Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 26 апреля 2002 г. N 04-02-06/6/9
См. также письмо Федерального фонда ОМС от 18 мая 2002 г. N 1872/30-2/и
Вопрос: В связи с введением с 01.01.02 г. главы 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования поступают многочисленные письма из территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций по вопросам изменения порядка налогообложения государственных средств обязательного медицинского страхования, зачисляемых в резервы оплаты медицинских услуг и запасной, а также в целевой специализированный резерв финансирования предупредительных мероприятий, предназначенный для финансового обеспечения мероприятий по снижению заболеваемости среди населения, повышению качества и доступности медицинской помощи и других мероприятий, способствующих снижению затрат на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Применение статей 293 и 294 главы 25 Налогового кодекса РФ при определении финансовых результатов (прибыли или убытка) страховых медицинский организаций, осуществляющих свою деятельность в системе обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации на некоммерческой основе, в конечном итоге приведут к потере государственных средств обязательного медицинского страхования.
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования направлено письмо от 20.12.01 г. N 4285/21-1 в адрес Департамента страхового надзора Минфина России и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Однако ответ из МНС России до настоящего времени в ФОМС не поступил, а в письме Минфина России от 04.02.2002 года N 24-239670-08/12 изложен порядок формирования технических резервов, не имеющих отношения к формированию резервов страховых медицинских организаций.
В связи с вышеизложенным и окончанием отчетного периода (I квартал 2002 года) просим в возможно короткие сроки направить разъяснения по существу возникших проблем налогообложения резерва финансирования предупредительных мероприятий в системе обязательного медицинского страхования для подготовки информационного письма в субъекты Российской Федерации.
Ответ: В связи с вашим запросом от 4 апреля 2002 г. N 1266/30-2/и по вопросу о правомерности формирования резерва предупредительных мероприятий в 2002 г. Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам страховых организаций, связанным с осуществлением ими страховой деятельности, относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Порядок формирования и использования страховых резервов страховой медицинской организацией регулируется Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018.
В соответствии с пунктами 8 и 10 Положения медицинские страховые организации формируют страховые резервы оплаты медицинских услуг и страховой резерв, а также резерв финансирования предупредительных мероприятий, в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальных фондом обязательного медицинского страхования.
Назначение резервов, формируемых страховой медицинской организацией приводится в Типовых правилах обязательного медицинского страхования (далее - Типовые правила), утвержденных совместным письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 28 июня 1994 г. N 3-1354.
В соответствии с пунктом 4.7 Типовых правил страховая медицинская организация образует из полученных от Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) средств необходимые для предстоящих выплат резерв оплаты медицинских услуг и запасной резерв.
Резерв оплаты медицинских услуг предназначен для оплаты в течение действия договоров страхования медицинских услуг застрахованному контингенту.
Запасной резерв предназначен для покрытия превышения расходов на оплату медицинских услуг над средствами, предназначенными на эти цели, т.е. при нехватке резерва оплаты медицинских услуг.
Резерв финансирования предупредительных мероприятий (далее - РФПМ) предназначен для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижению затрат обязательного медицинского страхования.
Из изложенного следует, что РФПМ не предназначен для оплаты медицинских услуг и не относится к страховым резервам.
Таким образом, применение для РФПМ режима налогообложения, который установлен для страховых резервов (принятие к вычету указанных страховых резервов при определении налогооблагаемой базы) необоснованно, что и предусмотрено нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования следует привести свои нормативные акты в соответствие с действующим законодательством.
Руководитель Департамента |
А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 26 апреля 2002 г. N 04-02-06/6/9
Текст письма официально опубликован не был