, определивших конкретные ограничения, связанные со статусом депутатов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, в частности Законом Воронежской области от 27 октября 1999 года "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления" (в редакции от 5 октября 2000 года) и от 21 марта 1995 года "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Воронежской области" (в редакции от 20 февраля 2001 года).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Воронежского областного суда, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации |
М.В.Баглай |
Судья - секретарь Конституционного Суда
Российской Федерации |
Ю.М.Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 277-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Воронежского областного суда о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 7 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2002 г., N 2, в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2002 г., N 2