Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 28 августа 2001 г. N 11Г01-46
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.И.Нечаева
судей Д.П.Александрова и
А.В.Харланова
рассмотрела в судебном заседании от 28 августа 2001 года гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан (РТ) о признании п.3 Указа Президента Республики Татарстан (РТ) N УП-180 от 9 марта 1998 года "О совершенствовании порядка учета, оценки, регистрации, налогообложения индивидуальных жилых домов (коттеджей) и дальнейшем развитии индивидуального жилищного строительства в Республике Татарстан" противоречащим федеральному законодательству по кассационной жалобе аппарата Президента Республики Татарстан на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 июля 2001 года, которым заявление прокурора удовлетворено и п.3 оспариваемого Указа Президента РТ признан противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению.
Заслушав доклад судьи Д.П.Александрова, представителя аппарата Президента Республики Татарстан Сахиевой Р.А., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Т.А.Власовой, полагавшей решение суда подлежащим изменению с внесением в резолютивную часть решения указания о признании недействующим и не подлежащим применению п.3 оспариваемого Указа Президента РТ со дня его издания, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд РТ с указанным выше заявлением, в обоснование которого указал на то, что положения п.3 Указа Президента РТ N УП-180 от 9 марта 1998 года не соответствуют Федеральному закону "О налогах с физических лиц", поскольку за гражданином, имеющим в собственности более одного дома, установлено право на льготу по налогу лишь на имущество, используемое собственником для постоянного проживания (по месту регистрации), между тем как Закон РФ не содержит такого ограничения.
Верховный Суд РТ вынес указанное выше решение, которое обжалует аппарат Президента Республики Татарстан.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и указывается на то, что п.2 ст.II Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" предусмотрено, что формирование республиканского бюджета, установление и взимание республиканских налогов отнесено к полномочиям органов государственной власти Республики Татарстан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, а решение судебной коллегии Верховного Суда РТ подлежащим оставлению без изменения.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которым является Республика Татарстан (ст.72 "и").
По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ст.76 ч.2 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ст.76 ч.5 Конституции РФ).
Законом Российской Федерации "О налогах на имущество с физических лиц" N 2003-1 от 9 декабря 1991 года (в редакции Закона РФ N 4178-1 от 22 декабря 1992 года и Федеральных законов N 25-ФЗ от 11 августа 1994 г., N 10-ФЗ от 27 января 1995 г., N 168-ФЗ от 17 июля 1999 г.) установлено, что собственник каждого объекта налогообложения имеет право на льготу по налогу на этот объект, независимо от использования объекта.
Количество и стоимость находящегося в собственности граждан имущества (жилых домов, квартир) гражданским законодательством не ограничиваются, в связи с чем при наличии у гражданина права на льготы по уплате налога на имущество такие льготы применяются ко всем объектам имущества.
Таким образом, оспариваемый п.3 Указа Президента РТ сужает применение Закона Российской Федерации "О налогах на имущество с физических лиц" (не соответствует ему), поэтому он правильно признан судом не действующим и не подлежащим применению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.304, п.1 ст.305, ст.311 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РТ от 13 июля 2001 года оставить без изменения, кассационную жалобу аппарата Президента РТ оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2001 г. N 11Г01-46
Текст определения официально опубликован не был