Письмо Фонда социального страхования РФ
от 19 апреля 2002 г. 02-18/07-2807
Письмом Фонда социального страхования РФ от 25 декабря 2002 г. N 02-10/07-9152 настоящее письмо отменено (информация опубликована в еженедельном приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 12 февраля 2003 г., N 5)
В соответствии с письмом Минюста РФ от 15 декабря 2002 г. N 07/11744-ЮД настоящему письму отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, 2003 г., N 2)
В связи с поступающими от исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) вопросами по реализации Положения о финансировании в 2002 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2002 года N 136, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) разъясняет.
1. В соответствии с пунктом 2 Положения финансированию подлежат только те предупредительные меры, которые соответствуют Перечню предупредительных мер на 2002 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, частично финансируемых за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - предупредительные меры).
Указанный Перечень согласован с Фондом и утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25 марта 2002 года N 22.
2. Для рассмотрения вопроса о финансировании предупредительных мер страхователь направляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление (приложение 1);
- перечень предупредительных мер на 2002 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, частично финансируемых за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (приложение 2);
- план финансирования предупредительных мер на 2002 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - план финансирования предупредительных мер) в двух экземплярах (приложение 3).
3. Перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в их проведении, необходимых лабораторных, функциональных исследований, а также порядок проведения периодических медицинских осмотров определены приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медосмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" и приказом Минздрава России от 10.12.96 N 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников" (зарегистрирован Минюстом России 31.12.96 N 1224).
Право на осуществление экспертизы профпригодности по результатам проведения медицинских осмотров предоставляется лечебно-профилактическим организациям всех организационно-правовых форм, имеющим лицензию на данный вид деятельности, выданную в соответствии с Методическими указаниями Минздрава России от 29.12.2000 N 2000/262.
Проведение и оплата указанных периодических медосмотров производится на договорной основе между страхователями и лечебно-профилактическими организациями.
Стоимость медицинских услуг, из которых складывается периодический медицинский осмотр, не должна превышать средней стоимости на данный вид услуги, сложившейся в регионе.
Кроме документов, перечисленных в пункте 2, для решения вопроса об оплате периодических медосмотров страхователь представляет:
- данные центра Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации о контингентах лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам у страхователя;
- копию лицензии лечебно-профилактической организации (с протоколом на право осуществления данного вида медицинской деятельности).
4. Оплата стоимости путевок на санаторно-курортное оздоровление (в санаториях, санаториях-профилакториях) для работников, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами, осуществляется из расчета, установленного законодательством на оплату стоимости путевок за счет средств обязательного социального страхования. Статьей 17 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" установлено, что за счет средств обязательного социального страхования в 2002 году финансируются расходы на полную или частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, из расчета до 420 рублей на одного человека в сутки не менее чем за 14 дней пребывания, но не более чем за 24 дня.
Размер оплаты расходов на одного человека в сутки в санаторно-курортных учреждениях, расположенных в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих коэффициентов.
При определении категории застрахованных, подлежащих санаторно-курортному оздоровлению, следует руководствоваться списками работников, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами, а также рекомендациями по результатам периодических медицинских осмотров.
Кроме документов, перечисленных в п. 2, для решения вопроса об оплате стоимости путевок на санаторно-курортное оздоровление страхователь представляет копии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с приложением протокола) и сертификата соответствия на питание, выданных санаторно-курортному учреждению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Оплата проезда к месту нахождения медицинских и санаторно-курортных учреждений за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не осуществляется.
6. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляется в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.97 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".
Измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса при проведении аттестации рабочих мест осуществляют лаборатории страхователя либо другие лаборатории или организации, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений и привлекаемые для этих целей на договорной основе.
Кроме документов, перечисленных в п. 2, для решения вопросов об оплате расходов по аттестации рабочих мест страхователь представляет копии лицензий (аттестатов аккредитации) привлекаемых лабораторий.
7. При рассмотрении вопроса о финансировании приобретения приборов контроля рекомендуется руководствоваться Справочником отечественных средств измерения опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах (издание Всероссийского центра охраны и производительности труда, 1999 год).
8. В соответствии с п. 5 Положения исполнительный орган Фонда может запрашивать у страхователя и другие документы, обосновывающие необходимость частичного финансирования предупредительных мер, в дополнение к указанным в пунктах 2-4, 6 настоящих разъяснений.
9. Основанием для направления страхователем страховых взносов на финансирование предупредительных мер является приказ руководителя исполнительного органа Фонда (приложение 4) и согласованный с исполнительным органом Фонда План финансирования предупредительных мер на 2002 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Финансирование предупредительных мер осуществляется в счет начисленных в 2002 году страховых взносов.
Сумма, подлежащая направлению на финансирование предупредительных мер, отражаемая в приказе, рассчитывается на основании отчетных данных страхователя по форме расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) за 2001 год.
10. Решение о направлении средств на финансирование предупредительных мер по страхователям, у которых среднесписочная численность работающих составляет 5000 человек и более, принимается по согласованию с Фондом.
В целях осуществления указанного согласования региональное отделение Фонда направляет в Фонд письмо с предложениями и обоснованием необходимости финансирования предупредительных мер с приложением следующих документов:
- документы, представленные страхователем в соответствии с пунктами 2-4, 6, 8 настоящего письма;
- расчетные ведомости страхователя по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) за 2001 год и на последнюю отчетную дату 2002 года;
- справку органов управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о средних ценах на медицинские услуги при проведении периодических медицинских осмотров, сложившихся в регионе.
Все документы представляются в копиях, заверенных исполнительным органом Фонда.
11. В соответствии с пунктом 6 Положения страхователь ведет учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер, и отражает их в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), раздел III "По средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в таблице 10 "Зачтено расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", по строке 9 (чистая строка), при этом в указанной строке делается запись "Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний".
Одновременно с представлением расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) страхователь направляет исполнительному органу Фонда по месту регистрации отчет об использовании сумм страховых взносов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и информацию о результатах проведения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
12. В соответствии с пунктом 7 Положения исполнительный орган Фонда осуществляет контроль за использованием страхователем средств на финансирование предупредительных мер и обобщает представленную информацию.
Формы отчетности для страхователя и отделений Фонда о результатах проведения предупредительных мер и использовании сумм страховых взносов будут утверждены Фондом и доведены до отделений дополнительно.
13. В соответствии с пунктом 8 Положения расходы, произведенные страхователем при отсутствии решения исполнительного органа Фонда или в нарушение такого решения, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов.
Исполнительный орган Фонда в каждом конкретном случае вправе затребовать у страхователя документы, подтверждающие целевое использование им средств.
Заместитель Председателя ФСС РФ |
В.Н.Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Фонда социального страхования РФ от 19 апреля 2002 г. N 02-18/07-2807
Текст письма опубликован в журнале "Социальный мир" от 6-12 мая 2002 г. N 6, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 17 мая 2002 г. N 10, в журнале "Вестник государственного социального страхования" - "Социальный мир", июнь 2002 г., N 6, в журнале "Экспресс-закон", октябрь 2002 г., N 40, в сборнике официальных материалов "Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", сборник 2 (Библиотека журнала "Вестник государственного социального страхования", Москва, 2002)
Письмом Фонда социального страхования РФ от 25 декабря 2002 г. N 02-10/07-9152 настоящее письмо отменено (информация опубликована в еженедельном приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 12 февраля 2003 г., N 5)
В соответствии с письмом Минюста РФ от 15 декабря 2002 г. N 07/11744-ЮД настоящему письму отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, 2003 г., N 2)