Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
Методика определения возможности и условий пропуска негабаритных грузов через сооружения и мимо устройств
1. Общие положения
1.1. Пропуск негабаритных грузов любой степени нижней, боковой и верхней негабаритности через сооружения и мимо устройств, полностью отвечающих габариту приближения строений С, может осуществляться (по габаритным условиям) со скоростями, установленными для грузовых поездов на данном участке.
1.2. Возможность и условия пропуска негабаритных грузов нижней, боковой и верхней негабаритности по мостам, путепроводам, тоннелям и другим сооружениям и мимо устройств, не удовлетворяющих габариту приближения строений С, а сверхнегабаритных грузов через любые сооружения и устройства (в том числе и соответствующие габариту С) должны определяться расчетом или графически в соответствии с нормами минимально допустимых зазоров между грузом и внутренним очертанием сооружений (устройств), приведенными в приложении 5 к настоящей Инструкции.
Возможность пропуска сверхнегабаритных грузов может устанавливаться путем пропуска специального устройства (макета, контрольной рамы) для натурной проверки.
1.3. Определение возможности и условий пропуска негабаритных и сверхнегабаритных грузов через сооружения и мимо устройств, а также по смежным путям выполняют по заданию службы пути дороги габаритообследовательские станции или дистанции пути на основе данных о фактических габаритах сооружений и устройств, составляемых в соответствии со специальной инструкцией.
1.4. Для определения возможности и условий пропуска негабаритного груза следует рассчитать размеры сооружения или устройства, минимально необходимые для обеспечения пропуска данного негабаритного груза при различных скоростях движения, и сравнить их с фактическими размерами сооружения или устройства.
1.5. Возможность пропуска негабаритного груза может определяться двумя способами: по его степени негабаритности и по фактическим размерам.
Первый способ следует применять для составления схем проходимости дорог негабаритными грузами: для каждого участка дороги устанавливается, какая наибольшая степень нижней, боковой и верхней негабаритности может на нем пропускаться. Эти схемы используются для принятия оперативных решений о наиболее целесообразных направлениях перевозки негабаритных грузов.
Второй способ - определение возможности пропуска негабаритного груза по его фактическим размерам, как более точный, необходимо применять для дополнительной проверки в тех случаях, когда груз заходит в данную степень незначительно, а пропуск его через то или иное сооружение по этой степени не обеспечивается. Этот способ должен применяться и при проверке возможности пропуска сверхнегабаритных грузов.
Ниже приводится метод расчета по указанным обоим способам, составленный с учетом норм минимальных зазоров, приведенных в приложении 5 для пяти режимов движения:
первый - движение со скоростью до 90 км/ч;
второй - " до 40 км/ч;
третий - " до 10 км/ч;
четвертый - движение до 5 км/ч с готовностью остановиться;
пятый - до 3 км/ч (протаскивание), при проведении предварительной (перед пропуском) контрольной проверки фактических размеров сооружений и груза, состояния пути и устранения отступлений в ширине колеи и по уровню и с наблюдением сопровождающих за проходом груза в местах с минимальными зазорами.
2. Определение размеров сооружений и устройств, минимально необходимых для обеспечения пропуска негабаритных грузов по их степени негабаритности
2.1. Размеры сооружения или устройства, минимально необходимые для обеспечения пропуска груза данной степени негабаритности, определяются по следующим формулам:
горизонтальные
X = X + дельта , мм; (1)
ст x
в
X = X + дельта + Дельта , мм; (2)
в ст x x
н
X = X + дельта + Дельта , мм; (3)
н ст x x
вертикальные
а) для частей сооружений и устройств, расположенных ниже соответствующих частей груза
Y = Y - дельта , мм; (4)
ст y
в
Y = Y - дельта - Дельта , мм; (5)
в ст y y
н
Y = Y - дельта + Дельта , мм; (6)
н ст y y
б) для частей сооружений и устройств, расположенных выше соответствующих частей груза
Y = Y + дельта , мм; (7)
ст y
в
Y = Y + дельта - Дельта , мм; (8)
в ст y y
н
Y = Y + дельта + Дельта , мм; (9)
н ст y y
где
X - полуширина соответствующей степени негабаритности на
ст рассматриваемой высоте, мм;
Y - высота точки соответствующей степени негабаритности,
ст считая от уровня верха головок рельсов, мм;
X и X , X - горизонтальные расстояния от вертикальной линии,
в н проходящей через середину пути, до сооружения или
устройства, расположенного в прямой и в кривой
соответственно с внутренней и наружной сторон, мм;
Y и Y , Y - вертикальные расстояния от уровня верха головки
в н рельса (в кривой - внутреннего рельса) до точек
очертания сооружения или устройства, расположенного в
прямой и в кривой соответственно с внутренней и
наружной сторон, мм;
дельта и дельта - горизонтальные и вертикальные минимально
x y допустимые зазоры между очертанием степени
негабаритности и сооружением или устройством, мм,
приведены в табл. П.5.1 и П.5.3 приложения 5;
в н
Дельта и Дельта - горизонтальные смещения груза, соответственно, во
x x внутреннюю и наружную сторону кривой, дополнительные
к имеющимся в прямых, мм;
в н
Дельта и Дельта - вертикальные смещения подвижного состава или груза,
y y соответственно, с внутренней и наружной стороны
кривой, дополнительные к имеющимся в прямых, мм.
При расчетах для кривых зазоры дельта_x принимаются: для внутренней стороны - указанные в таблицах для внутренних сечений; для наружной стороны - указанные для наружных сечений. Для прямых - если неизвестно, в пределах каких сечений расположен груз, следует принимать зазоры, указанные для наружных сечений.
2.2. Расчет величин дополнительных горизонтальных смещений грузов в кривых следует выполнять по формулам:
в h
Дельта = b + Y ----, мм,
x R ст 1600
в h
Дельта = b - Y ----, мм,
x R ст 1600
По-видимому, приведенные выше формулы имеют номера (10) и (11) соответственно
где h - возвышение наружного рельса в кривой, мм;
b - геометрический вынос расчетного вагона в данной кривой:
R
36000
b = -----, мм, (12)
R R
R - радиус кривой, в которой расположено сооружение или устройство,
м.
3. Определение минимально необходимых размеров сооружений и устройств
для обеспечения пропуска негабаритных грузов по фактическим размерам
Для расчетов необходимо применять формулы (1)-(14) настоящего приложения с внесением в них следующих изменений:
- вместо полуширины степени X_ст и высоты рассматриваемой ее точки Y_cт во всех формулах принимаются соответственно горизонтальное расстояние от оси пути X_i до данной точки груза и вертикальное расстояние Y_i от уровня головок рельсов до этой точки;
- вместо геометрического выноса расчетного вагона b_R в формулах (10) и (11) принимается геометрический вынос рассматриваемого сечения груза в данной кривой, определяемый по следующим формулам:
а) при перевозке негабаритного груза на одиночной платформе или транспортере с числом осей не более шести
для внутренних сечений груза
500
b = --- (ламбда - n )n , мм, (15)
Rв R b b
для наружных сечений груза
500
b = --- (ламбда - n )n , мм,
Rн R н н
По-видимому, приведенная выше формула имеет номер (16)
где ламбда - база подвижного состава, м;
n - расстояние от рассматриваемого внутреннего сечения груза до
в направляющего, м;
n - расстояние от рассматриваемого наружного сечения груза до
н направляющего, м;
б) при перевозке негабаритного груза на транспортере сцепного типа ГП 120 т или сцепе платформ
для внутренних сечений груза
500
b = --- [(ламбда - П )П + (ламбда - П )П ], мм, (17)
Rв R сц в в 0 во во
для наружных сечений груза
500
b = --- [(ламбда + П )П - ламбда - П )П ], мм,
Rн R сц н в 0 во во
По-видимому, приведенная выше формула имеет номер (18)
где ламбда - база сцепа, м;
сц
ламбда - база грузонесущих платформ, м (при разных базах, для
0 формулы (17) принимается большая, а (18) - меньшая);
n - расстояние от оси турникетной опоры до ближайшего
во направляющего сечения платформы, на которой она
установлена, м;
в) при перевозке негабаритного груза на многоосном транспортере платформенного, площадочного, колодцевого, сцепного и сочлененного (с постоянной базой) типов
для внутренних сечений груза
2
500 125р
b = --- (ламбда - n )n + ----, мм, (19)
Rв R в в R
для наружных сечений груза
2
500 125р
b = --- (ламбда + n )n - ----, мм,
Rн R н н R
По-видимому, приведенная выше формула имеет номер (20)
где ламбда - база транспортера, м;
2
р - параметр баз группы тележек:
2 2 2 2 2
р = Р + Р + р + ... + р , м2, (21)
0 1 2 n
где р - база ходовой тележки, м;
0
p , р ,... , р - расстояние между опорными точками первой, второй и
1 2 n n-й соединительных балок, м;
n и n - см. обозначения к формулам (15) и (16).
в н
В тех случаях, когда груз по всей длине имеет одинаковое поперечное сечение или если наибольшую ширину он имеет в среднем или концевом сечениях, геометрические выносы b_Rв и b_Rн следует определять с помощью табл. П.2.1 приложения 2 по следующим более простым формулам:
а) при перевозке негабаритного груза на одиночной платформе или транспортере с числом осей не более шести:
2 2 2
ламбда L ламбда
b = ------ ; b = --- - -------; (22)
Rв 8R Rн 8R 8R
б) при перевозке негабаритного груза на транспортере сцепного типа грузоподъемностью 120 т или на сцепе платформ:
2 2 2 2 2
ламбда ламбда L ламбда ламбда
сц 0 сц 0
b = -------- + ------- ; b = --- - -------- - ------- ; (23)
Rв 8R 8R Rн 8R 8R 8R
в) при перевозке негабаритного груза на многоосном транспортере платформенного, площадочного, колодцевого, сцепного и сочлененного (с постоянной базой) типов:
2 2 2 p
ламбда P L ламбда 2
b = ------ + -- ; b = -- - ------ + -- ;
Rв 8R 8R Rн 8R 8R 8R
По-видимому, приведенные выше формулы имеют номера (24) и (25) соответственно
где L - длина груза, м.
4. Пример расчетов
4.1. Определить возможность и условия пропуска негабаритного груза 6 степени боковой негабаритности мимо негабаритных опор путепровода, расположенного в кривой радиуса R = 400 м с возвышением наружного рельса h = 60 мм. Наименьшие горизонтальные расстояния до опор путепровода составляют: с внутренней стороны - 2500 мм, с наружной стороны - 2300 мм.
Груз погружен на четырехосную платформу, имеющую базу ламбда = 9,72 м. Наибольшие размеры (определяющие степень его негабаритности) груз имеет в наружном сечении, расположенном на расстоянии n_н - 2м от ближайшего направляющего сечения X_i = 2180 мм, Y_i = 2500 мм. Во внутренних сечениях наибольшие размеры равны: X_i = 2100 мм, Y_i = 2500 мм, а n_в = 0,5l = 4,86 м.
4.2. Решение
Сначала определим возможность и условия пропуска данного груза по размерам степени его негабаритности, т.е. 6-й степени, имеющей наибольшую полуширину Х_ст, равную 2240 мм на высоте Y_ст = 2800 мм.
4.2.1. Горизонтальные расстояния от оси пути до частей сооружений, минимально необходимые для пропуска мимо них рассматриваемого груза, определяем по формулам (2) и (3) настоящего приложения:
в н
X = X + дельта + Дельта ; X = X + дельта + Дельта.
в ст x x н ст x x
4.2.2. Находим значения горизонтального зазора дельта_х между очертанием степени негабаритности и сооружением на высоте Y_cт = 2800 мм по табл. П.5.1. Так как проверяются сооружения, расположенные с обеих сторон кривой, то для внутренней стороны кривой принимаем зазоры, указанные для внутренних сечений, а для наружной - для наружных сечений. Эти зазоры для 5 режимов движения равны:
Скорость движения, км/ч | 90 | 40 | 10 | Режим 4 | Режим 5 |
дельта_х, для внутренних сечений, мм |
150 | 140 | 135 | 125 | 95 |
дельта_х, для наружных сечений, мм |
170 | 150 | 145 | 135 | 105 |
4.2.3. Определяем дополнительные смещения Дельта_x(в) и Дельта_x(н) по формулам (10) и (11):
в h 36000 60
Дельта = b + Y ---- = ----- + 2800 ------ = 195 мм;
x R ст 1600 400 1600
y h 36000 60
Дельта = b - Y ---- = ----- - 2800 ------ = -15 мм;
x R ст 1600 400 1600
4.2.4. Вычисляем значения Х_в и Х_н по вышеприведенным формулам для скорости 90 км/ч:
Х = 2240 + 150 + 195 = 2585 мм;
в
Х = 2240 + 170 - 15 = 2395 мм.
н
Сравнивая полученные значения с расстояниями до опор, находим, что они недостаточны для движения со скоростью 90 км/ч.
Поэтому делаем аналогично расчет для других режимов движения, в результате получаем следующие значения:
Скорость движения, км/ч | 40 | 10 | Режим 4 | Режим 5 |
Х_в | 2575 | 2570 | 2560 | 2530 |
х_н | 2375 | 2370 | 2360 | 2330 |
Из сравнения необходимых полученных расчетом и фактических расстояний от оси пути до опор путепровода вытекает, что пропуск данного груза по размерам его степени негабаритности мимо опор путепровода не может быть разрешен ни при одном режиме движения.
4.2.5. Так как фактическая ширина груза меньше ширины очертания 6-й степени негабаритности, поэтому рассмотрим возможность и условия пропуска данного груза исходя из фактических его размеров и параметров вагона, на который он погружен.
4.2.5.1. Минимально допустимые зазоры дельта_х между сооружением и грузом для внутренних его сечений определяем по табл. П.5.2 для высоты Y_i = 2500 мм:
Скорость движения, км/ч | 90 | 40 | 10 | Режим 4 | Режим 5 |
дельта_х для внутренних сечений, мм |
140 | 130 | 130 | 125 | 70 |
Минимально допустимые зазоры дельта_х между сооружением и грузом для наружных его сечений определяются по табл. П.5.2 как сумма зазора для внутренних сечений, приведенных в этой таблице, и дополнительного выноса консольного сечения, определяемого по формулам, приведенным в примечании к этой таблице, а именно:
при V = 90 км/ч:
2 х n 2 х 2
н
дельта = 140 + 50 ------ = 150 + 50 ----- = 160 мм;
x ламбда 9,72
V = 40 км/ч:
1,5 х n 1,5 х 2
н
дельта = 130 + 45 -------- = 140 + 45 ------- = 144 мм;
x ламбда 9,72
V = 10 км/ч:
1,2 х n 1,2 х 2
н
дельта = 130 + 45 -------- = 130 + 45 ------- = 130 + 11 = 141 мм.
x ламбда 9,72
1,2 х n
н
Режим 4: дельта = 125 + 45 ------- = 125 + 11 = 136 мм.
x ламбда
1,2 х n
н
Режим 5: дельта = 70 + 45 -------- = 70 + 11 = 81 мм.
x ламбда
4.2.5.2. Дополнительные смещения Дельта_x(в) и Дельта_x(н) определяем по формулам (10) и (11) со следующими изменениями в них (см. п. 3 настоящего приложения): вместо Y_cт = 2800 принимаем Y_i = 2500 мм; значения b_R вместо формулы (12) определяем по формулам (15)-(21), принимая в данном случае для одиночной платформы выражения (15) и (16), а именно:
500 500
b = --- (ламбда- n )n = --- (9,72 - 4,86) х 4,86 = 30 мм;
Rв R в в 400
500 500
b = --- (ламбда + n )n = --- (9,72 + 2) х 2 = 29 мм.
Rн R н н 400
Тогда
в h 60
Дельта = b + Y ---- = 30 + 2500 ---- = 124 мм;
x Rв i 1600 1600
н h 60
Дельта = b - Y ---- = 29 - 2500 ---- = -65 мм.
x Rн i 1600 1600
4.2.5.3. Определяем значения Х_в и Х_н для максимальной скорости 90 км/ч:
в
Х = X + дельта + Дельта = 2180 + 140 + 124 = 2444 мм;
в i х х
н
Х = X + дельта + Дельта = 2100 + 160 - 65 = 2195 мм.
н i х х
Таким образом, рассматриваемый негабаритный груз может следовать под путепроводом с графиковой скоростью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.