Письмо МНС РФ от 14 июня 2002 г. N АС-6-12/832
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для руководства и использования в контрольной работе Методические указания по проверке организации работы налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость.
Управлениям MHC России по субъектам Российской Федерации настоящие методические указания довести до нижестоящих налоговых органов.
Приложение: на 25 листах.
Государственный советник |
А.В.Смирнов |
Методические указания
по проверке организации работы налоговых органов
по контролю за правильностью исчисления и своевременностью
уплаты налога на добавленную стоимость
(утв. первым заместителем Министра РФ по налогам и сборам А.В.Смирновым
14 июня 2002 г.)
Методические указания по проверке организации работы налоговых органов по осуществлению контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс), решением Коллегии MHC России от 06.12.2000 (протокол N 16-3), пунктом 3 Плана методологического обеспечения контроля за деятельностью налоговых органов на 2001 год, утвержденного Министром Российской Федерации по налогам и сборам Г.И.Букаевым 21.12.2000 г.
Методические указания разработаны в целях единообразного применения Указаний о направлениях проведения проверок нижестоящих налоговых органов, утвержденных приказом MHC России от 19.09.2001 N ВГ-14-12/114дсп.
1. Общие положения
Цель проверки. Определение эффективности работы налоговых органов по осуществлению контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Объект проверки. Проверка проводится в управлениях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, инспекциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня (далее - налоговые органы).
Проверка работы налоговых органов по осуществлению контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты НДС проводится по решению руководителя (заместителя руководителя) проверяющего налогового органа в рамках комплексной (тематической) проверки на основании утвержденного им плана контрольной работы.
Проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвержденной руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, назначившего комплексную проверку.
С целью определения объекта проверки и обеспечения эффективности ее проведения, следует предварительно проанализировать:
- по управлениям MHC России по субъектам Российской Федерации:
выполнение мероприятий по результатам предыдущей комплексной (тематической) проверки;
поступление НДС в федеральный бюджет Российской Федерации;
выполнение бюджетных назначений по НДС;
выполнение решений коллегии MHC России в части вопросов, касающихся НДС;
достоверность показателей форм отчетности, установленных MHC России, в части поступлений НДС и своевременность представления форм отчетности;
состояние организационно-методической работы по составлению обзоров, проведению совещаний, семинаров, экономической учебы, связанных с исчислением и уплатой НДС;
организацию и качество работы по подготовке и проведению комплексных (тематических) проверок нижестоящих налоговых органов, а также реализации их материалов;
организацию работы с жалобами налогоплательщиков, разъяснительной работы, проводимой с нижестоящими налоговыми органами, по вопросам правильности применения законодательства по налогу на добавленную стоимость;
наличие в планах работы за проверяемый период мероприятий, предусмотренных MHC России Основными направлениями контрольной работы органов MHC России и Межведомственными планами контролирующих и правоохранительных органов, и своевременность их исполнения.
- по межрегиональным инспекциям MHC России, инспекциям MHC России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциям MHC России межрайонного уровня:
выполнение мероприятий по результатам предыдущей комплексной (тематической) проверки;
поступление НДС в федеральный бюджет Российской Федерации;
выполнение бюджетных назначений и определенных заданий субъектов Российской Федерации по НДС;
выполнение решений коллегии MHC России, управлений MHC России по субъектам Российской Федерации в части вопросов, касающихся НДС;
достоверность показателей в формах отчетности, установленных MHC России, по поступлениям налога на добавленную стоимость и своевременность представления форм отчетности;
организацию работы и соблюдение порядка по проведению камеральных проверок налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, оформлению и реализации их результатов;
организацию работы и соблюдение порядка по подготовке и планированию, назначению и проведению выездных налоговых проверок, оформлению и реализации их результатов;
организацию работы по рассмотрению обращений налогоплательщиков в части правильности применения законодательства по налогу на добавленную стоимость;
включение в проверяемом периоде в планы контрольной работы мероприятий, предусмотренных планами работ Управления MHC России по субъекту Российской Федерации по реализации основных направлений, а также Межведомственных планов и своевременность их исполнения.
2. Организация работы налогового органа по осуществлению контроля
за поступлением в бюджет налога на добавленную стоимость
2.1. В целях определения эффективности проводимой контрольной работы по НДС в управлениях MHC России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекциях MHC России, инспекциях MHC России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциях MHC России межрайонного уровня провести анализ организации работы налоговых органов по вопросу полноты принимаемых мер по обеспечению полного и своевременного поступления в бюджетную систему Российской Федерации НДС, на основании утвержденных MHC России форм отчетности:
N 1-НМ "Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации" (далее - форма N 1-НМ);
N 2-НМ "Отчет о результатах выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных налоговыми органами и федеральными органами налоговой полиции" (далее - форма N 2-НМ);
N 2-НК "Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов" (далее - форма N 2-НК);
N 5-НБН "Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов" (далее - форма N 5-НБН);
N 4-НМ "Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней" (далее - форма N 4-НМ);
N 3-НЛ "Отчет о льготах по косвенным налогам, предоставленных налогоплательщикам в соответствии с законодательством о налогах и сборах" (далее - форма N 3-НЛ);
N ВН-1 "Отчет о суммах возмещения (зачета, возврата) налога на добавленную стоимость по экспортным поставкам товаров, выполненным работам (оказанным услугам), облагаемым по налоговой ставке 0 (ноль) процентов (разрезе организаций-экспортеров)" (далее - форма N BH-1);
N ВН-2 "Отчет о суммах возмещения (зачета, возврата) налога на добавленную стоимость по экспортным поставкам товаров, выполненным работам (оказанным услугам), облагаемым по налоговой ставке 0 (ноль) процентов" (далее - форма N ВН-2).
2.2. На основании данных отчетности, приведенной в п. 2.1 настоящих Методических указаний, проанализировать:
динамику и структуру поступления платежей по уровням бюджетов по годам за проверяемый период, обеспечение соблюдения установленных нормативов отчислений (форма N 1-НМ);
состояние недоимки по НДС на отчетные даты и ее динамика за проверяемый период по годам, в том числе по крупным организациям-налогоплательщикам (форма N 4-НМ).
Анализ проводится в сопоставлении со среднероссийскими показателями (со средними показателями по соответствующему субъекту Российской Федерации).
При невыполнении налоговыми органами установленных заданий по мобилизации НДС в бюджетную систему Российской Федерации (с 1 января 2001 года в федеральный бюджет) выяснить причины и предпринимаемые меры проверяемым налоговым органом в целях выполнения установленных заданий, увеличения объемов поступлений НДС и снижению сумм недоимки.
3. Организация работы по постановке на учет налогоплательщиков
налога на добавленную стоимость
Проверить организацию работы по постановке налогоплательщиков на учет по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьями 143 и 144 Кодекса.
При проведении проверки руководствоваться приказом MHC России от 31.10.2000 N БГ-3-12/375 "О постановке на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость", зарегистрированным Минюстом России 28.11.2000 N 2468, которым утверждены формы "Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе российской организации в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость" и "Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость". Рекомендации по постановке на учет налогоплательщиков налога на добавленную стоимость доведены до налоговых органов письмом MHC России от 19.01.2001 N ММ-6-12/46@.
4. Организация работы налоговых органов по проведению камеральных
налоговых проверок и оформлению их результатов
Проверка проводится в соответствии с Методическими указаниями по проверке организации работы налоговых органов по проведению налогового контроля, утвержденными MHC России 11.05.2001, Инструкцией по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов (приказ MHC России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407, зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2000 N 2499; приказ MHC России от 26.12.2001 N БГ-3-03/572 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость", зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2002 N 3171; приказ MHC России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 "Об утверждении инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость", зарегистрирован в Минюсте России 25.01.2002 N 3187).
Проверка соблюдения налоговым органом процедуры проведения камеральных налоговых проверок, установленной Кодексом, Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, утвержденным Министром Российской Федерации по налогам и сборам 28.01.99, осуществляется по следующим основным направлениям:
своевременность представления до 31 декабря 2000 года - расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость, с 1 января 2001 года - декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налоговой ставке 0 процентов (далее - отчетности по налогу на добавленную стоимость) и применение мер ответственности к налогоплательщикам (должностным лицам), допустившим нарушение сроков представления отчетности по НДС;
правильность предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;
правильность заполнения форм отчетности по налогу на добавленную стоимость;
правильность применения налоговых ставок;
правильность и обоснованность применения освобождения от налогообложения;
правильность исчисления налоговой базы по НДС;
правильность отражения сумм НДС, подлежащих списанию в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", и применения налоговых вычетов;
соблюдение порядка возмещения из бюджета НДС;
соблюдение налоговым органом процедуры проведения камеральной налоговой проверки отчетности по НДС и принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки;
обеспечение полноты охвата камеральными проверками отчетности по НДС.
Формы налоговой отчетности и документы, используемые налоговым органом для проведения камеральной налоговой проверки:
до 31 декабря 2000 года - расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость в соответствии с приложением N 1 к Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость";
с 01 января 2001 года - декларация по налогу на добавленную стоимость и декларация по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с приказом MHC России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407, зарегистрированным Минюстом России 18.12.2000 N 2499 (с учетом дополнений и изменений);
с 01 января 2002 года - налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость и налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с приказом MHC России от 26.12.2001 N БГ-3-03/572 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость", зарегистрированным Минюстом России 17.01.2002 N 3171;
карточки лицевого счета по налогу на добавленную стоимость и налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям;
документы, представленные налогоплательщиком в соответствии со статьями 31, 87 и 88 Кодекса, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты НДС.
Проверить:
4.1. Своевременность представления налоговых деклараций.
4.1.1. Организацию контроля налоговым органом за своевременностью представления налогоплательщиками отчетности по НДС. Проверка осуществляется выборочным методом путем сопоставления сроков их фактического получения налоговым органом, зафиксированных в журнале регистрации налоговой отчетности, отметки налогового органа о приеме в форме расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость со сроками, установленными:
статьей 8 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1), разделом X Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39) - до 31 декабря 2000 г.;
статьей 174 Кодекса - с 01 января 2001 года.
4.1.2. При проведении проверки своевременности представления в налоговый орган отчетности учесть, что плательщики НДС представляют отчетность:
ежемесячно, до 31 декабря 2000 года - исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца (организациями со среднемесячными платежами от 3000 руб. до 10000 руб., кроме предприятий железнодорожного транспорта, указанных в подпункте "а" пункта 36 Инструкции N 39, которые уплату налога производят до 25-го числа следующего месяца), при этом организации (предприятия) со среднемесячными платежами более 10000 руб. уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере одной трети суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующими перерасчетами по сроку 20-го числа (для предприятий железнодорожного транспорта - 25-го числа) месяца, следующего за отчетным, исходя из фактических оборотов по реализации. С 01 января 2001 года - по итогам каждого отчетного месяца исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом в соответствии со статьей 174 Кодекса;
ежеквартально, до 31 декабря 2000 года - исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, при среднемесячных платежах налога до 3000 рублей (а также независимо от размера среднемесячных платежей субъекты малого предпринимательства, определяемые таковыми в соответствии с критериями отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, установленными ст. З Закона Российской Федерации от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"), с 01 января 2001 года - с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж исходя из фактической реализации (передачи) товаров, не превышающими один миллион рублей, за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в соответствии со статьей 174 Кодекса.
При этом следует иметь в виду, что освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по уплате НДС не освобождает его от представления налоговой декларации, а также обязанности налогового агента.
4.1.3. Организацию контроля за представлением налогоплательщиками в налоговые органы налоговой декларации.
До 31 декабря 2000 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 филиалы и обособленные подразделения, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги), и исполняющие обязанность головной организации по уплате НДС, исчисляли и уплачивали НДС в порядке, предусмотренном названным Законом.
С 1 января 2001 года согласно статье 175 Кодекса организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает НДС по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.
Согласно письму МНС России от 12.02.2001 N ВГ-6-03/130@ организации-плательщики НДС, имеющие обособленные подразделения, могут производить централизованную уплату НДС (в целом по организации, включая все обособленные подразделения) по месту нахождения организации. При принятии такого решения организации-налогоплательщики в приказе об учетной политике для целей налогообложения должны дополнительно указать, в каком порядке будет уплачиваться НДС (централизованно или по месту нахождения каждого обособленного подразделения).
В связи с изложенным, необходимо проверить соответствие применяемого организацией порядка исчисления и уплаты НДС, заявленному в приказе об учетной политике.
Проверить правильность закрытия карточек лицевых счетов и передачу сальдо расчетов с бюджетом филиалов, обособленных подразделений организаций, самостоятельно уплачивающих НДС до 31.12.2000, в соответствии с письмами МНС России от 12.02.2001 N ВГ-6-03/130@ и от 19.03.2001 N ВГ-6-03/216@.
4.1.4. Правильность применения мер ответственности к налогоплательщикам, допустившим нарушение срока представления отчетности по НДС в соответствии со статьей 119 Кодекса, административной ответственности к должностным лицам, предусмотренной п. 12 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
В ходе проверки необходимо обратить внимание на начисление пени в соответствии со статьей 75 Кодекса и применение налоговых санкций в случае установления фактов неуплаты НДС в связи с несвоевременным представлением деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость в случае превышения размера среднемесячного платежа (до 31.12.2000), суммы выручки (после 01.01.2001), установленного для квартального представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость.
4.1.5. В случае выявления фактов непредставления налогоплательщиком налоговых деклараций проверить:
направление налоговыми органами сведений об организациях, не представляющих отчетность, в органы ФСНП России для принятия мер по розыску этих организаций;
принятие налоговым органом в соответствии с п. 2 ст. 76 Кодекса решения о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке в случае непредставления в течение двух недель по истечении установленного срока представления декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком налоговой декларации;
отражение налоговым органом в базе единого государственного реестра налогоплательщиков данных по налогоплательщикам, не представившим отчетность по НДС.
4.2. Правильность предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.
4.2.1. С 01 января 2001 года статьей 145 Кодекса предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. рублей.
Формы заявления и решения на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанности налогоплательщика, связанной с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, утверждены приказом МНС России от 29.01.2001 N БГ-3-03/23 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", зарегистрированным Минюстом России 14.02.2001 N 2574.
Подавая заявление по утвержденной форме, налогоплательщик заявляет об отсутствии у него деятельности по реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, подтверждая это своей подписью.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее - освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика), не освобождает его от исполнения иных обязанностей в соответствии с Кодексом и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщиков, представляют налоговую декларацию в общеустановленном порядке с обязательным заполнением приложения Г формы N 1.
4.2.2. На основании изложенного в п.п. 4.2.1 настоящих Методических указаний проверить:
осуществление контроля со стороны налогового органа за соответствием представленных налогоплательщиками документов формам, установленным МНС России, и наличию комплекта документов, подтверждающих правомерность освобождения (продления освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика;
использование налоговым органом права, установленного статьей 93 Кодекса по истребованию у проверяемого налогоплательщика документов, необходимых при проведении налогового контроля;
организацию работы по контролю за соблюдением установленного порядка предоставления освобождения (продления освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика в части своевременности подачи заявления (повторного заявления) и необходимых документов, соблюдения налоговым органом сроков их проверки и рассмотрения, принятия решения и направления первого экземпляра решения налогоплательщику;
осуществление налоговым органом контроля за достоверностью сведений, содержащихся в представленных налогоплательщиком документах, и соблюдением условий предоставления (продления) освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика;
обеспечение контроля за исчислением и уплатой НДС до даты получения налогоплательщиком освобождения;
учет сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) лицами, освобожденными от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса;
восстановление и уплату в бюджет в общеустановленном порядке с отражением в налоговой декларации сумм НДС, принятых к вычету по товарам (работам, услугам), используемым организациями (индивидуальными предпринимателями) для производства (реализации) товаров (работ, услуг) после получения права на освобождение;
уплату суммы НДС в бюджет в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 173 Кодекса в случае выставления плательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, покупателю товаров (работ, услуг) счетов-фактур с выделением суммы НДС;
правильность восстановления и уплаты в бюджет сумм НДС в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 145 Кодекса.
4.3. Правильность заполнения отчетности по налогу на добавленную стоимость.
Проверить:
4.3.1. Правильность заполнения отчетности по НДС в соответствии с формами, утвержденными:
Инструкцией N 39 согласно приложению N 1 - до 31 декабря 2000 года;
Инструкцией по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом МНС России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407 (с учетом дополнений и изменений) - с 01 января 2001 года;
Инструкцией по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 - с 01 января 2002 года.
4.3.2. Наличие всех необходимых реквизитов: полного наименования (Ф.И.О.) налогоплательщика, периода, за который представлена декларация, подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера), полноту заполнения иных предусмотренных в формах отчетности данных, наличие подписи работника налогового органа, проводившего проверку, с указанием даты ее проведения. Если имеются отметки и замечания работника налогового органа о выявленных ошибках в заполнении декларации, проверить соблюдение налоговым органом порядка оформления и реализации результатов камеральных налоговых проверок.
4.3.3. Организацию контрольной работы в случае представления налогоплательщиками дополнительной налоговой декларации.
4.3.4. Правильность арифметических подсчетов итоговых сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, зачету или возмещению из бюджета, отраженных налогоплательщиками в налоговых декларациях и принятых налоговым органом.
4.3.5. В случае представления налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость по форме N 1 и декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов обратить внимание на правильность переноса сумм НДС, начисленных к уплате в бюджет (к возмещению из бюджета) за данный налоговый период по товарам, применение налоговой ставки 0 процентов которым не подтверждено, из налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по форме N 1.
4.3.6. Организацию контрольной работы за правильностью исчисления НДС организациями, имеющими структурные подразделения, необходимо иметь в виду:
с 01 января 2001 года сумма НДС, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой НДС, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой НДС, подлежащей уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений организации.
4.3.7. Правильность отражения сумм НДС в карточке лицевого счета суммам, начисленным по данным налоговой декларации. В случае установления их несоответствия проверить действия налогового органа по организации контроля за достоверностью составления отчетности по поступлению НДС.
4.4. Правильность применения налоговых ставок.
Проверить:
4.4.1. Правильность применения ставок НДС в соответствии:
до 31 декабря 2000 года:
со статьей 6 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1;
приложениями NN 1, 2 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ), в соответствии с которыми установлен перечень товаров, обороты по реализации которых облагаются по налоговой ставке в размере 10%.
Обратить внимание, что при реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 20% или 10%, применяются расчетные ставки соответственно 16,67% или 9,09%.
Коды товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, по которым применяется ставка НДС в размере 10%, доведены до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 18.04.96 N ВЗ-4-03/34н.
с 01 января 2001 года:
со ст. 164 Кодекса.
Необходимо иметь в виду, что коды видов продукции, по которым применяется ставка НДС в размере 10% в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908 утверждены перечни кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов
Проверить правомерность применения налогоплательщиками ставки НДС в размере 10% и в связи с этим проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля.
Обратить внимание на организацию налоговым органом контроля за правильностью применения ставок НДС налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность на основании договоров комиссии, агентских договоров, договоров поручения в соответствии со ст. 156 Кодекса.
4.4.2. Использование налоговым органом в соответствии со статьями 31 и 88 Кодекса права по истребованию от налогоплательщика объяснений и документов, подтверждающих правильность применения пониженной ставки НДС.
4.4.3. Организацию налоговым органом контрольной работы по подтверждению правильности применения освобождения от НДС или налоговой ставки 0 процентов в соответствии:
до 31 декабря 2000 года:
со ст. 88 Кодекса;
со ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1;
с п.п. 12, 14, 21, 22, 26 Инструкции N 39;
с 01 января 2001 года:
Проверить организацию работы по подтверждению правильности применения налоговой ставки 0 процентов: обеспечение полноты представленного налогоплательщиками пакета документов, предусмотренного статьей 165 Кодекса, проведение необходимых дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с:
Временными методическими указаниями по организации контроля за правильностью возмещения сумм налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам, доведенными до налоговых органов письмом МНС России от 29.06.2000 N ВГ-14-16/286дсп.
Методическими рекомендациями по контролю за применением налогоплательщиками налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и возмещением (зачетом, возвратом) сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), утвержденными приказом МНС России от 03.09.2001 N БГ-14-03/106дсп.
4.5. Правильность и обоснованность применения освобождения от налогообложения.
4.5.1. Проверка обоснованности применения освобождения от налогообложения производится на основе анализа показателей отчета формы N 3-НЛ "Отчет о льготах по косвенным налогам, предоставленных налогоплательщикам в соответствии с законодательством о налогах и сборах" по видам и суммам применяемых льгот.
Отбор налогоплательщиков, налоговая отчетность которых подлежит перепроверке в ходе комплексной проверки, осуществляется по видам льгот и операциям, не признаваемым реализацией товаров (работ, услуг), с учетом объемов реализации, характера используемых льгот и других критериев.
4.5.2. В целях проверки организации налоговым органом контроля за обоснованностью применения освобождения от налогообложения проверить представление налогоплательщиком документального подтверждения правомерности использования освобождения от налогообложения, а именно:
а) наличие у предприятий соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации (до 31.12.2000 в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1, с 01.01.2001 - ст. 149 Кодекса);
б) полноту представления налогоплательщиками документов для обоснования применения освобождения от налогообложения.
Так, при представлении налоговым органом освобождения от налогообложения в соответствии с п.п. "б" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 проверить, запрашивались ли налоговым органом документы, подтверждающие оказание услуг (реализацию товаров) иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, национальным законодательством аккредитирующих государств у которых установлена аналогичная льгота в отношении российских дипломатических и приравненных к ним представительств, и использовалось ли при этом письмо МНС России от 08.10.99 N ВГ-6-06/804 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость иностранных дипломатических представительств и их персонала" (с учетом внесенных изменений и дополнений).
Следует учесть, что с 01.01.2001 при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами применяется налоговая ставка 0 процентов. Порядок применения нулевой ставки установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033. Перечень иностранных государств, в отношении которых применяется нулевая ставка, определен письмом МНС России от 19.02.2001 N ВГ-6-06/145 "О перечне государств, в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость" (с учетом внесенных изменений и дополнений).
в) наличие у налогоплательщиков зарегистрированных в установленном порядке лицензионных договоров в соответствии с п.п. "к" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 по освобождению от налогообложения патентно-лицензионных операций, связанных с объектами промышленной собственности. с 01 января 2001 года Кодекс не предусматривает предоставление указанной льготы;
г) наличие у налогоплательщиков документов (актов) об объемах выполненных работ и документов об источниках финансирования (оплаты) при подтверждении налоговыми органами правомерности применения льготы в соответствии с п.п. "т" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 по освобождению от налогообложения стоимости работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов при условии, что эти средства составляют не менее 40% от стоимости этих работ. с 01 января 2001 года освобождение от налогообложения производится, если объем средств, выделенных из бюджетов всех уровней, составляет не менее 50% от общего объема;
д) соответствие учредительных документов организации статусу общественных организаций инвалидов при представлении налоговым органом налоговой льготы в соответствии с п.п. "х" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 по освобождению от налогообложения реализации товаров, работ и услуг, производимых и (или) реализуемых организациями, среди работников которых не менее 50 процентов общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
До 31 декабря 1999 года указанное освобождение предоставлялось независимо от территориальной сферы деятельности общественных организаций, сформировавших их уставной капитал.
с 01 января 2000 года освобождение предоставлялось общественным организациям при условии, что их уставный капитал полностью состоял из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
с 01 января 2001 года освобождение от налогообложения организаций инвалидов осуществлялось в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса (с учетом действия статьи 26 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ в редакции Федерального закона от 15.12.2001 N 165-ФЗ).
с 01 января 2002 года освобождение от налогообложения организаций инвалидов производится в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
ж) наличие у налогоплательщика документов, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 N 688 "Об утверждении правил возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам) производственного назначения, используемым при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализуемых в рамках безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации", при подтверждении налоговым органом правомерности применения льготы в соответствии с п.п. "я" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1, предусматривающую освобождение от налогообложения товаров за исключением подакцизных (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках безвозмездной помощи.
Необходимо иметь в виду, что с 01 января 2001 года реализация вышеуказанных товаров (работ, услуг) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с п.п. 19 п. 2 ст. 149 Кодекса. Перечень документов, подтверждающих обоснованность такого освобождения, приведен в вышеуказанном подпункте.
з) соответствие кодов ОКОНХ и учредительных документов при подтверждении налоговым органом правомерности применения льгот, установленных для налогоплательщиков, имеющих определенный статус или выполняющих определенный вид деятельности (учреждения культуры, науки, искусства, спорта и т.д.).
Обратить внимание, что с 01 января 2001 года не применяется освобождение от налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), ранее предусмотренные п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1:
- подпункт "д" - стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий;
- подпункт "к" - патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности, а также получение авторских прав;
- подпункт "л" - услуги вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- подпункт "р" - обороты по реализации конфискованных, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;
- подпункт "т" - стоимость зданий, строений и сооружений, передаваемых безвозмездно одними профсоюзными организациями другим профсоюзным организациям;
- подпункт "ы" - услуги, выполняемые профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями по договорам;
- подпункт "ю" - пожарно-техническая продукция.
4.5.3. Правильность неприменения освобождения от налогообложения при отказе налогоплательщика от применения льгот, при этом обратить внимание, что:
до 31 декабря 2000 года в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 имеют право не применять предоставленную им льготу предприятия, учреждения и организации, производящие и реализующие товары (работы, услуги), указанные в подпунктах "ф", "х" и "ю" вышеназванного Закона;
с 01 января 2001 года в соответствии с п. 5 ст. 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 указанной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.
При этом проверить уплату в бюджет в общеустановленном порядке суммы НДС в случае, если налогоплательщиками, применяющими освобождение от налогообложения, производилось выставление покупателю счетов-фактур с выделением суммы налога на добавленную стоимость.
4.6. Правильность исчисления налоговой базы.
При проверке правильности исчисления налоговой базы следует иметь в виду, что объектами налогообложения с 01.01.2001 являются операции, поименованные в ст. 146 Кодекса.
До 31 декабря 2000 года облагаемый оборот определялся в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1.
4.6.1. Проверить:
организацию работы по проведению анализа между отчетными данными показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и соответствующими расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы, сопоставимости отчетных показателей с соответствующими показателями предыдущего отчетного периода, соотношением их с данными бухгалтерской отчетности, а также с показателями налоговой отчетности по другим налогам;
правильность определения периода реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики в целях налогообложения, при этом иметь в виду, что датой реализации товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено п. 6-8 ст. 167 Кодекса, считается:
а) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате НДС по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
- день оплаты товаров (работ, услуг);
б) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате НДС по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг).
Обратить внимание, что дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством.
Дата передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения по НДС, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
правильность исчисления и уплаты НДС организациями, реализующими товары (работы, услуги) за иностранную валюту, учитывая следующее:
- до 31 декабря 2000 года организации, реализующие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) за иностранную валюту, уплачивали НДС в бюджет в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действовавшему на день уплаты НДС;
- с 01 января 2001 года согласно ст. 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов;
правильность применения понятия места реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 и со статьей 148 Кодекса и полноту представления подтверждающих документов с учетом следующего:
- до 31 декабря 2000 года в случае, если местом реализации работ (услуг) в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 не признается Российская Федерация, документами, подтверждающими место выполнения работ и оказания услуг, является: контракт с иностранными или российскими лицами; платежные документы, подтверждающие оплату иностранным или российским лицом выполненных работ и оказанных услуг; акты, справки или другие документы, подписанные продавцом и покупателем работ (услуг);
- с 01 января 2001 года в соответствии со ст. 148 Кодекса документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации, являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
4.7. Правильность отражения сумм НДС, подлежащих списанию в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", и применения налоговых вычетов.
4.7.1. Исходя из того, что налог на добавленную стоимость по приобретенному сырью, материалам, топливу, комплектующим и другим изделиям, основным средствам и нематериальным активам, а также работам (услугам), выполняемым сторонними организациями, не включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций, а принимается к возмещению (налоговому вычету) по мере оплаты и оприходования, а также при обязательном наличии счета-фактуры, за исключением сумм налога, не принимаемых к вычету в соответствии с п. 2 ст. 170 Кодекса, следует проверить организацию налоговым органом контроля за достоверностью показателей, отражаемых:
до 31 декабря 2000 года - по строке 1а "Сумма налога на добавленную стоимость по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 68 "Расчеты с бюджетом" расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость: имеются ли случаи возмещения НДС по оборотам от реализации товаров (работ, услуг), отраженным по строке 10 "Стоимость реализованных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость" расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость;
с 01 января 2001 года - в декларации на соответствие общей суммы НДС, принимаемой к вычету, сумме НДС, отражаемой в приложениях к данной декларации.
При этом необходимо проверить работу налогового органа по осуществлению контроля за обоснованностью отражения налогоплательщиками в декларациях сумм НДС, принимаемых к вычету, в случаях:
единовременного представления ими к вычету значительных сумм НДС, в том числе при введении в действие объектов капитального строительства;
систематического представления налогоплательщиками по итогам налогового периода сумм налоговых вычетов, превышающих сумму, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Проводятся ли налоговыми органами в этих случаях соответствующие контрольные мероприятия (организация и проведение выездных налоговых проверок, а также встречных проверок, запросы о предоставлении дополнительных документов и материалов и др.).
4.7.2. Проверить осуществление со стороны налогового органа контроля за:
сопоставимостью показателей деклараций по налогу на добавленную стоимость аналогичным показателям предыдущих отчетных периодов с учетом сумм НДС, исчисленным по авансам и предоплатам, поступившим в отчетном периоде;
соотношением показателей бухгалтерской отчетности и деклараций по налогу на добавленную стоимость;
логической связью между отдельными отчетными и расчетными показателями при исчислении налоговой базы по НДС с использованием всей имеющейся в деле налогоплательщика бухгалтерской и налоговой отчетности;
проведением налоговым органом контрольных мероприятий в случае установления в представленных налоговых декларациях расхождений показателей. Например, при наличии изменений в бухгалтерской и налоговой отчетности показателей стоимости основных средств, при этом, стоимость выбывших основных средств определяется ориентировочно исходя из изменения первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств в течение отчетного периода (на основании отчетных данных по строке 00101 расчета среднегодовой стоимости имущества).
4.7.3. Проверить организацию контрольной работы за обоснованностью предъявления налогоплательщиками к возмещению (налоговому вычету) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также в качестве налогового агента.
4.8. Соблюдение порядка возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость.
В случае превышения сумм НДС, фактически уплаченных поставщикам за приобретенные (оприходованные) товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также основные средства и нематериальные активы, введенные в эксплуатацию и принятые на учет или сумм налоговых вычетов, над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница:
до 31 декабря 2000 года засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается из бюджета по письменному заявлению налогоплательщика в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период;
с 01 января 2001 года подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии со ст. 176 Кодекса.
Проверить своевременность принятия решений о возмещении НДС и направления принятых решений органам федерального казначейства, а при нарушении установленных сроков - начисление процентов на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
4.9. Соблюдение порядка проведения камеральной налоговой проверки отчетности по налогу на добавленную стоимость и принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
4.9.1. Проверить соблюдение порядка проведения камеральной налоговой проверки и принятия решения по результатам камеральной проверки:
направление в соответствии со ст. 88 Кодекса налогоплательщику требования о внесении соответствующих исправлений в установленный срок в случае выявления ошибки в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах;
соблюдение установленного ст. 88 Кодекса 3-х месячного срока проведения камеральной налоговой проверки и принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
4.9.2. Проверить:
соблюдение Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов;
соблюдение порядка и 10-дневного (с даты вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности) срока направления налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогам, сборам, пеням в соответствии со ст. 70 Кодекса;
обоснованность привлечения налогоплательщика, допустившего занижение налоговой базы, повлекшее за собой неуплату или не полную уплату сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, к ответственности в соответствии со ст. 122 Кодекса;
использование налоговым органом права, предоставленного ст. 31 и ст. 88 Кодекса по истребованию у налогоплательщика объяснений, документов, дополнительных сведений, пояснений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты НДС;
обоснованность привлечения к ответственности налогоплательщиков за непредставление налоговому органу затребованных при проведении камеральной налоговой проверки дополнительных сведений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты НДС, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 Кодекса;
применение налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации в соответствии со ст. 119 Кодекса. Сопоставить количество деклараций, представленных в налоговой орган с нарушением установленного законодательством срока, с количеством вынесенных решений;
правильность изложения в решении руководителя (заместителя руководителя) налогового органа обстоятельств совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту (при их наличии), и результаты их рассмотрения налоговым органом в соответствии со ст. 101 Кодекса.
4.9.3. Проверить составление заключений о целесообразности отбора соответствующего налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки по результатам камеральных проверок отчетности по налогу на добавленную стоимость, а также полноту передачи сведений о выявленных налоговых правонарушениях в отдел выездных налоговых проверок.
4.10. Действия вышестоящего налогового органа по результатам камеральной проверки налоговых деклараций, проверенных ранее нижестоящим налоговым органом.
При выявлении в ходе проверок фактов неуплаты или неполной уплаты НДС (до истечения 3-х месячного срока, установленного статьей 88 Кодекса) проверяющий налоговый орган вносит предложение проверяемому налоговому органу о проведении дополнительного начисления сумм НДС, пени, применении налоговых санкций и мер административной ответственности в отношении указанного налогоплательщика.
Если указанные нарушения выявлены по истечении 3-х месячного срока, то в соответствии с Регламентом проведения проверок нижестоящих налоговых органов, утвержденном приказом МНС России от 16.02.2001 N БГ-14-17/18дсп, проверяющим налоговым органом вносится предложение проверяемому налоговому органу о назначении выездной налоговой проверки соответствующего налогоплательщика или проводится повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
5. Организация работы налоговых органов
по проведению выездных налоговых проверок
5.1. Проверка организации работы налоговых органов по проведению выездных налоговых проверок осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по проверке организации работы налоговых органов по проведению налогового контроля, утвержденными Первым заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.В.Смирновым 11.05.2001, на основании показателей форм отчетности NN 2-НМ, 2-НК.
В целях определения эффективности проводимых выездных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость и отбора налогоплательщиков для проведения в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов повторной выездной налоговой проверки проанализировать в сравнении со среднероссийскими показателями:
- в управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации:
количество и результативность повторных выездных налоговых проверок, проведенных в порядке контроля за деятельностью налогового органа, в том числе по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года;
удельный вес дополнительно начисленных сумм НДС по результатам повторных выездных налоговых проверок в общем объеме доначислений;
- в межрегиональных инспекциях МНС России, инспекциях МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциях МНС России межрайонного уровня:
охват налогоплательщиков выездными налоговыми проверками по НДС;
выполнение плана контрольной работы по проведению выездных налоговых проверок (причин невыполнения, если такие факты имеют место);
организацию работы по планированию выездных налоговых проверок, в том числе на основании заключений по результатам камеральных налоговых проверок отчетности по НДС;
результативность выездных налоговых проверок по сравнению со средними показателями по соответствующему субъекту Российской Федерации (с указанием причин снижения, если такие случаи имеются);
удельный вес дополнительно начисленных сумм НДС по результатам выездных налоговых проверок в общем объеме поступлений;
взыскание дополнительно начисленных сумм НДС по результатам выездных налоговых проверок по сравнению со средними значениями показателя по соответствующему субъекту Российской Федерации;
Проверить:
5.2. Соблюдение налоговыми органами Порядка назначения выездных налоговых проверок (приложение к приказу МНС России от 08.10.99 N АП-3-16/318) в части:
правильности оформления решения о проведении выездной налоговой проверки по вопросу исчисления и уплаты НДС;
наличия мотивированного решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении повторной выездной налоговой проверки, проводимой в порядке контроля за деятельностью налогового органа.
5.3. Полноту включения в Программу проведения выездной налоговой проверки, утверждаемую руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, вопросов, подлежащих проверке, в том числе учитывающих особенности исчисления налоговой базы с учетом предусмотренных законодательством налоговых вычетов проверяемой организации в соответствии с:
Временными методическими указаниями по организации контроля за правильностью возмещения сумм налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам, доведенными до налоговых органов письмом МНС России от 29.06.2000 N ВГ-14-16/285дсп;
Методическими рекомендациями по контролю за применением налогоплательщиками налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и возмещением (зачетом, возвратом) сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), утвержденными приказом МНС России от 03.09.2001 N БГ-14-03/106дсп;
разделом V "Налог на добавленную стоимость" Примерной программы и Методических рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок правильности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих строительно-монтажные и ремонтные работы на территории Российской Федерации, доведенные до налоговых органов письмом от 03.07.2001 N ВГ-6-23/507;
Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты НДС при выполнении соглашений о разделе продукции, утвержденными приказом МНС России от 10.09.2001 N ВГ-3-01/340.
5.4. Организацию налоговыми органами контроля за правомерностью применения налогоплательщиками налоговых льгот, отражение в актах выездных налоговых проверок вопроса правильности и обоснованности их применения в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
5.5. Правильность оформления результатов выездных и повторных выездных налоговых проверок, проводимых в порядке контроля за деятельностью налоговых органов, в соответствии со ст. 100 Кодекса, Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", Регламентом проведения выездных налоговых проверок, утвержденным приказом МНС России от 10.11.2000 N БГ-14-16/353дсп:
своевременность вынесения налоговым органом решений по результатам проверок;
полноту применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
исполнение налоговым органом порядка взыскания доначисленных в ходе выездных налоговых проверок сумм НДС, пени, налоговых санкций;
своевременность доведения до налогоплательщика решений руководителя налогового органа;
своевременность направления требований об уплате доначисленных сумм НДС и пени;
правомерность применения налоговых санкций в соответствии со статьями 120, 122 Кодекса;
правомерность привлечения к административной ответственности в соответствии с п. 12 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.01 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"
5.6. Правомерность и своевременность принятых решений по жалобам и возражениям налогоплательщиков по материалам выездных налоговых проверок в части налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5.7. Правильность отбора налогоплательщиков к проведению повторной выездной налоговой проверки, проводимой в порядке контроля за деятельностью налоговых органов, в соответствии со следующими критериями:
доначисления в крупных размерах сумм НДС по материалам выездных налоговых проверок;
нарушения и недостатки, выявленные при анализе правильности оформления актов выездных налоговых проверок (отсутствие ссылок на первичные бухгалтерские документы и др.);
нарушения, установленные при проведении камерального анализа налоговой отчетности организаций;
организации, пользующиеся освобождением от налогообложения;
организации, систематически заявляющие по данным налоговой отчетности к возмещению из бюджета суммы НДС и не пользующиеся освобождением от налогообложения;
организации, осуществляющие экспортные поставки;
материалы информационной базы данных о налогоплательщиках;
материалы, полученные от других налоговых и контролирующих органов;
нарушения, установленные в ходе рассмотрения жалоб, поступивших от налогоплательщиков;
характерные нарушения, установленные в ходе проведения комплексных и тематических проверок, отмеченные в обзорных письмах МНС России;
соблюдение порядка и сроков передачи дел в ФСНП России по фактам, выявленным в ходе выездной налоговой проверки.
Перечень основных нормативных правовых и ведомственных актов,
используемых при проверке налоговых органов:
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость";
Закон Российской Федерации от 14.06.95 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 N 688 "Об утверждении правил возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам) производственного назначения, используемым при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализуемых в рамках безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих с ними членов их семей", доведенное письмом МНС России от 22.01.2001 N ВГ-6-06/50;
Инструкция Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость";
Приказ МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318 "Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок";
Приказ МНС России от 31.10.2000 N БГ-3-12/375 "О постановке на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость";
Приказ МНС России от 29.01.2001 N БГ-3-03/23 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", зарегистрированный Минюстом России 14.02.01 N 2574;
Приказы МНС России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость и Инструкции по их заполнению", от 26.12.2001 N БГ-3-03/572 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость", от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 "Об утверждении инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость";
Регламент проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, утвержденный Министром Российской Федерации по налогам и сборам 28.01.99;
Инструкция МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах";
Регламент проведения выездных налоговых проверок, утвержденный приказом МНС России от 10.11.2000 N БГ-14-16/353дсп:
Регламент проведения нижестоящих налоговых органов, утвержденный приказом МНС России от 16.02.2001 N БГ-14-17/18дсп;
Указания о направлениях проведения проверок нижестоящих налоговых органов, утвержденные и доведенные до налоговых органов приказом МНС России от 19.09.2001 N ВГ-14-12/114дсп;
Методические указания по проверке организации работы налоговых органов по проведению налогового контроля, утвержденные Первым заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.В.Смирновым 11.05.2001, доведенные до налоговых органов письмом МНС России от 14.05.2001 N АС-14-17/52дсп;
Методические указания по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, утвержденные Первым заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.В.Смирновым 07.05.2001, доведенные до налоговых органов письмом МНС России от 07.05.2001 N АС-6-16/369@;
Временные методические указания по организации контроля за правильностью возмещения сумм налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам, утвержденные Первым заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам В.В.Гусевым, доведенные до налоговых органов письмом от 29.06.2000 N ВГ-14-16/285дсп;
Методические рекомендации по контролю за применением налогоплательщиками налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и возмещением (зачетом, возвратом) сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), утвержденные и доведенные до налоговых органов приказом МНС России от 03.09.2001 N БГ-14-03/106дсп;
Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты НДС при выполнении соглашений о разделе продукции, утвержденные приказом МНС России от 10.09.2001 N ВГ-3-01/340;
Письмо МНС России от 08.10.99 N ВГ-6-06/804 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость иностранных дипломатических представительств и их персонала" (с учетом внесенных изменений и дополнений);
Письмо МНС России от 19.02.2001 N ВГ-6-06/145 "О перечне государств, в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость" (с учетом внесенных изменений и дополнений).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ от 14 июня 2002 г. N АС-6-12/832
Текст письма официально опубликован не был