Решение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N ГКПИ01-1843
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 апреля 2002 г. N КАС 02-188 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.
при секретаре Бирюковой Е.Ю.
и адвокатов Захариной М.М.,
Ларина Ю.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Везеля Михаила Ивановича о признании незаконным постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций", установил:
Везель М.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконным постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций", ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с превышением полномочий Правительства РФ, не соответствует международному договору и законодательству Российской Федерации и нарушает его право на получение пенсии.
В судебном заседании Верховного Суда РФ заявитель Везель М.И., его представители Каракозов М.А., Максимов Д.В. поддержали заявленные требования.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Назаров А.С., Васильева Т.Ю., Кулагина И.А. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству и международно-правовым нормам, издано в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН. Выслушав объяснения заявителя Везеля М.И., его представителей Каракозова М.А., Максимова Д.В., адвокатов Захариной М.М., Ларина Ю.А., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Назарова А.С., Васильевой Т.Ю., Кулагиной И.А., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба подлежит удовлетворению частично.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный Конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Во исполнение статьи IV Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных наций о передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности от 10 октября 1980 г. Правительство Российской Федерации издало постановление N 229 от 23 марта 2001 г. "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций".
Данным нормативным актом установлено, что гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций, передавшим свои пенсионные права в соответствии с Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций о передаче пенсионных прав от 10 октября 1980 г., выплачивается ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), назначенной им в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Назаров А.С., вопросы пенсионного обеспечения бывших сотрудников международных организаций системы ООН регулируются соглашением между Правительством СССР и Объединенным пенсионным фондом персонала ООН о передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности от 10 октября 1980 г. Соглашение между Правительством СССР и Правлением ОПФП ООН одобрено ХХХУ сессией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1980 г. и Правила применения этих соглашений вступили в силу 1 января 1981 г.
Согласно Соглашению от 10 октября 1980 г. участники Пенсионного фонда ООН получали право на выбор пенсионного обеспечения: в соответствии с Положениями Пенсионного фонда ООН или в соответствии с советским законодательством.
Участник, выразивший желание передать свои пенсионные права в соответствии с Соглашением, заполнял два экземпляра заявления в Секретариат Правления ОПФП ООН.
По получении Секретариатом Правления заявления, причитающиеся советскому гражданину средства из ОПФП ООН переводились с Фонд социального обеспечения СССР, под которым подразумевался счет бюджета государственного страхования СССР.
В соответствии со ст. IV Соглашения при переводе Пенсионным фондом в соответствии со статьей III средства Фонду социального обеспечения СССР в отношении участника:
а) он утрачивает право на получение каких-либо пособии предусмотренных в Положениях, и
б) засчитываемый для пенсии срок его службы включается в стаж, дающий право на пенсию по законодательству СССР, как если бы он в это время находился на государственной службе в СССР, сумма, переведенная Фонду социального обеспечения СССР, учитывается при определении вида и размера его пенсии в соответствии с законодательством СССР.
Из объяснений представителя Правительства РФ Назарова А.С. следует, что на практике данный вопрос решался посредством назначения советским гражданам, работавшим в международных организациях, персональных пенсий. В связи с распадом СССР и отменой в Российской Федерации с 1 января 1992 г. персональных пенсий указанные лица были переведены на государственные пенсии, установленные Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Обязательства, предусмотренные Соглашением от 10 октября 1980 г. государством частично не выполнялись, поскольку при установлении пенсии период работы в международных организациях системы ООН засчитывался в общий трудовой стаж, но суммы взносов не учитывались при определении размера пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2001 г. N 229 гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН установлены ежемесячные доплаты к государственной пенсии. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в статьях 16 и 21 определяет полномочия Правительства РФ в социальной сфере и обеспечении выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ устанавливает виды, размеры трудовых пенсий и не содержит запрета Правительству РФ во исполнение международных обязательств в социальной сфере устанавливать доплаты к государственной пенсии.
При таких обстоятельствах суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что Правительство РФ с превышением своих полномочий издало оспариваемый нормативный акт.
Пунктом 2 Постановления предусмотрено, что ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) устанавливается гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, в зависимости от сумы средств, переведенных Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций на счет бюджета государственного социального страхования СССР, предназначенный для пенсионного обеспечения, в следующем размере:
а) при сумме переведенных средств до 50 тыс. долларов США - в размере пятикратного минимального размера пенсии по старости;
б) при сумме переведенных средств от 50 тыс. долларов США до 100 тыс. долларов США - в размере семикратного минимального размера пенсии по старости;
в) при сумме переведенных средств свыше 100 тыс. долларов США - в размере десятикратного минимального размера пенсии по старости.
По объяснениям представителя заинтересованного лица Назарова А.С. система социального страхования является перераспределительной.
С учетом сумм средств переведенных ОПФП ООН Правительство РФ определило трехуровневый размер ежемесячных доплат к государственной пенсии.
Доводы заявителя Везеля М.И. о том, что оспариваемый нормативный акт лишает его права на получение пенсионных выплат в положенном ему объеме являются несостоятельными.
Пунктом 2 Постановления установлены дифференцированные размеры выплат гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН в зависимости от суммы переведенных средств.
Российская Федерация, продолжая членство бывшего Союза ССР в ООН, несет в полном объеме ответственность по всем правам и обязательствам СССР, включая исполнение соглашения между Правительством СССР и ОПФП ООН о передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности.
Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2001 г. N 229 установлены ежемесячные доплаты к государственной пенсии граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международныхорганизаций системы ООН, чего не имеют другие категории пенсионеров.
Оценка финансово-экономической обоснованности размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии не относится к компетенции суда.
Пунктом 3 Постановления установлены ежемесячные доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) вдовам (вдовцам) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН. Везель М.И. к указанной категории граждан не относится и положения данного пункта нормативного акта не затрагивают прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пункту 4 Постановления при определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), подлежащей выплате гражданам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего Постановления, применяется минимальный размер пенсии по старости, установленный в соответствии с федеральным законом на день назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).
При увеличении в соответствии с федеральным законом минимального размера пенсии по старости одновременно повышается размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) исходя из этого увеличения.
Представитель заявителя Максимов Д.В. пояснил в суде, что действующее законодательство не предусматривает минимального размера пенсии.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2001 г., устанавливает, что трудовая пенсия по старости состоит из:
1) базовой части;
2) страховой части;
3) накопительной части.
Из объяснений представителей заинтересованного лица в суде следует, что Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу и в оспариваемый нормативный акт будут вноситься изменения.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования заявителя Везеля М.И. о признании незаконными п. 4 Постановления подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 5 Постановления ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) гражданам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего Постановления, устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее дня назначения им государственной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания).
При этом указанным гражданам, получающим государственные пенсии (ежемесячное пожизненное содержание) на дату вступления в силу настоящего Постановления, ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) устанавливается с даты вступления в силу настоящего Постановления, если обращение за доплатой последовало не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Как установлено в судебном заседании объяснениями заявителя Везеля М.И. и представителями заинтересованного лица, к данному пункту постановления Правительства РФ 18 января 2002 г. издало постановление N 27, которым предусмотрено произвести в 2002 г. единовременную выплату гражданам, имеющим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), установленную Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международныхорганизаций системы Организации Объединенных Наций", государственная пенсия (ежемесячное пожизненное содержание) которым была назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу указанного Постановления.
Пунктом 6 Постановления предусмотрено, что установление и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии производятся независимо от полученной суммы государственной пенсии, пособий идругих социальных выплат.
Положения данного пункта постановления заявителем не оспариваются и соответствуют требованиям закона.
Установление и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) в силу п. 7 Постановления производится органом, осуществляющим государственноепенсионное обеспечение, что ни в коей мере не нарушает права заявителя и не противоречит действующему законодательству.
В пунктах 9, 10, 11 Постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. N 229 даются поручения федеральным министерствам по реализации настоящего Постановления.
Правительство Российской Федерации, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, в соответствии со ст. 12 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" руководит работой федеральных министерств.
Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2001 г. утверждено также Положение о назначении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенный Наций, которое определяет порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).
Доводы заявителя о незаконности пунктов 1 и 8 Положения являются необоснованными, т.к. Правительство РФ, установив гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международныхорганизаций доплаты, в переделах своей компетенции вправе определять порядок их назначения и выплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст 191, 192, 197, 2397 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Везеля Михаила Ивановича удовлетворить частично: признать недействительным с 1 января 2002 г. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций".
В остальной части жалобу Везеля М.И. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N ГКПИ01-1843
Текст решения опубликован в журнале "Пенсия", 2002 г., N 6, в журнале "Пенсия", 2002 г., N 6, в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, ноябрь 2002 г., N 11 (извлечение)