Письмо МНС РФ от 25 апреля 2002 г. N ШС-6-14/535
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими от налоговых органов запросами о применении ответственности за нарушение требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) сообщает следующее.
См. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", вступающий в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон) статья 7 Закона, устанавливающая штрафные санкции за нарушение требований Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, изложена в новой редакции.
При этом действующая статья 7 Закона регулирует порядок распределения сумм штрафов, взысканных за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в федеральный и местный бюджеты.
Внесенные Федеральным законом изменения в статью 7 Закона не предусматривают ответственность предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организаций, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (далее - Предприятия), осуществляющих денежные расчеты с населением, за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин, использование неисправной контрольно-кассовой машины, осуществление предприятием торговых операций (оказания услуг) после приостановления его деятельности, невывешивание ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услугу).
Вместе с тем статья 2 Закона предусматривает обязанности Предприятий по:
регистрации контрольно-кассовых машин;
использованию исправных контрольно-кассовых машин для осуществления денежных расчетов с населением;
выдаче покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанного контрольно-кассовой машиной чека за покупку (услугу), подтверждающего исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием;
обеспечению работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственного доступа к контрольно-кассовым машинам;
вывешиванию в доступном покупателю (клиенту) месте ценников на продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
Кроме того, статья 6 Закона предусматривает обязанности налоговых органов по:
регистрации контрольно-кассовых машин, используемых на предприятиях, в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
осуществлению контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях;
проверке документов, связанных с применением контрольно-кассовых машин, получению необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках;
проведению проверок правильности выдачи чеков;
наложению штрафов на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении настоящего Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, предусмотренных Законом, а при повторном нарушении - обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.
Таким образом, в настоящее время у Предприятий, которые в соответствии со статьей 1 Закона должны применять контрольно-кассовые машины, сохраняется обязанность по соблюдению предусмотренных статьей 2 Закона требований, а у налоговых органов - обязанность обращаться в суд с иском о ликвидации юридических лиц, повторно нарушивших требования Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
Следовательно, при выявлении налоговыми органами повторных нарушений Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением у налоговых органов сохраняется право обращаться в судебные органы с исками о ликвидации юридических лиц.
При обращении в судебные органы с исками о ликвидации юридических лиц Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рекомендует учитывать письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.08.95 N С1-7/ОП-506 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", в которых разъясняются положения статьи 6 Закона.
Между тем в соответствии со статьей 2 Федерального закона до 01.07.2002 продолжает действовать Кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях" (далее - Кодекс).
Статьей 146.5 Кодекса установлено, что продажа товаров или иных предметов на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин - влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с пунктом 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - Положение), в организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые:
а) соответствуют техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам;
б) допущены к использованию в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин;
в) имеют в случаях, установленных Комиссией, прикладные программы, допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины;
г) оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";
д) находятся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания контрольно-кассовых машин;
е) зарегистрированы в налоговых органах.
Следовательно, использование предприятиями, в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, контрольно-кассовых машин с нарушением требований, установленных пунктом 7 Положения, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Статьями 203, 224.6 и 224.11 Кодекса предусмотрено, что привлекать к административной ответственности, установленной статьей 146.5 Кодекса, вправе органы внутренних дел (милиция), органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органы, рассматривающие дела о нарушениях требований государственных стандартов, правил сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На основании пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 16.02.93 N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" на налоговые органы возложен контроль за полнотой учета наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением через контрольно-кассовые машины в местах продажи товаров и оказания услуг.
С учетом изложенного налоговые органы вправе во взаимодействии с органами внутренних дел (милицией), органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органами, рассматривающими дела о нарушениях требований государственных стандартов, правил сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений, проводить мероприятия по выявлению нарушений законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
Кроме того, налоговым органам, в ходе проведения оперативных мероприятий собственными силами, при выявлении фактов неприменения контрольно-кассовых машин, необходимо составлять протоколы об административных правонарушениях и своевременно направлять данные протоколы в уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти для привлечения правонарушителей к административной ответственности, предусмотренной статьей 146.5 Кодекса.
Государственный советник |
С.Н.Шульгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Действующая редакция Закона от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не предусматривает ответственность предприятий за использование неисправной контрольно-кассовой машины, осуществление предприятием торговых операций (оказания услуг) после приостановления его деятельности, невывешивание ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услуг). Однако у налоговых органов сохраняется право обращаться в судебные органы с исками о ликвидации юридических лиц, виновных в повторных нарушениях требований упомянутого закона.
Письмо МНС РФ от 25 апреля 2002 г. N ШС-6-14/535
Текст письма опубликован в еженедельном приложении к газете "Учет, Налоги, Право", 22 мая 2002 г., N 19, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", 30 мая 2002 г., N 11
Согласно письму МНС РФ от 5 июня 2003 г. N ШС-6-14/636@ настоящее письмо отменено