Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 19 марта 2002 г. N 56-Г02-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего - Кнышева В.П.,
судей - Горохова Б.А.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 19 марта 2002 г. по кассационной жалобе Законодательного Собрания Приморского края на решение Приморского краевого суда от 8 января 2002 г. дело по заявлению прокурора Приморского края о признании недействующими и не подлежащими применению абзаца 1-го п.2 ст.13 и п.п.1, 2, 5, абз.3 п.3 ст.16 закона Приморского края от 20.01.98 г. N 31-КЗ "Об оптовых продовольственных рынках на территории Приморского края".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению абзаца 1 п.2 ст.13 и п.п.1, 2, 5, абзаца 3 п.3 ст.16 закона Приморского края от 20.01.99 г. N 31-КЗ "Об оптовых продовольственных рынках на территории Приморского края", ссылаясь на то, что этим краевым законом регламентируется порядок создания и функционирования оптовых продовольственных рынков на территории Приморского края. В статьях 13 и 16 этого закона содержатся нормы, регулирующие деятельность администраций и служащих оптовых продовольственных рынков. Нормы этих статей противоречат действующему федеральному законодательству. Так пунктом 2 ст.13 закона органы государственной власти и органы местного самоуправления наделены правом устанавливать для унитарных предприятий размеры тарифов, сборов и других платежей, однако, в соответствии со ст.ст.114 и 295 ГК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять в отношении унитарных предприятий только правомочия собственников их имущества. Правила этих статей федеральных законов не предусматривают права органов государственной власти и местного самоуправления произвольно устанавливать для унитарных предприятий какие-либо обязательные платежи.
Статья 16 краевого закона ограничивает право администрации оптового продовольственного рынка, являющейся органом управления юридического лица, поскольку пункт 2 данной статьи содержит исчерпывающий перечень прав администрации рынка. Это ограничивает возможности самих продовольственных рынков как хозяйствующих субъектов приобретать иные права, направленные на осуществление любых видов деятельности, не противоречащих действующему гражданскому законодательству.
Пункты 3 и 5 ст.16 закона Приморского края устанавливают для администрации рынка ограничения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, запрещают администрации рынка реализовывать на нем собственную продукцию, участвовать в оптовых сделках, создавать организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на оптовом рынке, участвовать в формировании цен на товары, реализуемые на рынке. На администрацию рынка возложены обязанности, не связанные с целями деятельности данной коммерческой организации, в частности, обеспечивать безопасность и общественный порядок на территории оптового рынка. Указанные выше нормы противоречат п.2 ст.1, п.2 ст.3, п.п.1 и 2 ст.49 ГК РФ.
Пунктами 1 и 5 ст.16 закона Приморского края также ограничивается правоспособность работников оптовых рынков, которым запрещено реализовывать на оптовом рынке собственную продукцию, а также участвовать в оптовых сделках, создавать организации (фирмы), осуществляющие операции на рынке, вмешиваться в процесс формирования цен на товары, реализуемые на рынке. По мнению прокурора, действующее трудовое законодательство не содержит запрета на осуществление работником определенных видов деятельности за пределами трудового договора, а также в соответствии с условиями трудового договора. Названные положения краевого закона, по мнению прокурора, противоречат ст.15 КЗоТ РФ.
Решением Приморского краевого суда от 8 января 2002 г. заявление было удовлетворено.
Определением того же суда от 16 января решение от 8 января 2002 г. было разъяснено: суд определил считать недействующим и не подлежащим применению абзац 2 п.2 ст.13 закона Приморского края "Об оптовых продовольственных рынках на территории Приморского края" относительно установления тарифов, сборов и других платежей для унитарных предприятий органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления и абзац 4 п.3 ст.16 этого закона относительно возложения обязанности на администрацию оптового рынка обеспечивать безопасность и общественный порядок на территории оптового рынка.
В кассационной жалобе Законодательного Собрания Приморского края поставлен вопрос об отмене решения Приморского краевого суда от 8 января 2002 г., как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
В соответствии с п.1 ст.2 обжалуемого закона Приморского края "Об оптовых продовольственных рынках на территории Приморского края" оптовые продовольственные рынки являются предприятиями и создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемый закон регулирует деятельность оптовых продовольственных рынков как коммерческих организаций, которые в соответствии с п.2 ст.50 ГК РФ могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Коммерческие организации согласно п.1 ст.50 ГК РФ являются юридическими лицами, которые согласно п.2 ст.1 ГК РФ приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора; их гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Цели деятельности юридического лица определяются в его учредительных документах. Юридическое лицо вправе иметь гражданские права соответствующие данным целям и нести связанные с ней обязанности. Гражданские права и гражданские обязанности юридическое лицо приобретает и принимает на себя через своих органы. Администрация оптового продовольственного рынка, по смыслу оспариваемого прокурором закона Приморского края, является органом управления юридического лица. В п.2 ст.16 краевого закона законодатель указал исчерпывающий перечень прав этого органа, которым администрация фактически лишена права осуществлять какие бы то ни было полномочия, помимо указанных в перечне.
Суд правильно указал в решении на то, что введение исчерпывающего перечня прав администрации оптового продовольственного рынка незаконно ограничивает возможности самих оптовых продовольственных рынков, как хозяйствующих субъектов, приобретать иные права, направленные на осуществление любых видов деятельности, не противоречащих действующему гражданскому законодательству.
По тем же мотивам суд правильно признал п.1, 3, 5 ст.16 оспариваемого закона Приморского края недействующими, поскольку они устанавливают для администрации рынков ограничения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии с этими нормами администрация не может реализовать на рынке собственную продукцию, т.е. распорядиться своим имуществом по собственному усмотрению, а также участвовать в оптовых сделках, создавать организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на оптовом рынке, участвовать в формировании цен на товары, реализуемые на рынке.
Пунктом 3 оспариваемого закона на администрацию рынка возлагается обязанность, не связанная с целями деятельности данной коммерческой организации, по обеспечению безопасности и общественного порядка на территории оптового рынка. В решении правильно указано на то, что данная обязанность относится к задачам и функциям государственных органов и органов местного самоуправления (ч.1 ст.2 Закона РФ "О милиции", подпункт 8 п.2 ст.6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Коммерческие организации наделяются соответствующими функциями только в соответствии с Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". В иных случаях они, в соответствии с действующим законодательством только оказывают содействие государственным и муниципальным органом в реализации их полномочий по обеспечению общественной безопасности, безопасности граждан и охране общественного порядка.
Обоснованным является и вывод суда о незаконности ограничений, установленных ст.16 оспариваемого закона в п. 1 и 5 для служащих оптовых рынков. Согласно этим ограничениям служащие не вправе реализовывать на оптовом рынке собственную продукцию, участвовать в оптовых сделках, создавать организации (фирмы), осуществляющие операции на оптовом рынке, вмешаться в процесс формирования цен на товары, реализуемые на рынке. Учитывая, что отношения между администрацией рынка и служащими складываются на основании трудового договора, а действующее трудовое законодательство не запрещает работнику заниматься иной деятельностью за пределами трудового договора, ограничения, установленные п.1 и 5 ст.16 краевого закона противоречат ч.1 ст.2 и ч.1 ст.15 КЗоТ РФ.
Правильно признаны судом противоречащими гражданскому законодательству и п.2 ст.13 оспариваемого закона, которым органы государственной власти и органы местного самоуправления наделены правом устанавливать для унитарных предприятий размеры тарифов, сборов и других платежей. В соответствии со ст.ст.114, 295 ГК РФ государство и муниципальные образования вправе осуществлять в отношении унитарных предприятий только правомочия собственников их имущества, но не управленческие полномочия. Нормы федерального гражданского законодательства не наделяют органы государственной власти и местного самоуправления произвольно (вне договоров) устанавливать для унитарных предприятий какие-либо обязательные платежи.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании п.1 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Приморского краевого суда от 8 января 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательного Собрания Приморского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 марта 2002 г. N 56-Г02-6
Текст определения размещен на сервере Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)