Решение СК по гражданским делам Московского городского суда от 25 октября 2001 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-Г02-3 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам
Московского городского суда в составе:
председательствующего Курциньш С.Э.
с участием прокурора Гнусенко О.Г.
при секретаре Полищук Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-524/2001 по заявлению Прокурора города Москвы о признании противоречащим федеральному законодательству п.2 постановления правительства Москвы от 17.04.2001 N 357-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N 1998 N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" и пункта 6 постановления Правительства Москвы от 24.02.1998 N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" (в редакции от 17.04.2001 г. N 357-ПП), установила:
Прокурор г.Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству п.2 постановления правительства Москвы от 17.04.2001 г. N 357-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N 1998 N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" и пункта 6 постановления Правительства Москвы от 24.02.1998 N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" (в редакции от 17.04.2001 г. N 357-ПП).
Прокурор Гнусенко О.Г. в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что установление в нормативном акте города Москвы положения о том, что льготы могут быть реализованы только гражданами, имеющими обязанность по уплате этих услуг, противоречит федеральному закону, не связывающему право на получение льготы с обязанностью по оплате платежей.
Представитель Правительства Москвы Бочкарева В.А. в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснила, что обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг возложена на собственника жилого помещения, собственник жилого помещения плату за пользование не осуществляет. Пользователь принадлежащего собственнику жилого помещения, по отношению к жилищной организации, стороной не является, в связи с чем в п.6 Постановления Правительства Москвы N 142 указан исчерпывающий перечень лиц, которые осуществляют платежи, а следовательно, пользуются льготами.
Представитель Управления городского заказа Правительства Москвы Сергацкова И.В. с требованиями прокурора не согласилась.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявление в полном объеме, судебная коллегия приходит к выводу, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что пунктом 2 Постановления Правительства г.Москвы от 17 апреля 2001 г. N 357-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление", постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 года N 142 дополнено п.6 следующего содержания:
Принять к сведению, что льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Москвы могут быть реализованы только гражданами, имеющими обязанность по оплате этих услуг: нанимателями и совместно проживающими с ними членами их семей, а также собственниками жилых помещений, независимо от вида жилищного фонда, в котором они проживают.
В соответствии со ст.13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ст.76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Суд приходит к выводу, что п.6 Постановления Правительства Москвы от 24 февраля 1998 года N 142 противоречит федеральным законам по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" п.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы социальной защиты, жилищное законодательство. Согласно п."о" ст.71 Конституции вопросы гражданского законодательства находятся в ведении Российской Федерации.
Для определенных групп населения рядом федеральных законов предусмотрены льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг.
П.8 ст.14 Федерального закона "О ветеранах" устанавливает, что для инвалидов войны предусматривается оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; п.9 этой же статьи - оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
П.5 ст.15 предусматривается, что участникам Великой Отечественной войны предоставляется - оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; п.6 этой же статьи - оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; участникам Великой Отечественной войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;
П.4 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливается, что оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы; (в ред. Федерального Закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ);
П.Ж ст.16 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрена - снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
П.10 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50 процентов:
общую площадь занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилую площадь). Кроме того, в размере 50 процентов оплачиваются нанимателями жилых помещений содержание, ремонт и наем жилых помещений, а собственниками жилых помещений и членами жилищностроительных (жилищных) кооперативов - содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;
коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) независимо от вида жилищного фонда.
В приведенных нормах законодатель определил круг лиц, которым предоставляются льготы, а именно - ветераны войны, инвалиды войны, реабилитированные лица, военнослужащие, а также, кроме них, члены их семей - по оплате занимаемой общей площади жилых помещений. Кроме того, в ряде законодательных актов предусматривается, что и члены семьи имеют льготы по оплате коммунальных услуг, а также льготы предоставлены собственникам жилых помещений и членам жилищно-строительных (жилищных) кооперативов по оплате содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных домах (П.10 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих").
По смыслу приведенных норм, предоставлены льготы по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления) независимо от того в качестве кого они проживают (собственника, нанимателя, члена семьи нанимателя или собственника, поднанимателя, временного жильца) в жилом помещении и кто оплачивает эти коммунальные услуги.
Таким образом, п.6 Постановления Правительства Москвы N 142, предусматривающий, что льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг могут быть реализованы только гражданами, имеющими обязанность по оплате этих услуг: нанимателями и совместно проживающими с ними членами их семей, а также собственниками жилых помещений, сужает круг лиц, которым федеральным законодательством предоставлены льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг. Этой нормой члены семьи собственника ограничены в праве воспользоваться льготой по оплате жилищных и коммунальных услуг.
С доводами представителя Правительства Москвы о том, что обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возложена только на собственника жилого помещения, а совместно проживающие с ним лица перед жилищными органами ответственность за оплату не несут, и следовательно, пунктом 6 их права не нарушаются, поскольку жилищным органам они не платят, согласиться нельзя.
Согласно п.1 ст.292 ГК РФ, члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Дееспособные члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением (абзац введен Федеральным Законом от 15.05.2001 N 54-ФЗ).
Диспозиция ч.1 п.1 является отсылочной к Жилищному законодательству.
В ст.57 ЖК РСФСР устанавливается, что плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электричество, тепловая энергия и другие услуги) взимается помимо квартирной платы по утвержденным в установленном порядке тарифам. Наниматель обязан своевременно вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно ч.2 ст.147 ЖК РСФСР, оплата расходов, связанных с техническим обслуживанием этих домов (общественного жилищного фонда, домов жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также многоквартирных домов, находящихся в собственности граждан), производится по ставкам или на условиях, установленных для обслуживания и ремонта жилых домов государственного и муниципального жилищного фонда.
Таким образом, у собственника, а также в силу ч.2 п.1 ст.292 ГК РФ у членов семьи собственника возникают обязанности по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, т.е. у члена семьи собственника возникают обязанности перед жилищной организацией. К таким обязательствам относятся оплата расходов, связанных с техническим обслуживанием, оплата водоснабжения, газ, электричество, тепловая энергия, вывоз мусора и другие услуги.
Поскольку у члена семьи собственника возникают обязанности по оплате жилищных и коммунальных услуг, то у него возникает и право, предоставленное законом, оплатить эти услуги в льготном размере. Однако п.6 Постановления Правительства города Москвы N 142, названные выше, права членов семьи собственника нарушает.
В силу ч.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании Федерального Закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что п.2 Постановления Правительства Москвы от 17.04.2001 г. N 357-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N 1998 N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" и пункт 6 постановления Правительства Москвы от 24.02.1998 N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" (в редакции от 17.04.2001 г. N 357-ПП) должны быть признаны противоречащими Федеральному Закону и не подлежащими применению.
В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации".
В случае удовлетворения заявления о признании противоречащим закону иного правового акта (не являющегося законом субъекта Российской Федерации) суд признает этот акт недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания, а если закон, которому противоречит правовой акт, вступил в силу (введен в действие) после издания правового акта - со дня вступления в силу (введения в действие) закона.
Решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем следует указать в резолютивной части решения (ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт: в газете "Тверская, 13" и "Вестнике Мэрии Москвы".
На основании изложенного, руководствуясь ст.191 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Удовлетворить заявление Прокурора г.Москвы о признании противоречащим федеральному законодательству п.2 Постановления Правительства Москвы от 17.04.2001 г. N 357-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N 1998 N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" и пункта 6 постановления Правительства Москвы от 24.02.1998 N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" (в редакции от 17.04.2001 г. N 357-ПП). Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и неподлежащим применению с момента принятия п.2 Постановления Правительства Москвы от 17.04.2001 г. N 357-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 г. N 1998 N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" (в редакции от 17.04.2001 г. N 357-ПП).
Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт: в газете "Тверская, 13" и "Вестнике Мэрии Москвы".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней. Решение вступило в законную силу 19 февраля 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение СК по гражданским делам Московского городского суда от 25 октября 2001 г.
Текст решения опубликован в газете "Тверская, 13" от 16 апреля 2002 г., N 47
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-Г02-3 настоящее решение оставлено без изменения