Решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2002 г. N ГКПИ01-1852, 1861, 1866
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда РФ - Редченко Ю.Д.,
при секретаре - Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора - Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Нижегородский строительный техникум", государственного образовательного учреждения "Нижегородский коммерческий институт" и Сыктывкарского государственного университета о признании незаконными приказа Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 г N 46н, утвержденной этим же приказом Инструкции (Приложение N 1), а также и других приложений к данному приказу в части, касающейся ограничения прав заявителей по самостоятельному распоряжению внебюджетными средствами, установил:
заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемым приказом и приложениями к нему, в нарушение требований Закона РФ "Об образовании", Гражданского кодекса РФ и положений Конституции РФ, ограничиваются их права по самостоятельному распоряжению внебюджетными средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
С принятием данного приказа государственные образовательные учреждения, как собственники таких средств, фактически лишены возможности распоряжаться ими по своему усмотрению, так как необходимость предоставления соответствующих доказательств в обоснование производимых расходов, о чем идет речь в оспариваемых правовых актах, в значительной мере затруднит осуществление правомочий собственника и в конечном итоге отрицательно скажется на качестве образовательного процесса.
В судебном заседании представители заявителей Кузнецов М.Н., Кубасов М.И., Сумцова Н.В., Земскова Л.С. и Демин Н А. жалобы поддержали и просили о признании приказа Минфина РФ от 21 июня 2001 г. N 46н, утвержденной им Инструкции, и других приложений к нему незаконными в указанной выше части, сославшись на то, что перевод лицевых счетов образовательных учреждений в органы федерального казначейства ограничивает права заявителей по распоряжению внебюджетными средствами и противоречит требованиям гражданского законодательства РФ и Закона РФ "Об образовании".
Представители Министерства финансов РФ Янина Н.Г. и Зуева В.Г., Министерства юстиции РФ Ермакова Л.А. с жалобами заявителей не согласились и просили об оставлении их без удовлетворения, поскольку оспариваемые ими правовые акты полностью соответствуют законодательству РФ, в частности, Бюджетному кодексу РФ и Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" и прав заявителей не нарушают.
Выслушав объяснения представителей заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалоб отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.13 ГК РФ нормативные акты, несоответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Министерством финансов РФ 21 июня 2001 г. был издан приказ N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов", которым (п.п.2, 3, 4, 5) установлено, что операции со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателями средств федерального бюджета, финансируемыми на основании смет доходов и расходов (далее - получатели средств), отражаются на лицевых счетах для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытых им в территориальных органах федерального казначейства Министерства финансов РФ (далее - органы федерального казначейства).
Органы федерального казначейства для учета таких средств открывают в установленном порядке в соответствующих учреждениях ЦБ России или кредитных организациях лицевые счета на балансовом счете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации".
Главные распорядители средств и распорядители средств федерального бюджета оформляют получателям средств, находящимся в их ведении, разрешение на открытие в органах федерального казначейства лицевых счетов для учета операций с указанными выше средствами.
По утверждению представителей Министерства финансов РФ, оспариваемые заявителями правовые акты соответствуют требованиям закона и прав заявителей в осуществлении полномочий собственника по самостоятельному использованию внебюджетных средств не нарушают. Данные правовые акты лишь регулируют порядок учета денежных средств на лицевом счете, открытом в органе федерального казначейства.
Это же самое подтвердила в судебном заседании и представитель Министерства юстиции РФ Ермакова Л.А.
Указанные выше утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и представителями заявителей.
Кроме того, как показывает анализ норм бюджетного законодательства, оспариваемые правовые акты приняты в полном соответствии с ними, учитывая, что заявители являются участниками именно бюджетных правоотношений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания незаконными оспариваемых актов в указанной выше части не имеется.
Довод заявителей о том, что устанавливаемые оспариваемыми правовыми актами отношения по вопросам ведения, открытия или закрытия банковских (казначейских) счетов, заключения договора банковского счета и его прекращение, учет денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности являются гражданскими, а не бюджетными, а поэтому на них в полной мере распространяются требования гражданского законодательства о равенстве сторон и свободе договора, не может быть признан обоснованным.
Согласно ст.ст.39, 43 и 47 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение вправе самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, иметь самостоятельный баланс и расчетные счета в банках и иных кредитных организациях, вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом.
Образовательному учреждению принадлежит право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. При этом установлено, что учредитель или уполномоченное им лицо имеет право контроля деятельности образовательного учреждения в части эффективного использования закрепленной за этим учреждением собственности.
В силу п.2 ст.298 Гражданского Кодекса РФ государственное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также учитываемым на отдельном балансе имуществом, но при их недостаточности субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет собственник, т.е. государство.
Бюджетным Кодексом (ст.ст.41, 42 и 51) при этом установлено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
То обстоятельство, что заявители, как бюджетные учреждения, являются участниками бюджетного процесса и в связи с этим на них распространяются нормы Бюджетного Кодекса РФ, подтверждается содержанием ч.2 ст. 152 названного Кодекса.
С учетом этого суд не может согласиться с утверждением представителей заявителей о том, что на заявителей не распространяются требования Бюджетного Кодекса РФ, поскольку оно опровергается содержанием приведенных выше норм названного Кодекса.
Учитывая, что заявители являются участниками бюджетного процесса, на них в полном объеме распространяются и требования ст.254 Бюджетного Кодекса РФ, согласно которой средства от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений зачисляются и отражаются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения, открытого в соответствующем территориальном органе Федерального Казначейства.
Последний обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами.
Об обязательности использования бюджетными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, бюджетных средств исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным Казначейством РФ, свидетельствует и содержание ст.161 Бюджетного Кодекса РФ.
Статьей 114 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" также установлено, что средства, полученные такими бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, зачисляются и учитываются на лицевых счетах. Аналогичные положения содержатся и в ст.132 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
В целях реализации положений ст.114 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" постановлением Правительства РФ от 30 марта 2001 г. N 255 было установлено, что главные распорядители и другие прямые получатели средств федерального бюджета обязаны оформить генеральные разрешения на открытие бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, в органах федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и закрытие учреждениями ранее открытых в банках счетов по учету этих средств.
Во исполнение приведенных выше норм федеральных законов Министерством финансов РФ и были приняты оспариваемые правовые акты, устанавливающие предусмотренный законом порядок учета операций с внебюджетными средствами, полученными бюджетными учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства.
Данный порядок ни в коей мере не ограничивает прав бюджетных учреждений по самостоятельному распоряжению внебюджетными средствами, а регулирует лишь процедуру их учета на лицевом счете, открытом в органе федерального казначейства.
Не приведено каких-либо убедительных доказательств в подтверждение ограничения прав заявителей по самостоятельному распоряжению этими средствами, кроме общих ссылок на дополнительные сложности с оформлением документов, и представителями заявителей.
Исходя из того, что собственником государственных образовательных учреждений является государство, оно вправе в отношении своих бюджетных учреждений установить основанный на законе указанный выше порядок учета операций с внебюджетными средствами.
Не может суд принять во внимание и ссылку представителей заявителей на постановление Правительства РФ от 23 октября 1998 г. N 1239, поскольку Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 г., федеральные законы "О федеральном бюджете на 2001 г." и "О федеральном бюджете на 2002 год", а также более позднее постановление Правительства РФ от 30 марта 2001 г. N 255 не содержат каких-либо исключений в отношении бюджетных образовательных учреждений по вопросу перевода в органы федерального казначейства счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
И как следует из утверждений представителей Министерства финансов РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета (Министерство образования РФ) против установленного порядка учета указанных выше средств в подведомственных ему учреждениях не возражает и его не оспаривает.
Нельзя признать обоснованной и ссылку представителей заявителей на ст.7 Федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ", поскольку в данной норме Закона идет речь о законодательных актах РФ в области образования, науки и т.д., к которым постановление Правительства РФ от 23 октября 1998 г. N 1239 не относится.
Другие доводы, на которые ссылались представители заявителей в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобы Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Нижегородский строительный техникум", Государственного образовательного учреждения "Нижегородский коммерческий институт" и Сыктывкарского государственного университета о признании незаконными приказа Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 г. N 46н, утвержденной этим приказом Инструкции (Приложение N 1), а также и других приложений к данному приказу, в части, касающейся ограничения прав заявителей по самостоятельному распоряжению внебюджетными средствами, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2002 г. N ГКПИ01-1852, 1861,1866
Текст решения официально опубликован не был