Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
Характеристика обрабатываемых грузов
1. В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:
1.1. Штучные нештабелируемые грузы - металлические конструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д. Группа штучных нештабелируемых грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому единых типовых способов строповки их, пригодных для всех грузов этой группы, не существует;
1.2. Штучные штабелируемые грузы - прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, шлакоблоки, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, лестничные марши, ящики, бочки и др. изделия геометрически правильной формы;
1.3. Насыпные грузы - транспортируются в таре, грейферами, транспортерами и др. Складируются в штабеля, определяющиеся углом естественного откоса материала и ограничивающих поверхностей (уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, известь, мелкая металлическая стружка и т.п.);
1.4. Полужидкие пластичные грузы - грузы, обладающие способностью некоторое время сохранять приданную форму или с течением времени затвердевать. К таким грузам относятся бетонные массы, растворы, известковое тесто, битумы, смазывающие вещества и т.п. Вязкость полужидких грузов и зависание их на стенках емкостей транспортирующих средств, способность быстро схватываться и твердеть (бетон, раствор и др. грузы) затрудняют их транспортировку. Такие грузы должны транспортироваться в специальной таре;
1.5. Жидкие грузы-грузы, не имеющие определенной формы, транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах, ковшах и т.д. (вода, жидкие горючие и смазочные вещества, кислоты, щелочи, мастики и т.д.);
1.6. Газообразные грузы транспортируются обычно под давлением в баллонах, других сосудах и трубопроводным транспортом.
2. В зависимости от массы грузы делятся на четыре категории:
2.1. Легковесные грузы - грузы массой не более 250 кг. К ним относятся такие материалы, как войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, легкие детали машин и др;
2.2. Тяжеловесные грузы - грузы, масса которых находится в пределах от 250 кг до 50 т. К тяжеловесным грузам относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т;
2.3. Весьма тяжелые грузы - грузы, масса которых превышает 50 т. К ним относятся штучные нештабелируемые грузы. Строповка этих грузов разрешается только стропальщикам высокой квалификации;
2.4. Мертвые грузы - особая категория грузов неизвестной массы. Мертвыми считаются грузы, закрепленные на фундаменте анкерными болтами, зарытые в землю, примерзшие к земле, прижатые другим грузом, а также поднимаемые при косой чалке. Поднимать мертвые грузы краном запрещается.
3. В зависимости от формы и размеров грузы делятся на габаритные и негабаритные:
3.1. Габаритный груз - груз, размеры которого не превышают габариты подвижного состава железных дорог, а для автомобильного и другого вида наземного безрельсового транспорта - норм, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
3.2. Негабаритный груз - груз, размеры которого выходят за габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта. Негабаритными грузами могут быть большие котлы, машины, трансформаторы и т.п. Размеры нарушений габарита не должны превышать определенных величин, при которых еще возможна перевозка груза за счет сокращения зазора между габаритами приближения строений и подвижного состава.
В зависимости от величины нарушения габарита грузы разделяются на пять степеней негабаритности, каждая из которых имеет свои предельные очертания.
На негабаритном грузе при перевозке его по железной дороге указывается соответствующая степень негабаритности.
4. Длинномерные грузы составляют особую группу грузов (детали и узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции и т.п.), которые перевозятся на специальных железнодорожных платформах или трайлерах. Негабаритные, сверхгабаритные и длинномерные грузы разрешаются к перевозке в вагонах или на платформах только после утверждения схемы погрузки отделением или управлением железной дороги.
5. Грузы по степени и характеру опасности разделяются в соответствии с ГОСТ 19433 на 9 классов опасности (табл. 1).
Таблица 1
Классы опасности грузов
Класс | Подкласс | Наименование подкласса |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Взрывчатые материалы (ВМ) 1.1. Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой 1.2. Взрывчатые материалы, не взрывающиеся массой 1.3. Взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся массой 1.4. Взрывчатые материалы, не представляющие значительной опасности 1.5. Очень нечувствительные взрывчатые материалы Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением 2.1. Невоспламеняющиеся неядовитые газы 2.2. Ядовитые газы 2.3. Воспламеняющиеся (горючие) газы 2.4. Ядовитые и воспламеняющиеся газы Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) 3.1. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой воспламенения менее 18°С в закрытом тигле 3.2. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой воспламенения не менее 18°С, но менее 23°С в закрытом тигле 3.3. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой воспламенения не менее 23°С, но не более 61°С в закрытом тигле Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ) 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества 4.2. Самовозгорающиеся вещества 4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой Окисляющие вещества (OK) и органические пероксиды (ОП) 5.1. Окисляющие вещества 5.2. Органические пероксиды Ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ) 6.1. Ядовитые вещества 6.2. Инфекционные вещества Радиоактивные материалы (РМ) Радиоактивные материалы на подклассы не разделены Едкие или коррозионные вещества 8.1. Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие кислотными свойствами 8.2. Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие основными свойствами 8.3. Разные едкие и коррозионные вещества Прочие опасные вещества 9.1. Газы, не отнесенные к классам 1-8 9.2. Газы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность при их транспортировке навалом водным транспортом |
6. Для подъема груза должны быть известны его масса, центр тяжести и схема строповки, при этом:
6.1. Определение массы груза может быть произведено по формулам:
Для простых грузов - Q = mV
Для сложных грузов - Q = m сумма V ;
i
где: Q - масса груза,
m - удельная масса (численно равна плотности) материала,
V - объем груза,
сумма V - сумма всех частей объемов груза;
i
Удельная масса часто встречающихся материалов приведена в табл. 2.
Таблица 2
Удельная масса материалов
Материалы | Удельная масса, кг/м3 |
Материалы | Удельная масса,кг/м3 |
Алюминий 2550-2700 | Олово 7300 | ||
Бетон 2200 | Парафин 900 | ||
Вода 1000 | Свинец 11300 | ||
Вольфрам 19300 | Сталь: | ||
Древесина: | твердая 7300 | ||
береза 700 | расплавленная 7500 | ||
дуб 800 | Цинк 6900-7300 | ||
сосна 500 | Чугуны: | ||
Земля, глина 1300-2500 | белый 7650 | ||
Песчаник 2200-2500 | ковкий 7300 | ||
Песок: | серый 7550 | ||
сухой 1400-1600 | Уголь 900 | ||
влажный 1900-2000 | Кокс 450 | ||
Кирпичная кладка 1420-1700 | Азот жидкий 790 | ||
Латунь 8500 | Бензин 700 | ||
Лед 900 | Воздух (жидкий) 860 | ||
Медь 8900 | Керосин 800 | ||
Мел 2400 | Кислород (жидкий) 1140 | ||
Никель 8900 | Мазут 900 |
7. При выборе мест строповки груза необходимо определить расположение центра тяжести поднимаемого груза для того, чтобы избежать возможной аварийной перегрузки отдельных ветвей стропов грузоподъемных средств, потерю устойчивости и опрокидывание поднимаемого груза.
Объем и расположение центра тяжести простых геометрических фигур приведены в табл. 3.
Таблица 3
Объем и расположение центра тяжести простых геометрических фигур
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.