Методические рекомендации
по разработке Порядка участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений
МДС 15-1.99
(рассмотрены и одобрены Госстроем РФ 10 июня 1999 г. протокол N 01-НС-15/7)
Введение
Методические рекомендации по разработке Порядка участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений призваны обеспечить создание в муниципальных образованиях механизма реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации по учету общественного мнения в практике градостроительной деятельности.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации Порядок участия граждан Российской Федерации и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории поселений устанавливается органами местного самоуправления.
Цель Методических рекомендаций - оказание методического содействия органам местного самоуправления и местным органам архитектуры и градостроительства в разработке Порядка участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений (далее - Порядка).
Методические рекомендации устанавливают примерные состав и содержание разделов Порядка, систему действий и процедур, которые следует предпринимать для обеспечения участия граждан в обсуждении и принятии градостроительных решений.
При подготовке Методических рекомендаций использованы материалы изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта, а также законодательные и нормативные документы Москвы и ряда других субъектов Российской Федерации, относящиеся к обеспечению прав и интересов граждан в градостроительстве.
Методические рекомендации предназначены для администраций субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и их органов архитектуры и градостроительства.
1. Область применения
Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования органами местного самоуправления в качестве пособия при подготовке и вводе в действие Порядка участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений.
Разрабатываемые в Методических рекомендациях вопросы относятся к компетенции территориальных и местных органов архитектуры и градостроительства.
2. Термины и определения
В Методических рекомендациях приняты следующие термины и определения из Градостроительного кодекса Российской Федерации:
градостроительная деятельность (далее - градостроительство) - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений;
градостроительная документация - документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.
3. Состав разделов Порядка
Порядок рекомендуется формировать в составе следующих разделов:
общие положения;
состав субъектов градостроительной деятельности, отношения которых регулирует Порядок;
деятельность органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в обсуждении и принятии решений;
деятельность местных органов архитектуры и градостроительства по обеспечению участия граждан в обсуждении и принятии решений;
функции граждан в обсуждении и принятии решений;
формы участия граждан в обсуждении и принятии решений;
организация и осуществление участия граждан в обсуждении и принятии решений;
урегулирование споров и разногласий;
защита прав граждан на участие в обсуждении, принятии решений и их обжаловании;
ответственность за нарушение законодательства;
разработка и принятие Порядка;
приложение (формы документов).
4. Содержание разделов Порядка
4.1 Общие положения
В общих положениях требуется отразить следующие вопросы:
статус и назначение Порядка;
законодательные и нормативные основания его разработки и принятия;
цели, задачи и предмет регулирования;
место Порядка в системе нормативных документов по градостроительству на территории органа местного самоуправления.
Порядок должен обладать статусом официального нормативного правового документа, обязательного для исполнения соответствующими юридическими и физическими лицами, при осуществлении градостроительной деятельности на территории, подведомственной органу местного самоуправления.
Назначение документа состоит в необходимости административного регулирования действий и установления процедур по обеспечению реального участия граждан конкретного города, городского района, квартала, сельского и иного поселения в определении характера и направлений градостроительного развития и использования территорий в местах их постоянного проживания.
В качестве законодательных и нормативных оснований разработки и принятия Порядка следует указывать:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обязательность предоставления гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на принимаемые в городах и иных поселениях градостроительные решения установлена законодательством Российской Федерации.
Цель Порядка - создание нормативной правовой базы реализации законодательного права граждан и их объединений на участие в обсуждении и принятии решений по вопросам градостроительной деятельности на территории городов и иных поселений, введение в практику градостроительства на всех этапах его осуществления, тесное взаимодействие властей, специалистов-градостроителей и населения, учитывающее их взаимные интересы и исключающее возникновение социальных конфликтов.
Выявленные принципиальные установки жителей на проблемы и приоритеты градостроительного развития территорий, выраженные в конкретных конструктивных предложениях, должны учитываться в разрабатываемой градостроительной документации и решениях при условии, что эти установки и предложения соответствуют принятым нормативно-техническим документам, профессиональным требованиям и не противоречат законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным правовым актам соответствующего субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
В общих положениях Порядка целесообразно указать, что граждане и их объединения, участвуя в решении градостроительных вопросов, не должны явно или скрытно представлять интересы коммерческих, иных профессиональных и общественных организаций и групп лиц, преследующих свои цели.
Порядок определяет участников, состав и регламентацию действий, гарантирующих привлечение граждан и их объединений к участию в обсуждении и принятии решений в области градостроительного развития и использования территорий в городах и иных поселениях.
Место Порядка в системе нормативных правовых и нормативно-технических документов по градостроительству на территории органа местного самоуправления определяется его направленностью на создание правового и процессуального механизма для широкого участия населения в решении проблем развития городов и иных поселений, изменения состояния среды жизнедеятельности.
4.2 Состав субъектов градостроительной деятельности, отношения которых регулирует Порядок
Порядок регламентирует отношения частных лиц, организаций и органов местного самоуправления по согласованию их интересов при планировании градостроительного развития, застройке, осуществлении конкретных градостроительных действий на территории города и иного поселения.
Сторонами, подпадающими под регулирующее действие Порядка, являются:
граждане, достигшие 18-летнего возраста и постоянно проживающие в данном городе и ином поселении, а также их инициативные группы и объединения, зарегистрированные в установленном порядке;
организации, финансирующие градостроительные проекты;
организации, разрабатывающие градостроительные проекты;
организации, обеспечивающие реализацию градостроительных проектов в строительстве;
органы местного самоуправления и их органы архитектуры и градостроительства.
4.3 Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в обсуждении и принятии решений
Порядок определяет деятельность органов местного самоуправления по вопросам участия граждан в процессе планирования и осуществления решений по обустройству и градостроительным изменениям в местах их постоянного проживания.
4.3.1 Органы местного самоуправления информируют граждан, их объединения и юридические лица на подведомственной территории о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций), о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства, предоставляют иную градостроительную информацию, за исключением информации, содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом.
4.3.2 При предоставлении интересующей население и организации информации органы местного самоуправления руководствуются Порядком информирования граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации о градостроительной деятельности, устанавливаемым нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
4.3.3 Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции рассматривают заявления граждан и их объединений, касающиеся вопросов градостроительства, затрагивающих их интересы, и в установленные сроки представляют им обоснованные ответы.
4.3.4 Органы местного самоуправления в случае необходимости проводят референдумы по вопросам, относящимся к области градостроительства.
4.4 Деятельность местных органов архитектуры и градостроительства по обеспечению участия граждан в обсуждении и принятии решений
Порядком определяется состав мер, предпринимаемых местными органами архитектуры и градостроительства для обеспечения участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам градостроительства на территории городов и иных поселений.
4.4.1 Местные органы архитектуры и градостроительства обязаны принимать необходимые организационные меры для создания условий по участию граждан, их объединений, представителей заинтересованных организаций в обсуждении и принятии решений по застройке и использованию территорий при рассмотрении следующей градостроительной документации:
генеральные планы городских и сельских поселений;
проекты черты городских и сельских поселений;
схемы зонирования территорий городских и сельских поселений для осуществления градостроительной деятельности;
проекты планировки отдельных частей территорий городских и сельских поселений;
проекты межевания отдельных частей городских и сельских поселений, микрорайонов, кварталов;
проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений;
проектная документация для строительства, реконструкции отдельных объектов, благоустройства и озеленения территории.
4.4.2 Местные органы архитектуры и градостроительства должны доводить до сведения организаций-заказчиков и организаций-разработчиков градостроительных проектов требования о необходимости привлечения граждан и представителей заинтересованных организаций к участию в обсуждении разработанной градостроительной документации на промежуточных и завершающем этапах и принимаемых по ней решений.
4.4.3 При выдаче или согласовании в установленном порядке градостроительных заданий на разработку документации о градостроительном планировании развития территорий городов и сельских поселений и об их застройке местные органы архитектуры и градостроительства делают в задании запись о необходимости привлечения граждан, их объединений и других заинтересованных лиц к обсуждению и принятию решений по вопросам градостроительной деятельности на территории городов и иных поселений.
4.4.4 Местные органы архитектуры и градостроительства в рамках контроля за соблюдением Порядка осуществляют проверку деятельности организаций-заказчиков и организаций-разработчиков градостроительных проектов по вопросу обеспечения участия граждан в обсуждении разработанной градостроительной документации и принимаемых по ней решений.
4.4.5 Местные органы архитектуры и градостроительства как генеральные заказчики, другие организации-заказчики градостроительных проектов совместно с организациями-разработчиками проектов в целях организационной подготовки участия граждан в обсуждении и принятии градостроительных решений по вопросам градостроительной деятельности на территории городов и иных поселений:
своевременно информируют население о состоянии среды жизнедеятельности и намерении о ее изменении, о предполагаемом использовании земель, конкретных проектах строительства и реконструкции объектов, комплексного благоустройства территории;
своевременно информируют население о месте, сроках и порядке предварительного ознакомления с материалами и обсуждения градостроительных проектов;
заблаговременно доводят до сведения населения основные положения разработанных в градостроительных проектах предложений;
подготавливают демонстрационные материалы по проекту.
4.4.6 По полномочию органов местного самоуправления местные органы архитектуры и градостроительства требуют от организаций-заказчиков и организаций-разработчиков градостроительных проектов проведения информационной подготовки предстоящих обсуждений с участием граждан. При необходимости местный орган архитектуры и градостроительства оказывает в этом организациям-заказчикам и организациям-разработчикам организационное содействие.
4.4.7 В качестве видов информационной поддержки участия граждан в обсуждении и принятии решений по рассматриваемому градостроительному проекту необходимо использовать:
уведомление широких кругов жителей о намерениях планирования конкретных городских территорий и объектов, о начале архитектурно-планировочных работ и об их завершении;
оповещение граждан о результатах решения важных для города (микрорайона, квартала, объекта, функциональной зоны) вопросов;
публикацию основных положений градостроительных проектов;
устройство экспозиции наглядных материалов о градостроительных проектах;
уведомление населения о месте, сроках и порядке обсуждения градостроительных проектов и решений.
4.4.8 Основные положения генерального плана, проекта актуализации генерального плана города и иного поселения следует публиковать в официальных изданиях мэрии (администрации).
4.4.9 Основные положения проектов градостроительного планирования развития районов и других административных образований города, а в последующем утвержденные проекты необходимо публиковать в средствах массовой информации, распространяемых на территории данных административных образований.
4.4.10 Информация о содержании градостроительных проектов по планировке и застройке районов и кварталов, а также реконструкции отдельных объектов благоустройства и озеленения территории должна представляться жителям через средства массовых изданий по месту размещения данных районов, кварталов, объектов.
4.4.11 Информацию о разработке и предстоящем обсуждении градостроительного проекта, месте, сроках и порядке обсуждения и участия граждан можно доводить до сведения населения по месту жительства посредством информационных листков, плакатов, бюллетеней, буклетов, а также по радио и телевидению.
4.4.12 Экспозицию наглядных материалов в виде красочных стендов, размещаемых в наиболее посещаемых местах, для предварительного ознакомления с градостроительными проектами целесообразно устраивать в витринах популярных магазинов, торговых центров, на узловых остановках (пересечениях) маршрутов общественного городского транспорта, на площадях и в других подходящих для этого местах.
4.5 Функции граждан в обсуждении и принятии решений
Порядок определяет возможные действия граждан в процессе реализации своего права на участие в обсуждении и принятии градостроительных решений, осуществление которых следует гарантировать установлением необходимого правового режима.
4.5.1 Органы местного самоуправления и их органы архитектуры и градостроительства содействуют осуществлению следующих функций граждан и их объединений в области регулирования градостроительства в городах и иных поселениях:
внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам использования земельных участков под строительство, детские и оздоровительные площадки, гаражи и стоянки автомобилей, площадки для выгула собак, для других общественных нужд, представляющих интересы граждан по месту жительства;
обсуждение градостроительных проектов, определяющих предстоящие изменения в использовании земель, организации и развитии селитебных территорий, сферы социально-культурного обслуживания, зон отдыха и других частей поселения;
общественный контроль за соблюдением установленных условий пользования земельными участками физическими и юридическими лицами в соответствии с их назначением и градостроительным регламентом, определенными Правилами землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;
обращение в органы исполнительной власти местного самоуправления по вопросам допустимых нарушений в застройке и использовании территорий, ухудшающих условия проживания, социально-культурное и бытовое обслуживание, благоустройство и инженерное оборудование, экологическую обстановку;
требование предоставления достоверной, полной и своевременной информации о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций) и иной информации о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную тайну, в соответствии с федеральным законом.
4.5.2 Право на обсуждение, внесение предложений и участие в подготовке решений по градостроительству в любой форме предоставляется гражданам и их объединениям до утверждения градостроительной документации исполнительными органами местного самоуправления, а после их утверждения - право на обжалование принятых решений.
4.5.3 Реализация гражданами права на участие в обсуждении и принятии решений по вопросам градостроительства на территории городов и иных поселений предполагает обеспечение их беспрепятственного доступа к документации по градостроительному планированию развития территорий городских и сельских поселений и об их застройке, а также к другим градостроительным документам и решениям, определяющим изменения градостроительной среды, в установленном для этого порядке.
4.6 Формы участия граждан в обсуждении и принятии решений
Порядок устанавливает формы участия граждан в обсуждении и принятии решений по градостроительству на территории городов и иных поселений.
4.6.1 Участие граждан, представителей групп и объединений граждан по месту жительства в обсуждении и принятии решений по градостроительству на территории городов и иных поселений, а также их отдельных частей предусматривается в следующих формах:
проведение социологических опросов;
письменное обращение граждан в местные органы власти и управления;
обсуждение в средствах массовой информации;
сходы (собрания), конференции;
4.6.2 Социологические опросы граждан проводятся для выявления общественного мнения по затрагивающим их интересы вопросам перспективного и текущего градостроительного развития в целях корректировки соответствующих управленческих действий и градостроительных решений.
Следует различать два вида социологических опросов жителей:
выборочные нерепрезентативные (пилотные замеры, зондажи);
представительные опросы.
Выборочный нерепрезентативный опрос с ограниченным числом опрашиваемых без их предварительного отбора применяется при выявлении мнения жителей об актуальных градостроительных проблемах планируемой территории, ее использования и застройки, требующих неотложного решения (проблемные опросы) и при выяснении представления жителей о приоритетных направлениях и задачах развития территории их проживания, о конкретных предложениях по размещению объектов и использованию земель (консультативные опросы) (приложения А, Б).
Представительный опрос предполагает охват не менее 50% жителей микрорайона (территории, места компактного проживания) и направлен на установление отношения населения к предлагаемым альтернативным вариантам градостроительных решений развития застройки и использования территории (приложение В).
4.6.3 Письменное обращение граждан и их объединений в орган местного самоуправления или его орган архитектуры и градостроительства в связи с объявленной разработкой градостроительного проекта, его завершением или по поводу возникших проблем и нарушений в застройке и использовании территорий производится в установленном для таких случаев порядке поступления и приема писем от населения.
Письменное обращение граждан следует рассматривать как один из источников информации (обратной связи) о фактах неблагополучия в градостроительной практике и предложениях с мест о наиболее эффективных, с точки зрения населения, направлениях развития, которые требуют тщательного анализа и принятия местными органами управления, заказчиками и разработчиками градостроительных проектов решений в соответствии с их полномочиями и задачами.
4.6.4 Обсуждения в средствах массовой информации проводятся на страницах общедоступной многотиражной периодической печати, в журналах, на радио и телевидении. Такая форма участия населения в градостроительном процессе наилучшим образом подходит для обсуждения концептуальных положений разрабатываемого проекта, планируемого размещения территорий и объектов социального назначения, других строительных и градостроительных изменений.
Участие граждан в обсуждениях используется ими для широкого ознакомления управленцев и профессионалов с их требованиями в градостроительстве, установками и представлениями о путях и способах решения острых социальных и других проблем на территории проживания граждан.
4.6.5 Сход (собрание) населения жилого микрорайона, квартала, других городских образований, сельского поселения проводится по вопросам планирования градостроительного развития, конкретного строительства и благоустройства места его проживания, представляющим общий интерес, для взаимного согласования позиций органов местного самоуправления и населения.
В случае предусмотрения уставом муниципального образования, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, возможности осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления сходами (собраниями) граждан, они считаются правомочными при участии в них более половины жителей муниципального образования (города, иного поселения), обладающих избирательным правом.
Решение принимается простым большинством голосов. Сходы (собрания) по предложению органа местного самоуправления, местного органа архитектуры и градостроительства или по собственной инициативе, подготавливаются и созываются самими жителями, их активистами, инициативными группами, домовыми (квартальными) комитетами, официально зарегистрированными объединениями. В сходах (собраниях) жителей обязательно принимают участие представители местных органов архитектуры и градостроительства, других органов управления (при необходимости), заказчиков, специалистов-градостроителей.
4.6.6 Конференция граждан созывается по вопросам и проблемам градостроительного развития не ниже районного уровня. К ним относятся:
освоение новых территорий массовой застройки, формирование общегородского (общерайонного) центра;
создание современных культурно-развлекательных, торговых, спортивных и деловых центров;
формирование крупных рекреационных зон, пешеходных зон;
реконструкция и реставрация зоны исторической застройки;
развитие или вынос значимых предприятий градообразующей базы;
зонирование территории;
принципы городского землепользования и др.
Проведение конференции правомочно при участии большинства делегатов от постоянного населения данного жилого микрорайона, квартала, сельского поселения. Делегаты выдвигаются низовыми звеньями территориального общественного самоуправления: домовыми (квартальными) комитетами, объединениями и другими самоорганизованными группами граждан.
На конференцию приглашаются представители органов власти, управления, заказчиков, специалистов, подрядчиков. Решение по обсуждаемым вопросам принимается простым большинством голосов от числа присутствующих делегатов.
4.6.7 Общественные (публичные) слушания проводятся, как правило, по материалам завершенных крупных градостроительных проектов, проведенных конкурсов на планировку и застройку жилых микрорайонов, кварталов, сельских поселений, градостроительных комплексов и архитектурных ансамблей, по объектам монументального искусства. Публичные слушания с участием представителей общественности проводятся Градостроительным Советом - рабочим органом местной (районной) службы архитектуры и градостроительства.
В процессе подготовки публичных слушаний по инициативе общественных организаций, выражающих интересы граждан, их объединений и групп, за счет собственных средств проводятся независимые экспертизы с привлечением сторонних специалистов-экспертов, которые в ходе слушаний докладываются на Градостроительном Совете. Замечания и предложения, содержащиеся в заключениях независимой экспертизы, учитываются в итоговых документах общественных слушаний.
Общественные слушания сопровождаются экспозицией выставки проектных решений в наглядной, красочной и доступной форме.
4.6.8 Градостроительный референдум проводится в особых случаях, связанных с планированием возможных кардинальных градостроительных изменений и принятием решений, затрагивающих коренные насущные и долговременные интересы жизнедеятельности большинства населения. Предметом градостроительного референдума являются отдельные постановления местных органов власти по вопросам градостроительного развития, размещения жилой застройки и иных объектов строительства, влияющих на сложившиеся условия использования территорий и экологии, другие изменения.
В зависимости от существа вопросов и проблем, выдвигаемых на градостроительный референдум, он может охватывать население группы домов, жилого квартала, микрорайона, городского района, города и иного поселения в целом.
4.6.9 Общественному контролю со стороны граждан в лице их инициативных групп и объединений могут подвергаться соблюдение должностными лицами органов местного самоуправления: установленного порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации; правил предоставления земельных участков; установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон; разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости; порядка выполнения инженерных изысканий; сооружения транспортных и инженерных инфраструктур.
Одной из форм общественного контроля является проводимая по требованию граждан, их инициативных групп и объединений независимая экспертиза градостроительной документации о планировании развития территорий городских и сельских поселений и об их застройке, принятых органами местного самоуправления и их должностными лицами решений о градостроительном развитии и использовании территорий. Заключение независимой экспертизы является основанием для обращения граждан в судебные инстанции.
4.7 Организация и осуществление участия граждан в обсуждении и принятии решений
Порядок устанавливает систему действий и процедур, обеспечивающих реальное участие граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам градостроительства на территории городов и иных поселений по каждой из возможных форм такого участия.
4.7.1 Проведение социологических опросов. Инициаторами (заказчиками) проведения социологических опросов в целях выявления мнения жителей об актуальных градостроительных проблемах, приоритетных направлениях и задачах развития, размещения объектов и использования земель на территории их проживания являются органы исполнительной власти местного самоуправления, местные органы архитектуры и градостроительства, зарегистрированные в установленном порядке группы и объединения граждан, общественные организации, специализированные организации по изучению общественного мнения населения (при наличии соответствующей лицензии) и др.
Инициатор (заказчик, исполнитель опроса) обращается с заявкой в орган местного самоуправления, орган районного управления города (иного поселения) в зависимости от территориального масштаба предстоящего опроса за разрешением на его проведение. В заявке указываются: основание для проведения, место и назначение социологического опроса, заказчик, численный состав опрашиваемых жителей (количество анкет), сроки проведения опроса, какими силами он будет проводиться, источники финансирования работ (приложение Г).
Орган архитектуры и градостроительства в течение 15 календарных дней с даты подачи заявки обязан разрешить или в письменной форме мотивированно отказать в выдаче разрешения на проведение социологического опроса. Причинами отказа могут быть:
режимный статус территории проведения опроса;
отсутствие или неправильное оформление документов о регистрации и лицензировании;
неактуальность опроса для целей градостроительного развития.
Отказ в выдаче разрешения на проведение социологического опроса может быть обжалован в органе местного самоуправления.
Разрешение на проведение социологического опроса жителей на бланке органа архитектуры и градостроительства подписывается его ответственным должностным лицом.
Результаты опроса жителей в виде отчета передаются заказчику и органу архитектуры и градостроительства для использования при градостроительном планировании развития и застройке обследованной территории и при подготовке соответствующих решений.
Граждане и их объединения вправе в письменной или устной форме обратиться в соответствующий орган архитектуры и градостроительства за разъяснением, как учтено выявленное преобладающее мнение жителей по вопросам застройки и использования территорий в его конкретной градостроительной деятельности, и получить на обращение исчерпывающий ответ.
4.7.2 Письменное обращение граждан. Письма граждан и их объединений с предложениями по поводу предварительно объявленной разработки градостроительного проекта, его завершения или в связи с жалобами на возникшие проблемы в жизнеобеспечении и на нарушения в застройке и использовании территорий принимаются в органе местного самоуправления, местном органе архитектуры и градостроительства, в районном органе архитектуры и градостроительства, а также по иному адресу (заказчика), указанному в опубликованных информационных материалах, без ограничений с регистрацией их на общих основаниях.
В течение 30 календарных дней с момента получения и регистрации письма на него должен быть дан развернутый ответ на бланке учреждения за подписью ответственного должностного лица или ответственного представителя заказчика. В ответе должны содержаться:
оценка обоснованности жалоб и целесообразности сделанных предложений;
пути и действия по решению затронутых в письме проблем;
меры по реализации полезных предложений и их использованию в планировании развития и застройке территорий.
Граждане и их объединения вправе письменно или устно обратиться в организацию, подготовившую и направившую ответ, за подтверждением того, в каких документах и как использованы принятые от них положительно оцененные предложения, и получить на обращение исчерпывающий ответ.
4.7.3 Обсуждение в средствах массовой информации. Обсуждению должно предшествовать широкое оповещение через средства массовой информации, иным способом жителей города (иного поселения, части поселения), чьи интересы затрагиваются разрабатываемой (разработанной) градостроительной документацией или решаемыми градостроительными проблемами, о проведении дискуссии с их участием.
Оповещение граждан организуют и проводят совместно заказчик и разработчик градостроительного проекта при содействии органа архитектуры и градостроительства.
Информация о намечаемом обсуждении должна поступать за 30 календарных дней до срока его начала. Она должна содержать приглашение к участию в обсуждении, тематику и цель обсуждения, где оно будет проходить (издание, радио, телевидение - программы, каналы, часы), сроки (даты) обсуждения, условия его проведения и учета мнения граждан, порядок проведения и объявления итогов обсуждения, регламент работы.
Для подготовки и осуществления дискуссии образуется оргкомитет по проведению обсуждения, в который входят представители органа архитектуры и градостроительства, заказчика и разработчика градостроительного проекта, средств массовой информации, граждан и их объединений. В задачи оргкомитета входит решение содержательных и технических вопросов обсуждения, анализ выступлений участников дискуссии, подготовка итогового материала обсуждения.
Обсуждение начинается с основных статей (докладов, выступлений) специалистов, в которых раскрываются главные положения, особенности, дискуссионные моменты и наиболее важные аспекты градостроительного проекта, проблемы застройки и использования территорий и пути их решения. Затем по затронутым вопросам к дискуссии подключаются граждане, представители объединений, других организаций.
Итоговый материал проведенного обсуждения с выводами и рекомендациями по его использованию в градостроительном проекте или при решении обсуждавшихся градостроительных проблем публикуется в печатных средствах массовой информации.
В дальнейшем оргкомитетом до сведения граждан доводятся результаты работы по внедрению сделанных рекомендаций, которые свидетельствуют об эффективности проведенного обсуждения и участия в нем граждан.
4.7.4 Сход (собрание) населения жилого микрорайона, квартала, других городских образований, сельского поселения. В соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок созыва и проведения схода (собрания) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Информация о сходе (собрании) любым доступным способом должна быть доведена до сведения жителей соответствующей территории за 30 календарных дней до его проведения. В информации следует указать требующие решения вопросы, место и сроки проведения схода (собрания), цель мероприятия. В работе собрания принимают участие все желающие из числа постоянных жителей территории.
Работа схода (собрания) проводится в соответствии с принимаемым регламентом и состоит из основного (основных) доклада по обсуждаемым вопросам, выступлений участников, принятия итогового решения. Для ведения схода (собрания) выбираются председатель и секретарь. При необходимости выбирается редакционная комиссия для подготовки итогового решения. Все процедуры и выступления на сходе (собрании) протоколируются. Докладчик, как правило, выдвигается инициативной группой граждан из своей среды.
Сторонние участники из состава управленцев, заказчиков, разработчиков градостроительных проектов, подрядчиков строительных работ и других, имеющих отношение к поставленным на обсуждение вопросам, заблаговременно приглашаются инициативной группой граждан по подготовке и проведению схода (собрания).
После принятия сходом (собранием) итогового документа выносится решение о направлении его (или выписки из него), в котором содержатся оценка положения, претензии и конкретные предложения в соответствующий орган архитектуры и градостроительства, в определенное подразделение органа местного самоуправления, другую организацию для учета в их работе и принятия требуемых мер с обязательным оповещением граждан о принятых мерах.
Итоговый документ схода (собрания) за подписью председателя и секретаря направляется в заинтересованную организацию инициативной группой граждан, где его получение регистрируется.
Ответ организации подготавливается и направляется в сроки, установленные ее внутренним распорядком. Содержание ответа доводится до сведения всего населения территории на следующем сходе (собрании) либо путем распространения информационного листа в течение 30 календарных дней.
4.7.5 Проведение конференции жителей. Конференция готовится по традиционной схеме. Инициаторы созыва конференции - инициативные группы, объединения, другие самоорганизованные группы граждан, местные (районные) органы архитектуры и градостроительства, заказчики и разработчики градостроительных проектов, подрядчики строительных работ, создают подготовительную комиссию.
Комиссия определяет тематику, программу и регламент работы конференции, представительство делегатов, место и сроки проведения, подготавливает информационные и демонстрационные материалы, проекты итоговых документов и резолюций.
Все участники конференции регистрируются. Конференция правомочна при присутствии более 50% делегатов.
Конференция сопровождается экспозицией выставки градостроительных проектов, планов, панорам, фрагментов планировки, макетов массивов застройки и отдельных зданий, схем, других наглядных материалов, а также распространением буклетов, проспектов и специальной литературы. К выставке целесообразно приурочить блиц-опросы участников конференции (приложение Д).
По ходу конференции мнение граждан фиксируется и анализируется редакционной комиссией; наиболее актуальные предложения вносятся в проект резолюции и другие итоговые документы. Принятые простым большинством голосов документы конференции, включающие предложения граждан, направляются в официальные городские и районные представительные и исполнительные органы власти и публикуются в средствах массовой информации. В ответ от органов местного самоуправления в 30-дневный срок должна поступить информация о применении рекомендаций конференции в практической деятельности по градостроительному планированию и регулированию застройки и землепользования города (района), которая также публикуется в открытой печати.
4.7.6 Общественные (публичные) слушания. Местный (районный) орган архитектуры и градостроительства, который организует и подготавливает общественные слушания, посредством писем, факсов, электронной почты, информационных листов, проспектов, объявлений в средствах массовой печати или другим способом, за 30 календарных дней до намеченного заседания информирует членов Градостроительного Совета, заинтересованные органы управления, иные организации, заказчиков и разработчиков градостроительных проектов, представителей общественности о проведении слушаний.
В информации должны содержаться: предмет предстоящего обсуждения, место, дата, время его проведения. Целесообразно также за 15 календарных дней до проведения слушаний направлять участникам тезисы основного доклада и проект постановления Совета.
Все участники общественных слушаний в день их проведения регистрируются.
Общественные слушания проводятся в следующей последовательности: делаются основной доклад и содоклады, задаются вопросы, зачитываются заключения официальной и общественной экспертиз, выступают все остальные участники обсуждения без ограничений. Основной доклад и содоклады сопровождаются использованием демонстрационного материала.
Выступления участников слушаний стенографируются или записываются на аудиоаппаратуре (диктофоне).
В постановлении Совета по обсуждавшемуся вопросу должны быть учтены замечания и предложения, изложенные в заключении общественной экспертизы и выступлениях представителей граждан. Там же следует указывать сроки уведомления участников общественных слушаний о реализации постановления Градостроительного Совета, принятого по результатам обсуждений.
4.7.7 Градостроительный референдум. В зависимости от территориального охвата референдума инициаторами его проведения выступают:
инициативная группа жителей, собравшая не менее 10% подписей постоянно проживающего на данной территории населения или не менее 500-1000 подписей граждан в зависимости от общей численности населения жилого образования;
органы территориального общественного самоуправления - домовые (квартальные) комитеты, объединения граждан и др. на территории своего образования;
районные органы исполнительной власти, в том числе органы архитектуры и градостроительства, на территории своего района;
представительные и исполнительные органы местного самоуправления, местные органы архитектуры и градостроительства на территории городского и иного поселения.
Решение о проведении местного градостроительного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе, по требованию граждан и их объединений, других инициаторов в соответствии с уставом города, иного поселения.
Порядок рассмотрения вопроса о проведении градостроительного референдума, принятия и изменения решений референдума также устанавливается уставом города, иного поселения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Процедура рассмотрения вопроса о проведении градостроительного референдума начинается с подачи в представительный орган местного самоуправления петиции (коллективного ходатайства) от граждан, заявления от иных инициаторов или с момента вынесения им самим соответствующего постановления. Во всех случаях об этом ставится в известность исполнительный орган местного самоуправления и местный орган архитектуры и градостроительства.
В петиции, заявлении, указываются:
основание для проведения референдума;
предлагаемые на референдум вопросы;
место и сроки его проведения, численность охватываемого референдумом населения (приложения Е, Ж).
При подаче петиции к ней прилагаются листы с подписями граждан за проведение градостроительного референдума, оформленные в установленном порядке.
Постановление о проведении градостроительного референдума принимается на пленарном заседании представительного органа местного самоуправления с обязательным участием в нем ответственных представителей общественности и исполнительного органа местного самоуправления в срок не более 15 календарных дней с даты подачи петиции, заявления.
В случае отказа в проведении градостроительного референдума дается развернутое объяснение. Причинами отказа могут быть: неправильное оформление заявительных документов, неактуальность предложенных на референдум вопросов, нереальность сроков его проведения.
В постановлении дается поручение исполнительному органу местного самоуправления о принятии практических мер по проведению референдума. Постановление доводится до сведения заявителей. В соответствии с поручением необходимые подготовительные работы (комиссии, информирование граждан, инструктаж членов комиссий, изготовление бюллетеней) и проведение градостроительного референдума осуществляют исполнительный орган местного самоуправления и по его полномочию - местный орган архитектуры и градостроительства.
Голосование проводится тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Решение, принятое на местном градостроительном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. В случае необходимости для реализации решения референдума орган местного самоуправления издает соответствующий нормативный правовой документ.
Принятое на местном градостроительном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Решение градостроительного референдума является обязательным для исполнения местными органами управления, организациями и гражданами на данной территории.
4.7.8 Общественный контроль. Решение о проведении общественного контроля выносится по инициативе граждан, их группами и объединениями, в том числе на сходах (собраниях), конференциях. В нем определяется состав лиц, которым от имени общественности поручается проведение такого контроля, включая специалистов, компетентных в вопросах градостроительства; предмет контроля; сроки его проведения (приложение И).
В зависимости от предмета общественного контроля в исполнительный орган местного самоуправления, местный орган архитектуры и градостроительства, заказчику, разработчику градостроительного проекта, подрядчику строительных работ направляется соответствующее заявление, к которому прилагается принятое общественностью решение, оформленное в установленном порядке. В заявлении указываются основание, цель проверки, требуемые для ее осуществления материалы, состав проверяющей группы (руководитель, члены), сроки проведения работы. Поступившее от граждан заявление регистрируется.
В течение 15 календарных дней с момента поступления и регистрации заявления ответственные должностные лица органов (организаций) издают приказ (постановление) о проведении общественного контроля, обязывающий предоставление всех запрашиваемых проверяющими материалов, за исключением материалов, содержащих государственную тайну, в соответствии с федеральным законом.
По завершении работы проверяющая группа знакомит ответственных должностных лиц органа (организации) с выводами и предложениями подготовленного заключения и передает им копию заключения. Дальнейшие действия общественности, связанные с результатами проведенного контроля, определяются соответствующими группами, объединениями, сходами (собраниями), конференциями граждан, о чем органы (организации) ставятся в известность. По результатам общественного контроля граждане вправе требовать от властей и организаций исправления отмеченных нарушений или обжаловать их действия в вышестоящих органах и организациях.
Аналогичные процедуры соблюдаются также при вынесенном решении о проведении общественностью независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится за счет средств граждан и их объединений.
4.8 Урегулирование споров и разногласий
Порядок определяет механизм урегулирования споров и разногласий, возникающих между гражданами, с одной стороны, и должностными лицами, заказчиками и разработчиками градостроительных проектов - с другой.
4.8.1 Граждане и их объединения, не согласные с принятыми решениями по результатам обсуждения градостроительной документации о планировании развития территорий городских и сельских поселений и об их застройке, другими принятыми решениями по вопросам градостроительной деятельности на территории городов и иных поселений, затрагивающими их интересы, или с внесенными в них изменениями, вправе обратиться в соответствующий исполнительный орган местного, районного самоуправления с представлением (приложение К).
4.8.2 Представления по поводу возникших споров и разногласий, поступающие от отдельных граждан, рассматриваются на их встрече с должностными лицами, на которой достигается взаимное согласование позиций. Достигнутое соглашение, при необходимости, оформляется документально (протокол, распоряжение).
Коллективные представления по вопросу возникших споров и разногласий, поступающие от группы граждан численностью не менее 50 чел. или их объединений, рассматриваются на согласительных комиссиях.
В представлении указываются: основание для представления, при обсуждении какого градостроительного документа или решения, где и когда возникли разногласия, существо разногласий, в какой форме они зафиксированы, в чем принятое решение ущемляет интересы граждан.
4.8.3 Согласительная комиссия создается распоряжением ответственного лица исполнительного органа местного самоуправления, органа районного управления в составе представителей граждан и их объединений, местного (районного) органа архитектуры и градостроительства, других местных (районных) органов управления (при необходимости), заказчиков и разработчиков градостроительных проектов, подрядчиков строительных работ.
Распоряжение о создании согласительной комиссии издается не позднее 15 календарных дней, а заседание согласительной комиссии проводится не позднее 20 календарных дней с момента поступления представления граждан и их объединений в исполнительный орган местного самоуправления, орган районного управления и его регистрации.
4.8.4 Достигнутые на согласительной комиссии по результатам обсуждения предмета споров и разногласий договоренности и особые мнения одной или нескольких участвующих сторон оформляются протоколом.
Окончательное решение по спорным вопросам принимает исполнительный орган местного самоуправления и направляет его заявителям в 10-дневный срок после завершения работы согласительной комиссии.
4.8.5 Взаимосогласованное решение по обсуждавшимся спорным вопросам является основанием для продолжения разработки градостроительной документации о планировании развития территории городов и сельских поселений и об их застройке, а также деятельности по размещению и строительству объектов, иному использованию территорий с учетом принятых на согласительной комиссии договоренностей.
4.8.6 В случае, когда обсуждение на согласительной комиссии не приводит к разрешению споров и разногласий, граждане и их объединения вправе обратиться в суд в установленном порядке. При подаче заявления в суд к нему прилагается решение исполнительного органа местного самоуправления по рассматриваемому вопросу.
4.9 Защита прав граждан на участие в обсуждении, принятии решений и их обжаловании
Порядок должен содержать положения, обеспечивающие гарантии граждан и их объединений на защиту своих интересов путем участия в обсуждении и принятии решений по вопросам градостроительной деятельности на территории городов и иных поселений, а также их обжалования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации о градостроительстве.
4.9.1 В Порядке следует отразить, что граждане и их объединения в случаях, если градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют право:
обжаловать в суде заключения органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, для чего могут использовать материалы независимой экспертизы;
требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию объектов при нарушении принятого законодательства;
требовать в административном или судебном порядке ограничения, приостановления или прекращения деятельности предприятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением принятого законодательства;
предъявить в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, связанные с нарушением принятого законодательства;
требовать в установленном порядке привлечения к ответственности граждан и организаций, виновных в нарушении принятого законодательства.
4.9.2 В случае непредоставления информации, ее несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами граждане и их объединения имеют право обратиться в суд с соблюдением требований, установленных процессуальным законодательством.
4.10 Ответственность за нарушение законодательства
Порядок должен определять ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан на информацию и участие в выработке градостроительных решений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.10.1 Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения:
нарушение прав граждан на участие в обсуждении градостроительной документации влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
нарушение установленного порядка разработки и утверждения градостроительной документации влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
предоставление недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности или непредоставление такой информации влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
4.10.2 Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливается административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
4.10.3 Штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве налагаются должностными лицами местных органов архитектуры и градостроительства или комиссиями, созданными местными органами архитектуры и градостроительства (в пределах их компетенции), а также комиссиями, уполномоченными органами местного самоуправления.
4.10.4 Порядок наложения штрафов за административные правонарушения устанавливается законодательством об административных правонарушениях.
4.10.5 Уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации.
4.10.6 Порядок возмещения гражданам причиненного вреда определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Разработка и принятие Порядка
5.1 В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации Порядок участия граждан Российской Федерации и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительства устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
5.2 Инициаторами разработки Порядка могут быть представительные и исполнительные органы местного самоуправления, местные органы архитектуры и градостроительства, граждане и их объединения, другие организации, обладающие правом правотворческой инициативы.
5.3 Проект Порядка как нормативный правовой акт разрабатывается органом местного самоуправления, местным органом архитектуры и градостроительства по его поручению или градостроительной организацией по заказу органа местного самоуправления.
5.4 Граждане и их объединения в соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании устава муниципального образования, обладая правом на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, наряду с другими местными органами и организациями, имеющими компетенцию правотворческой деятельности, могут разрабатывать и представлять в органы местного самоуправления альтернативные проекты Порядка. Проекты Порядка, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей граждан и их объединений, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Орган местного самоуправления организует и проводит обсуждение всех представленных альтернативных проектов Порядка, по результатам которого с участием представителей населения вырабатывается окончательная редакция проекта документа.
5.5 Подготовленный проект Порядка требует согласования с местным органом:
юстиции (юридического управления);
архитектуры и градостроительства;
по земельным ресурсам и землеустройству;
по управлению муниципальным имуществом;
охраны и использования памятников истории и культуры,
а также других местных органов управления, деятельность которых связана с планированием развития, обустройством территории и функционированием города, иного поселения.
5.6 Согласованный и скорректированный по замечаниям проект Порядка передается исполнительным органом местного самоуправления в представительный орган местного самоуправления в установленном порядке, где он в соответствии с регламентом обсуждения и при участии представителей общественности принимается.
5.7 После принятия Порядка представительным органом местного самоуправления исполнительный орган местного самоуправления издает постановление, в котором определяются условия его реализации и срок ввода в действие (приложение Л).
5.8 Изменения и дополнения в Порядок в случае необходимости вносит представительный орган местного самоуправления. Основанием для внесения изменений и дополнений является соответствующее представление по данному вопросу органа местного самоуправления в установленном порядке в связи с изменением законодательства Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, а также по ходатайству граждан.
Методические рекомендации по разработке Порядка участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений МДС 15-1.99 (рассмотрены и одобрены Госстроем РФ 10 июня 1999 г. протокол N 01-НС-15/7)
Текст документа приводится по изданию Госстроя России (Москва, 2000 г.)
1 Разработаны НП Центром "Региональное развитие" по договору с ГУП ЦПП с участием Управления градостроительства и территориального развития Госстроя России
2 Рассмотрены и одобрены секцией "Градостроительство и архитектура" Научно-технического совета Госстроя России (протокол от 10 июня 1999 г. N 01-НС-15/7)
3 Подготовлены в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ)