Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
Нормы браковки канатов грузоподъемных машин
1. Браковку канатов грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, проводят в соответствии с настоящим приложением.
Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии:
а) характер и число обрывов проволок (рис. 1-3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения)
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1.
Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
Таблица 1
Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются
Число несущих проволок в наружных рядах |
Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам |
Тип | ГОСТ на канаты |
Группа классификации (режима) механизма | |||||||
М1, М2, М3 и М4 | М5, М6, М7 и М8 | ||||||||||
крестовая свивка |
односторняя свивка |
крестовая свивка |
односторняя свивка |
||||||||
на участке длиной | |||||||||||
6d | 30d | 6d | 30d | 6d | 30d | 6d | 30d | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
n<=50 | 6х7 (6/1) | 2 | 4 | 1 | 2 | 4 | 8 | 2 | 4 | ||
6х7(1+6)+1х7(1+6) | ЛК-О | 3066-80 | |||||||||
6х7(1+6)+1о.с. | ЛК-О | 3069-80 | |||||||||
8х6(0+6)+9о.с. | ЛК-О | 3097-80 | |||||||||
51<=n<=75 | 6х19 (9/9/1)* | 3 | 6 | 2 | 3 | 6 | 12 | 3 | 6 | ||
6х19(1+9+9)+ 1о.с | ЛК-О | 3077-80 | |||||||||
6х19(1+9+9)+ +7х7(1+6)* |
ЛК-О | 3081-80 | |||||||||
76<=n<=100 | 18х7(1+6)+ 1о.с. | ЛК-О | 7681-80 | 4 | 8 | 2 | 4 | 8 | 16 | 4 | 8 |
101<=n<=120 | 8х19(9/9/1)* | 5 | 10 | 2 | 5 | 10 | 19 | 5 | 10 | ||
6х19(12/6/1) | ЛК-О | 3066-80 | |||||||||
6х19(12/6+6F/1) | ЛК-О | 3069-80 | |||||||||
6x25FS (12/12/1)* | ЛК-О | 3097-80 | |||||||||
6х19(1+6+6/6)+7x7(1+6) | ЛК-Р | 14954-80 | |||||||||
6х19(1+6+6/6)+1o.c. | ЛК-Р | 2688-80 | |||||||||
6х25 (1+6; 6+12)+1o.c. | ЛК-З | 7665-80 | |||||||||
6х25(1+6, 6+12)+7x7(1+6) |
ЛК-З | 7667-80 | |||||||||
121<=n<=140 | 8х16(0+5+11)+ 9o.c. | ТК | 3097-80 | 6 | 11 | 3 | 6 | 11 | 22 | 6 | 11 |
141<=n<=160 | 8x19(12/6+6F/1) | 6 | 13 | 3 | 6 | 13 | 26 | 6 | 13 | ||
8x19(1+6+6/6)+1o.c. | ЛК-Р | 7670-80 | |||||||||
161<=n<=180 | 6x36(14/7+7/7/1)* | 7 | 14 | 4 | 7 | 14 | 29 | 7 | 14 | ||
6x30(0+15+15)+7o.c. | ЛК-О | 3083-80 | |||||||||
6х36(1+7+7/7+14) +1o.c.* |
ЛК-РО | 7668-80 | |||||||||
6х36(1+7+7/7+14)+7x7(1 +6)* |
ЛК-РО | 7669-80 | |||||||||
181<=n<=200 | 6х31(1+6+6/6+12)+1o.c. | 8 | 16 | 4 | 6 | 16 | 32 | 8 | 16 | ||
6х31(1+6+6/6+12)+7x7(1 +6) |
|||||||||||
6x37(1+6+15+15)+1o.c. | ТЛК-О | 3079-80 | |||||||||
201<=n<=220 | 6x41(16/8+8/8/1)* | 9 | 18 | 4 | 9 | 18 | 38 | 9 | 18 | ||
221<=n<=240 | 6х37(18/12/6/1) | ||||||||||
18x19(1+6+6/6)+1o.c. | ЛК-Р | 3088-80 | |||||||||
241<=n<=260 | 10 | 21 | 5 | 10 | 21 | 42 | 10 | 21 | |||
261<=n<=280 | 11 | 22 | 6 | 11 | 22 | 45 | 11 | 22 | |||
281<=n<=300 | 12 | 24 | 6 | 12 | 24 | 48 | 12 | 24 | |||
n>=300 | 0,04n | 0,08n | 0,02n | 0,04n | 0,08n | 0,16n | 0,04n | 0,08n |
Примечания:
1. n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.
2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.
4. Для канатов конструкций с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.
5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.
6. Незаполненные строки в графе "Конструкция канатов по ИСО и государственным стандартам" означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.
7. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуются при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 4) или коррозии (рис. 5) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6).
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 4, д) или коррозии (см. рис. 5, д) на 40% и более канат бракуется.
Таблица 2
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа
или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % |
Число обрывов проволок, % от норм, указанных в табл.1 |
10 | 85 |
15 | 75 |
20 | 70 |
25 | 60 |
30 и более | 50 |
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.
4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 7), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации с помощью дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.
5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 8). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Н_в и свивки каната Н_к канат бракуется при d_в >1,08 d_к, где d_в - диаметр спирали волнистости, d_к - номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при d_в > 4/3d_к. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25d_к.
7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 9); выдавливания сердечника (рис. 10); выдавливания или расслоения прядей (рис. 11); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 6); раздавленных участков (рис. 13); перекручиваний (рис. 14); заломов (рис. 15); перегибов (рис. 16); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.