Р. обратился в суд с иском к управлению внутренних дел Юго-Западного административного округа г. Москвы и префектуре Юго-Западного административного округа г. Москвы о предоставлении жилого помещения, сославшись на то, что имеет право на получение жилья не позднее шести месяцев со дня вступления в должность участкового инспектора милиции отдела внутренних дел района "Ломоносовский", поскольку в этой должности состоит с 11 сентября 1996 г. и его семья в составе четырех человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Гагаринский районный суд г. Москвы решением от 28 декабря 1999 г. исковые требования удовлетворил, префектуру Юго-Западного административного округа г. Москвы обязал предоставить Р. на семью из четырех человек (он, жена, двое детей) отдельную квартиру общей площадью не менее 72 кв.м по договору социального найма в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 марта 2000 г. решение суда первой инстанции было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Президиум Московского городского суда 21 декабря 2000 г. определение кассационной инстанции отменил, решение Гагаринского районного суда г. Москвы оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 14 августа 2001 г. по протесту заместителя Генерального прокурора РФ из резолютивной части решения суда первой инстанции исключила указание о предоставлении Р. квартиры в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, в остальной части решение суда, а также постановление президиума Московского городского суда оставила без изменения.
Президиум Верховного Суда РФ 6 февраля 2002 г. в удовлетворении протеста заместителя Генерального прокурора РФ, в котором ставился вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в связи существенными нарушениями норм материального и процессуального права, отказал по следующим основаниям.
В силу ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (в ред. от 31 марта 1999 г.) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно материалам дела Р. с 11 сентября 1996 г. является участковым инспектором милиции отдела внутренних дел района "Ломоносовский", его семья в июле 1998 г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Поэтому суд правильно удовлетворил требование истца и обязал префектуру Юго-Западного административного округа г. Москвы предоставить ему с семьей отдельную квартиру. Поскольку Р. состоял на учете по улучшению жилищных условий по договору социального найма, жилое помещение должно предоставляться ему по этому договору.
Доводы протеста о том, что на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в округе с 1993 по 1997 гг. было поставлено еще 57 участковых инспекторов помимо Р., а предпочтение в предоставлении жилой площади отдано именно ему, не могут служить основанием к отмене судебных постановлений, так как эти обстоятельства при решении данного спора не являются юридически значимыми.
Как следует из вышеприведенной нормы Закона Российской Федерации "О милиции", разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других участковых инспекторов милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности.
Более того, упомянутая норма устанавливает срок, в течение которого участковому инспектору, вступившему в должность, должна быть предоставлена жилая площадь.
Статья 30 названного Закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади участковым инспекторам милиции, и судебные инстанции обоснованно применили ее при разрешении дела.
Нельзя согласиться с доводами протеста о том, что, обязав префектуру предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма, суд нарушил действующее законодательство. В приведенной статье нет ограничения в праве предоставления участковым инспекторам милиции жилого помещения по договору социального найма.
Не могут служить основанием к отмене судебных решений те обстоятельства, что в части 2 этой статьи указано о возможности милиции иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и действующее постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 1992 г. N 775 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов их семей" (в ред. от 6 июля 1999 г.) также предусматривает возможность предоставления сотрудникам органов внутренних дел служебных жилых помещений, а в г. Москве имеются нормативные акты, регулирующие эти вопросы. Статья 30 Закона Российской Федерации "О милиции" является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации и обоснованно применена при рассмотрении дела.
Президиум Верховного Суда РФ судебные постановления оставил без изменения, а протест заместителя Генерального прокурора РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2002 г. "Разрешение требования гражданина об обеспечении жилым помещением, право на которое предоставлено специальным законом, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий" (извлечение)
Текст постановления в извлечениях опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2002 г., N 6