Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 82-О "По ходатайству Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 239-О по запросу Архангельского областного Собрания депутатов о проверке конституционности части седьмой статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

МЧС РФ обратилось в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разъяснении его определения от 13.11.2001 г. N 239-О. Причиной такого обращения МНС РФ послужило то, что в мотивировочной части указанного определения Конституционного Суда РФ, хотя указано об утрате силы положением ст.10 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предусматривающего уплату отчислений на содержание органов противопожарной службы, не определено, являются ли указанные отчисления налогом.

Кроме того, в резолютивной части определения от 13.11.2001 г. N 239-О не указывается, что названное положение ст.10 Федерального закона "О пожарной безопасности" утрачивает силу.

Исследуя правовую природу отчислений, предусмотренных ст.10 Федерального закона "О пожарной безопасности", Конституционный Суд обратил внимание на то, что, во-первых, они характеризуются обязательностью.

Во-вторых, размер указанных отчислений является неэквивалентным стоимости тех услуг, которые предоставляются государством в рамках обеспечения пожарной безопасности. Иначе говоря, данные отчисления являются обязательными индивидуально-безвозмездными платежами, то есть отвечают всем признакам налога, предусмотренным п.1 ст.8 НК РФ.

Иначе говоря, отчисления, предусмотренные ст.10 Федерального закона "О пожарной безопасности", являются налогом.

В то же время согласно п.5 ст.3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что вышеназванное положение ст.10 Федерального закона "О пожарной безопасности" не может применяться.

Однако, учитывая, что предусмотренные данным положением отчисления отнесены к основным источникам финансирования органов пожарной безопасности на 2002 года, Конституционный Суд принял решение о том, что оспариваемая норма утрачивает силу с 1 января 2003 года.


Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 82-О "По ходатайству Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 239-О по запросу Архангельского областного Собрания депутатов о проверке конституционности части седьмой статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности"



Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2002 г., N 5