Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8
Порядок согласования и оформления перевозок негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов на платформах и транспортерах в международных сообщениях*(6)
8.1. Перевозка негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов на открытом подвижном составе в международных сообщениях может производиться через сухопутные пограничные станции, припортовые станции (с перегрузом грузов в портах) и паромные переправы.
8.2. При необходимости перевозок грузов на экспорт в третьи страны через сухопутные пограничные станции подлежат предварительному согласованию с железными дорогами третьих стран, участвующих в перевозке, нижеследующие грузы:
8.2.1. Негабаритные грузы, превышающие габарит погрузки железных дорог хотя бы одной из стран, участвующих в перевозке (габариты погрузки см. приложение 18).
8.2.2. Тяжеловесные грузы массой в одном месте более:
60 т - при перевозке в Германию (в том числе при следовании грузов через паромную переправу Клайпеда - Мукран), Польшу, Чехию, Словакию, Австрию, Венгрию, Монголию, Китай, Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР), Исламскую Республику Иран (ИРИ), Демократическую Республику Афганистан (ДРА), Болгарию, если грузы следуют через паромную переправу Ильичевск-Варна;
30 т - при перевозке в Румынию, Болгарию, если грузы следуют через Румынию, Союзную Республику Югославию (СРЮ), Хорватию, Словению, Македонию, Боснию, Герцеговину, Финляндию;
20 т - при перевозке в Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ) и Турцию.
8.2.3. Длинномерные грузы длиной более 18 м, а при перевозке в Социалистическую Республику Вьетнам - длиной более 12 м. При этом допускаются без предварительного согласования, за исключением грузов, отправляемых в Социалистическую Республику Вьетнам, Турцию, Финляндию, следующие грузы:
- длиной более 18 м и до 25 м, если они погружены на один вагон и следуют в бесперегрузочном сообщении (в случае применения вагонов прикрытия груз не должен опираться на них);
- железнодорожные рельсы и круглая арматурная сталь для железобетона длиной 30 м, а для Европейских железных дорог шириной колеи 1435 мм, за исключением Австрии, - длиной до 36 м.
8.2.4. Грузы, перевозка которых осуществляется на транспортерах.
8.3. Согласование перевозки грузов.
8.3.1. Заявка на предварительное согласование перевозки экспортных грузов, указанных в п. 8.2, с железными дорогами третьих стран представляется отправителем (экспедитором) не позднее, чем за 2 месяца до начала месяца отгрузки в железнодорожную администрацию государства, на территории которого находится станция отправления груза, а также в Департамент управления перевозками МПС России.
При согласовании перевозок грузов в граничащие (смежные) государства заявка представляется в железнодорожную администрацию государства, на территории которого находится станция отправления грузов.
При согласовании перевозок указанных грузов со станций Латвийской железной дороги заявка во всех случаях представляется только в администрацию Латвийской железной дороги в том числе и в случаях, указанных в пунктах 8.9.1 и 8.11, которая после проверки данных направляет заявку в Департамент управления перевозками МПС России.
В заявке указываются следующие данные: наименование отправителя (с указанием почтового и телеграфного адресов с индексами или факса с кодом выхода); станция и дорога отправления; наименование и количество грузов, подлежащих перевозке (если на вагон грузится два и более грузов, то необходимо дополнительно указать общее количество грузов и количество вагонов); страна назначения; станция назначения; наименование грузополучателя; пограничные станции передачи грузов по маршруту следования стран, участвующих в перевозке (сведения о пограничных станциях передачи грузов берутся из контракта, договора или заказ-наряда, куда они вносятся после согласования между отправителем (экспедитором) и получателем грузов при подписании контракта, договора или заказ-наряда); номер контракта, договора, заказ-наряда, маркировки (если она имеется) и сроки поставки грузов.
К письму должны быть приложены схемы погрузки (статья 5 СМГС и СИ к СМГС) в следующем количестве:
- по два экземпляра - центральным органам железной дороги назначения и транзитных железных дорог третьих стран, участвующих в перевозке и осуществляющих перегрузочные операции;
- по одному экземпляру - центральным органам транзитных железных дорог третьих стран, участвующих в перевозке, но не осуществляющих перегрузочных операций.
Схемы погрузки могут быть выполнены в формате, обеспечивающем передачу их по факсу.
8.3.1.1. На схемах погрузки экспортных грузов, направляемых за границу, должны быть указаны: масса, длина, наружные размеры груза, а на торцевой проекции координаты всех выступающих точек груза относительно уровня головок рельсов и оси пути (с обязательным выделением размера высоты пола вагона); координаты центра тяжести груза по высоте (относительно основания) и по отношению к ширине и длине груза, а также расстояния от выступающих точек до центра тяжести груза в продольном направлении.
Контур каждого груза на вагоне должен быть обведен четкой линией. При размещении нескольких грузов на одном вагоне допускается в отдельных случаях обводить контур цветными линиями (тушью, карандашами).
8.4. Департамент управления перевозками МПС России (Отдел специальных перевозок) в соответствии со статьей 5 СМГС и СИ к СМГС производит запрос на предварительное согласование перевозки с направлением третьим странам писем с приложением схем погрузки или по телеграфу с составлением заявки в формализованном виде (Приложение 19).
8.5. Департамент управления перевозками МПС России (Отдел специальных перевозок) информирует железнодорожную администрацию (железную дорогу), станцию отправления и грузоотправителя о получении согласия железных дорог третьих стран на прием негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов, следующих на экспорт.
8.5.1. После получения уведомления Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок) о согласии железных дорог третьих стран на прием негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов, которые ранее не перевозились по железной дороге, грузоотправитель должен согласовать погрузочную документацию установленным порядком: для грузов габаритных (п. 1.3) - в соответствии с главой 1 ТУ, для негабаритных на платформах и в полувагонах (п. 1.5) и всех грузов на транспортерах - в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции.
8.6. Станция отправления имеет право принять к перевозке на экспорт в третьи страны грузы, перечисленные в п. 8.2, только при наличии:
- уведомления Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок) о согласовании перевозки с железными дорогами третьих стран;
- чертежа (схемы) размещения и крепления груза, согласованного установленным порядком в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции или Техническими условиями (ТУ);
- плана погрузки грузов на экспорт, оформленного установленным порядком, через пограничную станцию, указанную в телеграмме (факсе) Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок) о согласовании перевозки с железными дорогами третьих стран.
8.6.1. При предъявлении к перевозке на экспорт в третьи страны на платформах или в полувагонах грузов, на которые не имеется уведомления Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок) о согласовании приема данных грузов железными дорогами третьих стран, грузоотправитель по требованию станции должен представить эскизы с обоснованием, что эти грузы по размерам в транспортном положении не превышают габаритов погрузки третьих стран по маршруту следования грузов, а также не являются для них длинномерными или тяжеловесными.
8.6.2. При приеме к перевозке грузов, указанных в п. 8.2, станция проверяет выполнение отправителем всех указанных в телеграмме (факсе) Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок) условий перевозки, согласованных с железными дорогами третьих стран.
8.6.3. Комиссионная проверка размещения, крепления и отправление следующих на экспорт грузов, перечисленных в п. 8.2, производится порядком, предусмотренным ТУ и главой 2 настоящей Инструкции (пп. 2.6.1-2.6.7).
8.7. Станция отправления обязана на основании телеграммы (факса) Департамента управления перевозками (Отдела специальных перевозок) о согласовании перевозки с железными дорогами третьих стран сделать запись в накладной в графе "Отметки железной дороги":
"Перевозка согласована железными дорогами ___________ номер __________от _________".
8.7.1. Если в уведомлении Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок) о согласовании перевозки указано наименование станций фактического пути следования по железным дорогам третьих стран, то станция погрузки обязана потребовать от отправителя вписать этот путь в графу накладной "Особые заявления отправителя".
8.8. После погрузки грузов, негабаритных для третьих стран, отправитель должен на обеих сторонах груза сделать надпись несмываемой яркой краской или прикрепить щитки, обрамленные красной рамкой, с текстом "Внимание! Негабаритный груз на ________ железных дорогах" (наименования железных дорог могут быть указаны сокращенно).
Станция отправления дополнительно должна сделать в накладной в графе "Наименование груза" отметку "Негабаритный груз на ___________ (наименование железных дорог)" и указать высоту груза от пола вагона и его ширину.
8.9. При необходимости осуществления в текущем году повторных перевозок одинаковых грузов в ту же страну согласование с железными дорогами третьих стран требуется производить вновь.
8.9.1. Для согласования повторной перевозки отправитель должен представить в Департамент управления перевозками МПС России (Отдел специальных перевозок) письмо-заявку с указанием: отгрузочных реквизитов по п. 8.3.1 для каждой новой перевозки, номеров схем погрузки, подписного (регистрационного) номера телеграммы (факса) Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок) о согласовании предыдущей перевозки грузов. При этом, если указанные схемы погрузки были высланы железным дорогам третьих стран в текущем году, то повторно прикладывать их к заявке не требуется.
8.9.2. Повторное согласование перевозки с железными дорогами третьих стран требуется и в случаях изменения хотя бы одного из следующих отгрузочных реквизитов: станции назначения, пограничных станций, количества грузов, получателя груза, срока поставки, контракта (заказ-наряда).
Необходимость повторного согласования перевозки в указанных выше случаях отправитель должен учесть при планировании сроков поставки оборудования.
8.10. Все перевозки следующего года должны согласовываться вновь в соответствии с пп. 8.3.1, 8.3.3 настоящей Инструкции.
8.11. Для отправки грузов, перевозка которых по каким-либо причинам не состоялась в указанный согласованием срок, отправитель должен обратиться в Департамент управления перевозками МПС России (Отдел специальных перевозок) с просьбой согласовать с железными дорогами третьих стран продление срока действия их согласий на прием этих грузов.
Заявка на продление срока может подаваться телеграммой (факсом) или письмом с указанием подписного (регистрационного) номера уведомления Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок) о согласовании перевозки данного груза (грузов) и нового срока поставки.
Если перевозке подлежало несколько грузов по разным чертежам, а также по разным реквизитам, то необходимо указать конкретно на какие грузы, в каком количестве, по каким чертежам и реквизитам требуется продление срока действия согласий железных дорог третьих стран.
8.12. Перевозка грузов на экспорт через порты с перевалкой их на морской или речной транспорт выполняется с соблюдением требований главы 2 настоящей Инструкции.
8.13. Перевозка на экспорт негабаритных (для Болгарии), тяжеловесных (массой в одном месте более 60 тонн) и длинномерных (см. параграф 6 ТУ) грузов через паромную переправу Ильичевск-Варна производится только после согласования с железными дорогами Болгарии, а также пароходствами Украины и Болгарии возможностей и условий перевозки. Порядок согласования такой же, как и при перевозке аналогичных грузов через сухопутные пограничные станции (пп. 8.2-8.11). Документация на согласование представляется в Департамент управления перевозками МПС России (Отдел специальных перевозок) в семи экземплярах, из них три экземпляра чертежей с расчетами крепления, согласованных установленным порядком, и четыре экземпляра схем погрузки, подготовленных для направления за границу.
При определении вписывания грузов в габарит погрузки железных дорог Болгарии принимается высота пола от уровня головок рельсов для платформы - 1300 мм, для полувагона - 1420 мм.
8.14. Перевозка на экспорт негабаритных (для Германии), тяжеловесных (массой в одном месте более 60 тонн) и длинномерных грузов через паромную переправу Клайпеда-Мукран производится порядком как и при перевозке аналогичных грузов через сухопутные пограничные станции (пп. 8.2-8.11).
8.15. Перевозка импортных негабаритных грузов через сухопутные пограничные станции осуществляется следующим порядком:
8.15.1. Поступающие от железных дорог третьих стран заявки на согласование приема негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов, следующих в межгосударственном сообщении, рассматриваются Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок). О согласии на прием таких грузов информация направляется железным дорогам третьих стран, включая транзитные, пограничным железнодорожным администрациям (пограничным железным дорогам) и станциям приема импортных грузов.
8.15.2. В случаях, когда грузы поступают с железных дорог третьих стран на перегрузочную пограничную станцию автомобильным транспортом, а также когда погрузка негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов в вагоны колеи 1520 мм осуществляется на пограничной станции железной дороги третьей страны по ее просьбе, согласование приема таких грузов производится в каждом конкретном случае на особых условиях.
8.15.3. На пограничных станциях: Мукачево, Мостиска-2 (для грузов массой одного места до 20-ти тонн) Львовской, Унгены Молдавской, Брест-Северный Белорусской железных дорог чертежи (схемы) и расчеты размещения и крепления негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов разрабатываются, как правило, инженерами технологических групп станций (отделений дорог) по негабаритным перевозкам и утверждаются главным инженером отделения или Управления железной дороги (при отсутствии отделений).
Утверждение чертежей (схем) и расчетов размещения и крепления грузов является окончательным согласованием погрузочной документации, по которой начальником станции разрешается погрузка грузов, кроме чертежей размещения и крепления грузов на транспортерах, имеющих 12 и более осей.
8.15.3.1. Пограничная железная дорога, которой подчинены технологические группы, несет ответственность за разработку чертежей (схем) и расчетов размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих на сети железных дорог государств-участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.
8.15.3.2. При перевозках грузов на транспортерах, имеющих 12 и более осей (кроме сочлененных), погрузочная документация разрабатывается указанными технологическими группами или специализированными конструкторскими организациями. В этом случае согласование погрузочной документации производится порядком, установленным главой 2 настоящей Инструкции.
8.15.3.3. При перевозках грузов на сочлененных транспортерах техническая документация на перевозку грузов разрабатывается и согласовывается порядком, предусмотренным главой 2 настоящей Инструкции.
8.15.4. Порядок разработки и согласования погрузочной документации на импортные негабаритные, тяжеловесные и длинномерные грузы, поступающие по станции Черняховск, их комиссионной проверки и отправления устанавливается МПС России.
8.16. Согласование приема из Финляндии негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов (с рассмотрением и согласованием погрузочной документации) производится следующим порядком:
8.16.1. Заявки железных дорог Финляндии на согласование перевозки с приложением чертежей (схем) размещения и расчетов крепления грузов рассматриваются и согласовываются:
8.16.1.1. Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок) с подтверждением телеграммой (факсом) в адрес Отдела специальных перевозок дороги, Отдела международных связей Октябрьской железной дороги и начальника станции при перевозке:
- грузов, имеющих негабаритность нижнюю 3-6-й, боковую 4-6-й степеней, верхнюю 3-й степени и сверхнегабаритных на платформах и в полувагонах; всех грузов на транспортерах;
- грузов на платформах и в полувагонах, являющихся негабаритными, тяжеловесными и длинномерными для третьих стран и следующих транзитом по территориям государств СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в третьи страны.
8.16.1.2. Управлением Октябрьской железной дороги для грузов, имеющих негабаритность нижнюю 1-2-й, боковую 1-3-й и верхнюю 1-2-й степеней на платформах и в полувагонах, а также тяжеловесных и длинномерных (п. 8.2), кроме транзитных для государств СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в третьи страны.
8.16.1.3. На пограничной станции Бусловская Октябрьской железной дороги поступающие из Финляндии грузы, перечисленные в п. 8.2, принимаются комиссией в составе, предусмотренном п. 2.9.1 настоящей Инструкции. Комиссия проверяет соответствие размещения и крепления грузов чертежам (схемам) погрузки, согласованным Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок) или Октябрьской железной дорогой, с учетом дополнительных требований, изложенных в телеграммах (факсах) о согласовании приема указанных грузов.
Отправление комиссионно принятых грузов производится порядком, предусмотренным главой 2 настоящей Инструкции.
8.17. Согласование приема негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов, а также грузов, не предусмотренных ТУ (с рассмотрением и согласованием погрузочной документации), поступающих из Германии по паромной переправе Мукран-Клайпеда (станция приема Драугисте Литовской железной дороги) и следующих далее в межгосударственном сообщении, производится Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок) в соответствии с Правилами перевозок грузов в международном прямом железнодорожно-паромном сообщении (Правила МПЖС) с подтверждением телеграммой (факсом) в адрес железных дорог Германии, железнодорожной администрации Литовской железной дороги, станции Драугисте, Литовского морского пароходства (Клайпеда).
8.17.1. На пограничной станции Драугисте Литовской железной дороги поступающие из Германии негабаритные, тяжеловесные и длинномерные грузы принимаются комиссионно в соответствии с ТУ и главой 2 настоящей Инструкции. Комиссия проверяет соответствие размещения и крепления грузов чертежам (схемам), согласованным Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок) с учетом дополнительных требований, изложенных в телеграммах (факсах) о согласовании приема указанных импортных грузов.
Отправление комиссионно принятых грузов производится порядком, предусмотренным ТУ и главой 2 настоящей Инструкции.
8.18. Перевозка негабаритных, тяжеловесных, длинномерных и не предусмотренных ТУ грузов, поступающих из Болгарии через паромную переправу Варна-Ильичевск, осуществляется после предварительного согласования ее Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок) в соответствии со ст. 5 СМГС (параграф 4 Правил МПЖС) и Служебной инструкции к СМГС.
8.18.1. Железные дороги Болгарии в соответствии с эксплуатационно-техническими условиями, принятыми СЖД и БДЖ в 1978 году, высылают чертежи (схемы) размещения и крепления грузов на платформах и полувагонах с расчетами в 2-х экземплярах на согласование в Одесскую железную дорогу.
8.18.2. По одному экземпляру чертежей с расчетами крепления грузов, имеющих негабаритность нижнюю 3-6-й, боковую 4-6-й степеней и верхнюю 3-й степени, направляется Одесской железной дорогой в адрес Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок).
8.18.3. О согласовании чертежей размещения и крепления грузов негабаритности нижней 1-2-й, боковой 1-3-й верхней 1-2-й степеней Одесская железная дорога направляет подтверждение в адрес Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок).
8.18.4. Уведомление о согласовании приема грузов через паромную переправу с учетом согласования чертежей, указанных в п. 8.18.2, и подтверждения Одесской железной дороги о согласовании чертежей, указанных в п. 8.18.3, направляется Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок) железным дорогам Болгарии, Одесской железной дороге, станции Ильичевск-Паромная, пароходствам Украины и Болгарии, а также Укрзализныци.
8.18.5. На пограничной станции Ильичевск-Паромная Одесской железной дороги поступающие из Болгарии негабаритные, тяжеловесные и длинномерные грузы принимаются комиссионно в соответствии с ТУ и главой 2 настоящей Инструкции. Комиссия проверяет соответствие размещения и крепления грузов чертежам (схемам), согласованным Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок) и Одесской железной дорогой, с учетом дополнительных требований, изложенных в телеграммах (факсах), о согласовании приема указанных импортных грузов.
Отправление комиссионно принятых грузов производится порядком, предусмотренным ТУ и главой 2 настоящей Инструкции.
8.19. Перевозка импортных грузов негабаритных и на транспортерах из морских и речных портов производится, как правило, следующим порядком:
8.19.1. Заявка на предварительное согласование перевозки в межгосударственном сообщении негабаритных и тяжеловесных грузов из порта (портов) с приложением перечня или эскизов оборудования направляется грузоотправителем (экспедитором) или портом железнодорожной администрации государства, на территории которого находится порт (порты), а также Департаменту управления перевозками МПС России (Отделу специальных перевозок).
При перевозке грузов из портов Латвийской железной дороги заявка на согласование перевозки представляется только в адрес администрации Латвийской железной дороги.
В заявке указываются станции отправления, станции назначения, номера контрактов, грузоотправители, количество мест и другие отгрузочные реквизиты, в том числе номера договорных межгосударственных обязательств на перевозку.
На эскизах должны быть указаны: масса, размеры, координаты центра тяжести груза на всех трех проекциях, показаны узлы для крепления груза на подвижном составе, а при необходимости (для длинномерных грузов) - расстояния вдоль продольной оси от центра тяжести до выступающих точек грузов, имеющих расчетную негабаритность, (см. п. 2.2.6 главы 2 настоящей Инструкции).
8.19.2. Порядок предварительного согласования возможности и условий перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов из портов аналогичен изложенному в п. 2.3 настоящей Инструкции.
8.19.3. Разработанные и утвержденные грузоотправителем (его уполномоченным представителем) чертежи и расчеты размещения и крепления грузов на транспортерах, а также грузов негабаритности нижней 3-6-й, боковой 4-6-й степеней, верхней 3-й степени и сверхнегабаритных на платформах и в полувагонах представляются в 4-х экземплярах на согласование в железнодорожную администрацию (железную дорогу) отправления.
Согласование указанных чертежей и расчетов производится порядком, предусмотренным главой 2 настоящей Инструкции.
8.19.4. Согласование чертежей размещения и крепления грузов на платформах и в полувагонах, имеющих негабаритность нижнюю 1-2, боковую 1-3, верхнюю 1-2 степеней производится отделением дороги или соответствующим подразделением (предприятием), выполняющим функции отделения дороги по согласованию погрузочной документации с утверждением главным инженером отделения (предприятия) без представления их в Управление дороги.
8.19.5. Погрузку и крепление импортных негабаритных и тяжеловесных грузов в портах, по разработанным и согласованным установленным порядком чертежам, производит порт или экспедиторская организация, выполняющая по договору функции грузоотправителя, которые несут ответственность за выполнение требований ТУ и настоящей Инструкции.
8.19.6. Комиссионная проверка и отправление импортных негабаритных и тяжеловесных грузов из припортовых станций производится порядком, предусмотренным главой 2 настоящей Инструкции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.