Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2
Порядок согласования и организации перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов
2.1. Общие положения поэтапного согласования перевозок
2.1.1. Настоящей Инструкцией предусматривается 3 этапа согласования перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов (изделий), включая согласование технической документации.
Первый этап - предварительное согласование возможности, способа и условий перевозки грузов на основе представленной грузоотправителем (его уполномоченным представителем) или проектной организацией заявки с приложением необходимых материалов.
Второй этап - согласование железнодорожными администрациями (железными дорогами) технической документации на перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов (чертежей и расчетов размещения и крепления грузов на подвижном составе).
Третий этап - окончательное согласование технической документации на перевозку грузов Департаментом управления перевозками МПС России.
Указанная этапность согласования перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов распространяется на изделия (грузы), размеры которых при размещении на подвижном составе с высотой пола 1300 мм от уровня головок рельсов превышают габарит погрузки (рис. 1), а также на тяжеловесные. К тяжеловесным (при перевозке в межгосударственном сообщении) в настоящей Инструкции отнесены изделия (грузы), у которых масса и длина или нагрузка на раму (пол) вагона превышают величины, допускаемые при перевозке на универсальном подвижном составе, установленные ТУ. Тяжеловесные грузы перевозятся на транспортерах.
2.1.2. Предварительное согласование возможности, способа и условий перевозки новых изделий должно, как правило, производиться на стадии эскизного проектирования и выбора размерно-весовых параметров этих изделий.
2.2. Подача заявок на предварительное согласование перевозок
2.2.1. Заявка на предварительное согласование перевозок в межгосударственном сообщении негабаритных и (или) тяжеловесных грузов представляется грузоотправителем (экспедитором) в железнодорожную администрацию государства, на территории которого находится одна или несколько станций отправления грузов, и в Департамент управления перевозками МПС России.
2.2.2. Заявка на предварительное согласование перевозки в межгосударственном сообщении негабаритных и (или) тяжеловесных грузов с нескольких станций, находящихся на территории двух или более государств, представляется в Департамент управления перевозками МПС России.
2.2.3. Заявка на согласование перевозки указанных в пункте 2.2.1 негабаритных и тяжеловесных грузов при перевозке их со станций Латвийской железной дороги представляется только в администрацию Латвийской железной дороги, которая для грузов перечисленных в п. 2.3.1. направляет заявку также в Департамент управления перевозками МПС России.
2.2.4. Заявка на согласование перевозки негабаритного и тяжеловесного оборудования в пределах железных дорог одного государства представляется в железнодорожную администрацию государства.
2.2.5. К заявке на предварительное согласование перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов должны быть приложены данные о размерно-весовых параметрах оборудования или эскизы (чертежи) оборудования. В заявке указываются станция отправления и назначения, количество отправок, ориентировочные сроки перевозок.
Эскиз изделия (блока) должен быть выполнен в трех проекциях с указанием координат центра тяжести и переломных точек (высота от основания изделия и расстояние от вертикальной оси, проходящей через центр тяжести) на виде с торца или поперечном сечении.
Если груз длинномерный или должен перевозиться на вагоне с базой более 17 м, то на главном виде и на виде сверху должны быть дополнительно указаны расстояния вдоль продольной оси от центра тяжести до выступающих точек, которые обозначаются на всех проекциях одинаковыми буквами.
На предварительное согласование может представляться схема транспортирования груза на открытом подвижном составе с указанием на такой схеме всех данных, предусмотренных в отношении эскизов.
2.3. Решение о предварительном согласовании перевозок
2.3.1. Предварительное согласование возможности, способа и условий перевозки в межгосударственном сообщении грузов, перевозимых на транспортерах, а также негабаритных на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 3-6-й, боковой 4-6-й степеней, верхней 3-й степени и сверхнегабаритных производится Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок - ЦДВ МПС РФ).
На основе двусторонних соглашений с железнодорожными администрациями Департамент управления перевозками МПС России может выполнять предварительное согласование перевозок в межгосударственном сообщении для всех негабаритных и тяжеловесных грузов.
В отдельных случаях, когда на предварительное согласование перевозки предъявляются изделия (грузы), при погрузке которых на имеющийся подвижной состав размерно-весовые параметры (длина консолей груза, осевые и погонные нагрузки, высота центра тяжести и др.) превышают предусмотренные настоящей Инструкцией и другими нормативами документами, возможность и условия перевозки таких грузов устанавливаются на основе экспертного заключения ВНИИЖТ МПС о допустимости перевозки с применением специальной технологии. Экспертиза представленной технической документации проводится институтом на договорной основе с грузоотправителем (экспедитором).
2.3.2. Порядок рассмотрения и согласования перевозок негабаритного, тяжеловесного и длинномерного оборудования в сообщении с третьими странами (экспорт-импорт) изложен в главе 8 настоящей Инструкции, за исключением перевозок грузов на экспорт через порты с перевалкой их на морской или речной транспорт, которые выполняются согласно настоящей главе.
2.3.3. Предварительное согласование перевозок в межгосударственном сообщении негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 1-2-й, боковой 1-3-й, верхней 1-2-й степеней производится железнодорожной администрацией государства, на территории которого находятся станции отправления грузов, без согласования с причастными железнодорожными администрациями за исключением случаев, когда грузы следуют на Грузинскую, Армянскую и Северо-Кавказскую железные дороги.
Порядок информирования грузоотправителей о возможности и условиях перевозки устанавливают железнодорожные администрации.
2.3.3.1. Согласование возможности и условий перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов, следующих назначением на Грузинскую железную дорогу или транзитом через нее, необходимо производить с железнодорожной администрацией Грузии независимо от зоны и степени негабаритности грузов, а также количества осей и грузоподъемности транспортеров.
2.3.4. Согласование перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов между граничащими железнодорожными администрациями (соседские перевозки) может производиться на всех этапах железнодорожными администрациями самостоятельно по взаимной договоренности между ними независимо от степени негабаритности грузов, грузоподъемности и количества осей транспортеров.
2.3.5. Организация перевозок всех негабаритных и тяжеловесных грузов в пределах железных дорог одного государства осуществляется железнодорожной администрацией этого государства.
2.3.6. При наличии возможности перевозки негабаритного и/или тяжеловесного груза Департамент управления перевозками МПС России (в случаях, предусмотренных пунктом 2.3.1.) или железнодорожная администрация государства отправления груза (в случаях, предусмотренных пунктом 2.3.3.) извещает заявителя о предварительном согласовании перевозки, указывает тип подвижного состава, на котором можно осуществлять перевозку, согласованную степень негабаритности (индекс), а при необходимости и дополнительные условия, при выполнении которых грузоотправителем перевозка может состояться.
Для негабаритных грузов негабаритности нижней 3-6-й, боковой 4-6-й степеней и сверхнегабаритных, а также грузов меньших степеней негабаритности и габаритных, перевозимых на транспортерах, имеющих 12 и более осей (кроме транспортеров сцепного типа грузоподъемностью 120 т с одной промежуточной платформой), указываются согласованные с причастными железнодорожными администрациями маршруты перевозок.
При этом для негабаритных грузов, перевозимых на платформах, в полувагонах и на 4-8-осных транспортерах, допускается согласование маршрутов пропуска без письменного запроса.
Одновременно заявителю сообщается, в какую железнодорожную администрацию следует направить на рассмотрение чертежи и расчеты размещения и крепления негабаритного и/или тяжеловесного груза на втором этапе согласования перевозки.
2.3.6.1. Если для проверки маршрута и определения возможности и условий перевозки сверхнегабаритного груза (изделия) потребуется пропуск контрольной рамы (макета груза) по маршруту перевозки, то изготовить такую раму (макет) должен грузоотправитель. Для проверки могут быть привлечены габаритно-измерительные устройства ВНИИЖТ МПС.
Все расходы, связанные с изготовлением, установкой на подвижном составе и пропуском контрольной рамы (макета) или устройства ВНИИЖТ МПС по маршруту перевозки, несет грузоотправитель (экспедитор).
2.3.7. При необходимости перевозки крупногабаритного оборудования на платформах и в полувагонах на станции Сахалинской железной дороги (кроме станции Холмск) грузоотправитель (экспедитор) обязан получить разрешение в службе перевозок Сахалинской железной дороги, предварительно представив в службу схему размещения и крепления груза на вагоне с координатами наиболее выступающих точек.
Согласование перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов с выгрузкой на станции Холмск производится порядком, предусмотренным настоящей главой.
2.4. Второй этап согласования перевозок
2.4.1. Техническая документация на перевозку негабаритного и/или тяжеловесного груза разрабатывается грузоотправителем на основании предварительного заключения и в соответствии с указанными в нем условиями, и должна включать:
- чертеж и расчеты размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза, выполненные в соответствии с требованиями ТУ и настоящей Инструкции;
- чертеж контрольной рамы - для сверхнегабаритных грузов и грузов нижней и боковой негабаритности 6-й степени;
- чертеж (схема) размещения и крепления транспортных приспособлений (транспортной оснастки) на транспортерах или специально оборудованных платформах в случае планируемого грузоотправителем и согласованного предварительно возраста их после выгрузки на станцию первоначальной погрузки (отправления). При этом, если по схеме крепление многооборотного приспособления на порожнем транспорте (вагоне) такое же, как и при следовании его с грузом, то к чертежу (схеме) прикладывается только его описание с перечислением реквизитов крепления без расчетов.
2.4.2. Чертеж размещения и крепления груза на подвижном составе должен включать 3 проекции, выполненные в масштабе:
- 1:25, 1:50 или 1:100 - для главного вида и вида сверху;
- 1:25, 1:20 или 1:50 - для торцевой проекции или отдельных сечений.
В некоторых случаях отдельные узлы крепления могут быть выполнены в масштабе 1:10.
Чертеж контрольной рамы выполняется, как правило, в масштабе 1:20 (1:25).
На чертеже размещения и крепления груза (грузов) должны быть обозначены (как правило, буквами) все его критические (определяющие негабаритность) точки и для каждой из них указаны 3 координаты:
- горизонтальное расстояние - Х - от вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось подвижного состава;
- вертикальное расстояние - Y- от уровня головок рельсов;
- расстояние до ближайшего направляющего сечения вагона (n_в или n_н) - на чертежах главного вида или вида сверху для точек груза, имеющих расчетную негабаритность.
Все указанные координаты критических точек грузов, включая расстояния их от направляющих сечений вагона (n_в, n_н) и размеры с учетом расчетной негабаритности, должны быть сведены на чертеже в таблицу. Для грузов, имеющих расчетную сверхнегабаритность, на чертеже необходимо привести в таблице геометрические выносы критических точек в кривых радиусов 250, 300, 350, 400, 500, 600, 700, 800, 900 и 1000 м.
На чертеже размещения и крепления груза (грузов) должны быть также указаны координаты центра тяжести груза (общего центра тяжести грузов) на всех 3 проекциях, масса груза (грузов) без крепления, масса груза (грузов) с креплением, тип подвижного состава (для транспортеров по принятой нумерации), индекс негабаритности на прямом пути и с учетом расчетной (5 знаков), осевая и погонная нагрузки (для транспортеров, имеющих 8 и более осей), условия пропуска по сортировочным горкам.
2.4.3. При перевозке негабаритного или тяжеловесного груза в межгосударственном сообщении грузоотправитель должен представить на согласование в железнодорожную администрацию (железную дорогу) отправления:
- четыре экземпляра утвержденных им (или его уполномоченным представителем) чертежей и расчетов размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза, а при необходимости возврата транспортных приспособлений на транспортерах или специально оборудованных платформах также четыре экземпляра чертежей (схем) размещения и крепления транспортных приспособлений на транспортерах (вагонах) для перевозки (возврата) их после выгрузки;
- копию извещения Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок - ЦДВ МПС РФ) или железнодорожной администрации о предварительном согласовании перевозки грузов в межгосударственном сообщении.
2.4.4. При перевозке грузов на транспортерах сочлененного типа представляемые на согласование в железнодорожную администрацию (железную дорогу) отправления чертежи размещения и крепления груза должны включать только определение негабаритности и проверку поперечной устойчивости транспортера с грузом, если применяются следующие способы (варианты) транспортирования:
- груз подвешивается к транспортеру на проушинах, привариваемых непосредственно к грузу, а в верхней части воспринимает силы сжатия от упоров консолей транспортера (трансформаторы);
- груз подвешивается с использованием специальных промчастей, прикрепляемых к грузу (парогенераторы);
- груз опирается основанием на сквозные грузонесущие балки, подвешенные к проушинам консолей транспортера, а в верхней части груз воспринимает силы сжатия от упоров консолей транспортера.
2.4.5. Если груз размещается на специальной раме, которая подвешивается на транспортер и полностью воспринимает все усилия при транспортировании, то, кроме расчетов негабаритности и поперечной устойчивости, должны быть представлены также расчеты прочности крепления груза к раме.
2.4.6. Рассмотрение и согласование чертежей и расчетов размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов в железнодорожной администрации (железной дороге) производится, как правило, Управлениями (службами): перевозок (движения), грузовой и коммерческой работы, пути и вагонного хозяйства, а при наличии вертикальной сверхнегабаритности груза также и Управлением (службой) электрификации и электроснабжения.
Конкретный порядок рассмотрения и согласования погрузочной документации на перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов и перечень подразделений, участвующих в согласовании, устанавливается железнодорожной администрацией (железной дорогой).
2.4.7. По одному экземпляру согласованных железнодорожной администрацией (железной дорогой) чертежей размещения и крепления грузов на транспортерах, а также негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 4-6-й, боковой 5-6-й степеней и сверхнегабаритных направляется в Департамент управления перевозками МПС России на окончательное согласование.
2.4.8. Согласование железнодорожной администрацией (железной дорогой) чертежей размещения и крепления негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 1-3-й, боковой 1-4-й, верхней 1-3-й степеней является окончательным.
При этом, если перевозка разовая, то на чертеже дополнительно указывается разрешение на погрузку грузов на конкретную станцию назначения.
О согласовании чертежей размещения и крепления негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 3-й, боковой 4-й и верхней 3-й степеней железнодорожная администрация (железная дорога) информирует Департамент управления перевозками МПС России телеграммой или по факсу.
2.4.9. Для грузов, перевозимых на транспортерах сочлененного типа, техническая документация с расчетами прочности проушин, специальных промчастей, балок и специальных транспортных (грузонесущих) рам разрабатывается грузоотправителем (экспедитором) в соответствии с требованиями нормативного документа - "Нормы для расчета и проектирования новых и модернизируемых железнодорожных транспортеров общего назначения колеи 1520 мм" М. 1988 и представляется в Департамент управления перевозками МПС России вместе с экспертным заключением по ней ВНИИЖТа МПС или другой организации, имеющей право на проведение экспертизы такой документации и выдачу официальных заключений о соответствии разрабатываемой грузоотправителями технической документации и расчетов на перевозку грузов на сочлененных транспортерах требованиям соответствующих нормативных документов.
2.5. Третий этап согласования перевозок
2.5.1. Окончательное согласование чертежей и расчетов размещения и крепления грузов, указанных в п. 2.4.7, производится Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок).
Подтверждение такого согласования письмом, телеграммой или по факсу направляется в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) отправления груза, станции погрузки и грузоотправителя (экспедитора).
При этом, если перевозка разовая или груз сверхнегабаритный, то в телеграмме (факсе) дополнительно указывается конкретная станция назначения и согласованный маршрут перевозки (для сверхнегабаритного груза).
2.5.2. Техническая документация, указанная в пункте 2.4.9, и экспертное заключение соответствующей компетентной организации рассматриваются Департаментами управления перевозками и вагонного хозяйства МПС России.
В отдельных случаях для окончательного согласования упомянутой документации может потребоваться дополнительное экспертное заключение проектанта транспортера, которое выполняется им на основе договора с грузоотправителем (экспедитором).
О результатах рассмотрения указанной документации информируется грузоотправитель (экспедитор), а также железнодорожная администрация отправления груза.
Если согласно экспертным заключениям требуется проводить испытания транспортных приспособлений, то эта работа должна выполняться компетентной организацией на договорных условиях с грузоотправителем (экспедитором) по согласованной с МПС России программе. Результаты испытаний и заключения по ним рассматриваются Департаментами управления перевозками и вагонного хозяйства МПС России, которые определяют окончательные условия выполнения перевозки.
2.5.3. Железнодорожная администрация (железная дорога) направляет по одному окончательно согласованному экземпляру чертежей и расчетов размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов начальнику станции погрузки и грузоотправителю. Номер документа Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок) об окончательном согласовании чертежа и расчетов (п. 2.5.1) указывается на всех экземплярах согласованного чертежа.
2.5.4. Техническая документация на перевозку грузов, окончательное согласование которой производится Департаментом управления перевозками МПС России, хранится до изменения нормативных документов, на основании которых она разработана.
2.5.5. Чертежи и расчеты размещения и крепления негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степеней, согласованных для перевозки грузов в межгосударственном сообщении, хранятся в железнодорожной администрации (железной дороги) до изменения нормативной документации, на основании которой они разработаны.
Срок хранения чертежей и расчетов размещения и крепления негабаритных грузов меньших степеней на платформах и в полувагонах (нижняя 1-2-я, боковая 1-3-я, верхняя 1-2-я) устанавливается железнодорожной администрацией (железной дорогой).
2.6. Заявка на выполнение перевозки
2.6.1. При наличии окончательно согласованной технической документации на перевозку грузов грузоотправитель (экспедитор) за 20 дней до начала месяца погрузки представляет заявку на подачу транспортеров по установленной форме (приложение 15) в адрес начальника станции погрузки, железной дороги, железнодорожной администрации государства, на территории которого расположена станции отправления грузов, а также Департамента управления перевозками МПС России.
2.6.2. Заявка на перевозку в межгосударственном сообщении негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 4-6-й, боковой 5 - 6-й степеней и сверхнегабаритных представляется в адрес Департамента управления перевозками МПС России, а также в адрес железнодорожной администрации (железной дорогой) отправления и начальника станции погрузки.
2.6.2.1. Заявка на перевозку грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степеней представляется в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) отправления и начальника станции погрузки.
2.6.2.2. Заявка на перевозку грузов меньших степеней негабаритности на платформах и в полувагонах представляется только начальнику станции погрузки.
2.6.2.3. При перевозках грузов со станций Латвийской железной дороги заявка на подачу транспортеров и заявка на перевозку грузов, перечисленных в пунктах 2.6.2, 2.6.1 и 2.6.2.2, представляется грузоотправителем в адрес администрации Латвийской железной дороги, которая при необходимости направляет их в Департамент управления перевозками МПС России.
2.6.3. В тех случаях, когда железнодорожной администрации государства отправления груза отсутствуют транспортеры, указанные в заявке, полученной от грузоотправителя (экспедитора), эта администрация направляет в Департамент управления перевозками МПС России (Отдел специальных перевозок) запрос на подсылку необходимых транспортеров.
2.6.4. Департамент управления перевозками МПС России (Отдел специальных перевозок) определяет железнодорожные администрации, имеющие недостающие для выполнения заявки транспортеры соответствующего типа и согласовывает с причастными железнодорожными администрациями использование и подсылку исправных транспортеров с указанием маршрута перемещения.
Согласование производится путем запросов железнодорожных администраций. Формы запросов и ответов приведены в Приложении 9.
2.6.5. Подсылка исправных порожних транспортеров для погрузки предъявляемых грузов и возврат порожних транспортеров после выгрузки осуществляется порядком, установленным "Правилами эксплуатации и технического обслуживания транспортеров", утвержденными Советом по железнодорожному транспорту в 1998 г. (пп. 1.7-1.8).
2.7. Разрешение на погрузку
2.7.1. Разрешение на погрузку негабаритных и тяжеловесных грузов на конкретные станции назначения (при наличии согласованных чертежей и подтверждений грузополучателей о готовности принять и обеспечить выгрузку прибывающих на транспортерах грузов весом более 60 т) при перевозке в межгосударственном сообщении дается:
2.7.1.1. Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок) - в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) и станции погрузки:
- для всех грузов (габаритных и негабаритных) на транспортерах, имеющих 12 и более осей (в том числе на транспортерах сцепного типа г/п 120 т с двумя промежуточными платформами);
- для негабаритных грузов на 4-8-осных транспортерах, в том числе на транспортерах сцепного типа г/п 120 т с одной промежуточной платформой, а также на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 4-6-й, боковой 5-6-й степеней и сверхнегабаритных.
2.7.1.2. Железнодорожной администрацией (железной дорогой) в адрес начальника станции погрузки - для грузов, имеющих негабаритность нижнюю 1-3-й, боковую 1-4-й, верхнюю 1-3-й степеней и габаритных на 4-8-осных транспортерах, в том числе на транспортерах сцепного типа г/п 120 т с одной промежуточной платформой, а также негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степеней.
2.7.1.3. Начальником станции погрузок - для негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 1-2-й, боковой 1-3-й, верхней 1-2-й степеней или железнодорожной администрацией (железной дорогой) в соответствии с установленным ими порядком.
2.7.1.4. Разрешение на погрузку негабаритных и тяжеловесных грузов при перевозке между граничащими железнодорожными администрациями (соседские перевозки) может даваться железнодорожными администрациями самостоятельно по взаимной договоренности между ними независимо от степени негабаритности грузов, грузоподъемности и количества осей транспортеров.
2.7.1.5. При приеме к перевозке грузов на транспортерах на экспорт через порты с перевалкой на морской или речной транспорт начальник станции должен руководствоваться, кроме разрешения на погрузку, полученного от Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок) или железнодорожной администрации, также планом погрузки грузов на экспорт, который направляется в адрес станции железнодорожной администрацией.
2.8. Обязанности грузоотправителя, предъявляющего к погрузке негабаритный (тяжеловесный) груз. Разовые перевозки. Порядок переадресовки негабаритных (тяжеловесных) грузов
2.8.1. Подготовить негабаритный (тяжеловесный) груз к перевозке в соответствии с требованиями Главы 1 Технических условий погрузки и крепления грузов (ТУ) и настоящей Инструкции.
2.8.2. После окончания погрузки и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза в соответствии с согласованным чертежом нанести на полу вагона (транспортера) и груза яркой несмываемой краской контрольные полосы, а также надписи на грузе с двух сторон о его негабаритности (индекс негабаритности груза с учетом расчетной) и условия пропуска груза по станциям, имеющим сортировочные горки, если это указано на согласованном чертеже.
2.8.3. Изготовить (при необходимости) контрольную раму и установить ее на вагоне в соответствии с рекомендациями, изложенными в приложении 3.
2.8.4. Своевременно уведомить начальника станции о готовности погруженного на вагон (транспортер) груза к комиссионной проверке.
2.8.5. При необходимости возврата после выгрузки специальных транспортных приспособлений (транспортной оснастки) приложить к грузовым документам копию согласованного чертежа (схемы) размещения и крепления этих приспособлений на транспортере (вагоне).
2.8.6. Грузоотправитель, предъявляющий к разовой перевозке негабаритный (тяжеловесный) груз, может при согласии железнодорожной администрации (железной дороги) использовать чертеж размещения и крепления груза, по которому этот груз был перевезен ранее. При этом в заявке на перевозку, направляемую в соответствии с пп. 2.6.1-2.6.2 настоящей главы, должен быть указан номер чертежа, кем и когда он был согласован, а в необходимых случаях (п. 2.5.1) также номер документа об окончательном согласовании чертежа Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок).
2.8.6.1. На станцию погрузки и в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) представляются чертеж и расчеты, утвержденные новым грузоотправителем, и со штампом о согласовании его железнодорожной администрацией (железной дорогой) первоначального отправления.
2.8.6.2. Начальник станции погрузки о получении от грузоотправителя чертежа размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза, согласованного ранее для перевозки грузов с других станций, уведомляет телеграммой или по факсу железнодорожную администрацию (железную дорогу), а в необходимых случаях (для грузов согласно п. 2.5.1) и Департамент управления перевозками МПС России (Отдел специальных перевозок).
Перевозка разрешается на конкретную станцию назначения порядком, предусмотренным п. 2.7 настоящей главы.
2.8.7. Переадресовка грузов, перевозимых на транспортерах, а также негабаритных на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 3-6-й, боковой 4-6-й степеней и верхней 3-й степени, следующих в межгосударственном сообщении производится только с разрешения Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок).
2.8.7.1. Переадресовка негабаритных грузов на платформах и в полувагонах меньших степеней негабаритности производится железнодорожной администрацией (железной дорогой) без участия Департамента управления перевозками МПС России.
2.9. Порядок проверки размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов
2.9.1. Для проверки соответствия фактического размещения и крепления негабаритных (тяжеловесных) грузов согласованным чертежам (кроме грузов, погруженных на сочлененные транспортеры) при перевозке грузов в межгосударственном сообщении создается комиссия в составе:
2.9.1.1. На станциях внеклассных, I и II классов - начальника станции или его заместителя (председатель) и представителей пункта технического обслуживания вагонов и дистанции пути.
2.9.1.2. На всех остальных станциях: старшего коммерческого ревизора или назначаемого приказом начальника дороги (отделения дороги) коммерческого ревизора либо другого компетентного должностного лица (председатель), начальника станции и представителей пункта технического обслуживания вагонов и дистанции пути.
2.9.1.3. При систематической погрузке негабаритных и тяжеловесных грузов на станции III класса председателем комиссии по проверке правильности их погрузки приказом начальника дороги (отделения дороги) может быть назначен начальник станции.
2.9.1.4. Проверка размещения и крепления грузов на транспортерах сочлененного типа производится:
- на транспортерах, постоянно обслуживаемых бригадами специалистов-вагонников, - комиссией под председательством начальника транспортера с участием начальника станции и представителей пункта технического обслуживания вагонов и дистанции пути;
- на транспортерах, не обслуживаемых постоянно бригадами, - комиссией, назначаемой приказом начальника дороги (отделения дороги) из работников служб перевозок (движения), грузовой и коммерческой работы, вагонного хозяйства, пути, а в необходимых случаях и других причастных служб и подразделений.
2.9.1.5. При комиссионной проверке размещения и крепления, погруженных на транспортеры, имеющие не более 8 осей, габаритных грузов, участие в комиссии представителя дистанции пути, как правило, не требуется.
2.9.1.6. Конкретный состав комиссии для проверки размещения и крепления негабаритных (тяжеловесных) грузов (пп. 2.9.1.1-2.9.1.5) может устанавливать железнодорожная администрация самостоятельно.
2.9.2. При комиссионной проверке размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза определяются:
- техническое состояние подвижного состава;
- фактическая высота погрузочной площадки транспортера (пола вагона) в груженом состоянии;
- соответствие размещения и крепления груза, а также положения центра тяжести груза согласованному чертежу;
- фактические координаты (высота от уровня головок рельсов, ширина от оси пути) критических точек*(4), определяющих негабаритность груза в каждой зоне, а для грузов, имеющих расчетную негабаритность (сверхнегабаритность), также расстояние точек от направляющих сечений вагона (n_в, n_н);
- наличие контрольных полос и надписей на грузе о его негабаритности (индекс негабаритности с учетом расчетной), а также о запрещении роспуска с горок или пропуска через горки (если такие условия в согласованной документации предусмотрены);
- правильность изготовления и установки на вагоне грузоотправителем контрольной рамы.
Данные комиссионной проверки заносятся в Акт проверки размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза (приложение 10), составляемый в двух экземплярах, один из которых прикладывается к перевозочным документам, а второй хранится в делах станции в течение 6 месяцев.
2.9.3. Данные пунктов 1-6, 8-27, 29 и 30 Акта с обязательным указанием расстояний n_в, n_н (графы 20 и 21) для точек груза, имеющих расчетную негабаритность, сообщаются телеграммой или по факсу за подписью председателя комиссии по форме (приложение 11) в нижеследующие адреса:
2.9.3.1. В адрес Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок), железнодорожной администрации и железной дороги - для грузов, имеющих негабаритность нижнюю 4-6-й, боковую 5-6-й степеней и сверхнегабаритных, а также грузов меньших степеней негабаритности и габаритных на транспортерах, имеющих 16 и более осей, включая транспортеры сцепного типа г/п 120 т (код типа 3960, 3961) с двумя промежуточными платформами.
2.9.3.2. В адрес железнодорожной администрации и железной дороги - для негабаритных грузов на платформах, в полувагонах, на 4-8-осных транспортерах, включая транспортеры сцепного типа г/п 120 т с одной промежуточной платформой, негабаритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степеней, а также грузов меньших степеней негабаритности и габаритных на транспортерах, имеющих 12 осей (кроме транспортеров сцепного типа г/п 120 т с одной промежуточной платформой).
2.9.3.3. О погрузке транспортеров, не указанных в пп. 2.9.3.1, 2.9.3.2 при перевозке грузов в межгосударственном сообщении начальник станции информирует (после комиссионной проверки) Департамент управления перевозками МПС России (Отдел специальных перевозок) и железнодорожную администрацию (железную дорогу) телеграммой или факсом по форме (Приложение 12).
2.10. Разрешение на отправление и пропуск грузов
2.10.1. Разрешения (телеграммы) на отправление и пропуск по конкретным маршрутам негабаритных (тяжеловесных) грузов при перевозке в межгосударственном сообщении даются:
2.10.1.1. Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок) - для грузов, указанных в п. 2.9.3.1.
Примерный образец формы телеграммы-разрешения приведен в Приложении 13.
2.10.1.2. Железнодорожной администрацией или железной дорогой - для грузов, указанных в п. 2.9.3.2. Примерный образец формы телеграммы-разрешения приведен в Приложении 14.
2.10.1.3. Телеграммы-разрешения на отправление и пропуск негабаритных (тяжеловесных) грузов, перечисленных в п. 2.9.3.1, которые дает Департамент управления перевозками МПС России, адресуются начальнику станции отправления, железнодорожным администрациям и железным дорогам, а при необходимости и службам пути железнодорожных администраций (железных дорог) по маршруту следования грузов.
2.10.1.4. Телеграммы-разрешения на отправление и пропуск негабаритных (тяжеловесных) грузов, перечисленных в п. 2.9.3.2, которые дает железнодорожная администрация или железная дорога, адресуются начальнику станции отправления, железнодорожным администрациям и железным дорогам по маршруту следования грузов и в копии Департаменту управления перевозками МПС России (Отделу специальных перевозок), а при необходимости также подразделениям своей дороги.
2.10.1.5. Разрешения (телеграммы) на отправление и пропуск по конкретным маршрутам негабаритных (тяжеловесных) грузов при перевозке между граничащими железнодорожными администрациями (соседские перевозки) могут даваться железнодорожными администрациями самостоятельно по взаимной договоренности между ними независимо от степени негабаритности груза, грузоподъемности и количества осей груза.
2.10.2. Порядок и условия пропуска негабаритных (тяжеловесных) грузов в пределах железных дорог одного государства, а также транзитных, следующих в межгосударственном сообщении, устанавливается железнодорожной администрацией (железной дорогой) и регламентируется специальным приказом.
2.10.3. Окончательное оформление перевозочных документов на отправление негабаритных (тяжеловесных) грузов, перечисленных в п. 2.9.3.1, производится только после получения телеграмм-разрешений Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок) и железнодорожной администрации (железной дороги), а грузов, перечисленных в п. 2.9.3.2, - телеграммы-разрешения железнодорожной администрации (железной дороги), копии которых прикладываются к перевозочным документам.
2.10.4. Отправление негабаритных грузов на платформах, в полувагонах, на 4-8-осных транспортерах негабаритности нижней 1-2-й, боковой 1-3-й, верхней 1-2-й степеней и габаритных на 4-8-осных транспортерах, а также негабаритных указанных выше степеней и габаритных на транспортерах сцепного типа г/п 120 т (код типа 3960 и 3961), в том числе с одной промежуточной платформой, производит начальник станции после комиссионной проверки соответствия размещения и крепления грузов согласованному чертежу и составления Актов (п. 2.9.3), копии которых прикладываются к перевозочным документам.
Если негабаритные грузы указанных степеней имеют расчетную негабаритность и следуют на Восточно-Сибирскую, Дальневосточную железные дороги, а также железные дороги Эстонской Республики, у которых на маршрутах пропуска негабаритных грузов имеются кривые радиусом менее 350 м, то начальник станции обязан дать телеграмму на эти дороги об отправлении таких грузов (форма телеграммы приведена в Приложении 17).
Указанные в телеграмме данные о подвижном составе и грузе используются дорогами для определения местной расчетной негабаритности и условий пропуска по участкам с кривыми малых радиусом.
Методика определения местной расчетной негабаритности грузов на участках с кривыми радиусом менее 350 м приводится в Приложении 2 (п. 4.4).
2.10.5. В пути следования на пунктах коммерческого осмотра (ПКО) и на межгосударственных пунктах передачи производится комиссионная проверка размещения и крепления негабаритных грузов, а также габаритных на транспортерах комиссией с участием работников ПКО и пунктов технического обслуживания вагонов (ПТО).
Конкретный состав комиссии на межгосударственных пунктах передачи устанавливается железнодорожными администрациями с учетом двусторонних пограничных железнодорожных соглашений.
В указанных пунктах проверяется отсутствие или наличие сдвига груза (по взаимному расположению контрольных полос на грузе и подвижном составе), состояние крепления, наличие надписей на грузе о его негабаритности и техническое состояние подвижного состава.
При исправности крепления и отсутствии сдвига груза делается отметка в Акте, после чего груз отправляется по маршруту следования.
Если коммерческий осмотр транзитных поездок на ПКО выполняется без вскрытия пакетов с перевозочными документами, то отметки о комиссионном осмотре негабаритных и тяжеловесных грузов делаются в "Книге регистрации коммерческих неисправностей в пунктах коммерческого осмотра составов".
При обнаружении сдвига груза или расстройства крепления, создающих угрозу безопасности движения, вагон (транспортер) с негабаритным или тяжеловесным грузом отцепляется от поезда для дальнейшей проверки комиссией в составе, предусмотренном п. 2.9.1 настоящей Инструкции.
О задержанном негабаритном грузе или габаритном на транспортере начальник станции дает телеграмму в адрес станции погрузки, железнодорожных администраций (железных дорог) своей и отправления, Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок - ЦДВ МПС РФ) с указанием причины задержки, величины сдвига груза, данных о деформированных реквизитах крепления, наименования станции, на которой последний раз производилась проверка груза, а также о принимаемых мерах по исправлению погрузки.
После исправления погрузки производится повторная комиссионная проверка размещения и крепления груза и отправления его порядком, предусмотренным пп. 2.9.1-2.9.2., 2.10.1, 2.10.4 настоящей главы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.