Письмо ГТК РФ от 3 июля 2002 г. N 01-06/26232
"О направлении методических рекомендаций"
Приказом ГТК РФ от 2 февраля 2004 г. N 130 настоящее письмо отменено
По заключению Минюста РФ от 20 января 2004 г. N 07/479-ЮД настоящему приказу отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2004 г., N 3)
В целях обеспечения единообразного подхода при решении вопросов предоставления тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями направляем для использования в работе Методические рекомендации по применению тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.
Приложение - на 14 л.
Заместитель председателя Комитета
генерал-лейтенант таможенной службы |
А.А.Каульбарс |
Методические рекомендации
по применению тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями
1. Настоящие методические рекомендации по применению льгот по уплате ввозной таможенной пошлины при ввозе товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями (далее - Рекомендации) разработаны исходя из положений статей 34 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 "О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", других законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в области гражданского, таможенного законодательств, законодательства о налогах и сборах, о бухгалтерском учете в целях единообразного применения таможенными органами тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.
Правовые основания для применения тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 "О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", изданным в соответствии со статьями 34 и 37 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе".
В соответствии с данным постановлением, являющимся нормативным правовым актом прямого действия, товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставные (складочные) капиталы предприятий с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:
- не являются подакцизными;
- относятся к основным производственным фондам;
- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
2. При проверке каждого из условий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883, для предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, следует руководствоваться следующим:
2.1. Товары не должны быть подакцизными.
Перечень подакцизных товаров установлен в части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно письму ГТК РФ от 2 апреля 2003 г. N 01-06/14104 пункт 2.2 настоящих Методических рекомендаций по вопросам отнесения товаров к основным производственным фондам применяется в части, не противоречащей указанному письму
2.2. Товары должны относиться к основным производственным фондам.
Основные фонды (основные средства) - это понятие, относящееся к сфере бухгалтерского учета. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(1) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются:
- имущество организаций;
- обязательства организаций;
- хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Названный Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации. Такой учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 8 Федерального закона).
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (статья 9 Федерального закона).
Для целей использования льгот по уплате таможенных пошлин имеет важное значение своевременное и качественное оформление первичных учетных документов в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организации, а также достоверность содержащихся в них данных.
Кроме того, упомянутым Федеральным законом прямо предусмотрено требование о ведении обособленного учета имущества, являющегося собственностью организации, от имущества других юридических лиц, находящегося в данной организации в силу договора или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Порядок отнесения предметов к основным производственным фондам установлен соответствующими нормативными правовыми актами и методическими указаниями Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" (в том числе приказами Минфина России от 20.07.98 N 33н, от 29.07.98 N 34н, от 30.03.2001 N 26н и др.), а также Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359 (с изменениями и дополнениями).
См. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н, вступающие в силу с 1 января 2004 г.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н и зарегистрировано Минюстом России 27.08.98 (рег. N 1598). В соответствии с этим положением уставный (складочный) капитал учитывается в составе собственного капитала организации. В бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации. Сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества) учитывается не как уставный (складочный), а как добавочный капитал и отражается в бухгалтерском балансе отдельно.
В соответствии с приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" к основным средствам не относятся предметы стоимостью менее 100-кратного размера установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда (МРОТ) за единицу.
По вопросам применения МРОТ для определения лимитов стоимости объектов, относящихся к основным средствам, следует руководствоваться соответствующими разъяснениями Минфина России. В настоящее время на основании статьи 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"*(2) и в соответствии с письмом Минфина России от 08.11.2000 N 3-01-08/11-426 для определения лимитов стоимости объектов, относящихся к основным средствам, МРОТ установлен исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н (с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 28.03.2000 N 32н) единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является (1) объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или (2) отдельный конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же (3) обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
См. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н, вступающие в силу с 1 января 2004 г.
Согласно письму ГТК РФ от 2 апреля 2003 г. N 01-06/14104 пункт 2.3 настоящих Методических рекомендаций (в редакции письма ГТК РФ от 26 августа 2002 г. N 01-06/34431) по вопросам государственной регистрации применяется в части, не противоречащей указанному письму
2.3. Товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала организации.
Тарифные льготы предоставляются только в случае, если товары были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации и декларировались как товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал организации с иностранными инвестициями, до истечения сроков формирования уставного капитала организации, определенных учредительными документами или законодательством Российской Федерации.
Требования по созданию и регистрации юридических лиц, процедуре формирования уставного капитала организаций, в том числе с иностранными инвестициями, созданных в форме акционерных обществ или в форме обществ с ограниченной ответственностью, предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации.
Федеральными законами от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(3) и от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"*(4) установлены основные требования по созданию и регистрации юридических лиц, процедуре формирования уставного капитала организаций, в том числе с иностранными инвестициями, созданных в форме акционерных обществ или в форме обществ с ограниченной ответственностью.
Льготы по уплате таможенной пошлины представляются как при первоначальном формировании уставного капитала организации с иностранными инвестициями, так и при увеличении уставного капитала организации в порядке, предусмотренном вышеназванными Федеральными законами.
В соответствии с Федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" акционерное общество (или общество с ограниченной ответственностью) считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, что соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" учредительным документом акционерного общества является устав общества, который должен содержать сведения о размере уставного капитала общества. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акции общества, приобретенных акционерами. Договор о создании акционерного общества не является учредительным документом общества.
Уставный капитал акционерного общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. В устав общества вносятся изменения, связанные с увеличением уставного капитала, либо устав общества утверждается в новой редакции.
Акции общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества, при этом не менее 50 процентов акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Дополнительные акции общества должны быть оплачены в течение срока, определенного в соответствии с решением об их размещении (статья 34 Федерального закона "Об акционерных обществах" в редакции Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2002).
Выпуск акций (при учреждении общества, при увеличении уставного капитала общества) должен соответствовать требованиям Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссий, утверждаемых Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Постановлением ФКЦБ от 13 августа 2003 г. N 03-35/пс Стандарты эмиссии, утвержденные постановлением ФКЦБ от 17 сентября 1996 г. N 19, признаны утратившими силу
См. Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные постановлением ФКЦБ от 18 июня 2003 г. N 03-30/пс
Оплата акций может осуществляться неденежными средствами - имуществом. Форма оплаты акций при учреждении акционерного общества определяется уставом общества, а дополнительных акций - решением об их размещении. При этом в случаях, оговоренных в статье 34 Федерального закона "Об акционерных обществах", необходима денежная оценка независимым оценщиком (аудитором) имущества, вносимого в оплату акций.
Согласно Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью" учредительными документами общества с ограниченной ответственностью является учредительный договор, заключаемый учредителями общества, и устав общества, который должен содержать сведения о размере уставного капитала общества. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества и номинальная стоимость долей участников общества определяются в валюте Российской Федерации.
На момент государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее, чем наполовину. Участники общества должны внести вклады в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. Увеличение уставного капитала общества допускается после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала общества может осуществляться в том числе за счет дополнительных вкладов участников общества. Сроки и порядок внесения дополнительных вкладов участниками общества определены в п.1 ст.19 названного Федерального закона. Вкладом в уставный капитал общества может быть имущество, передаваемое участником общества. При этом в случаях, оговоренных в статье 15 Федерального закона, необходима денежная оценка указанного вклада, определяемая независимым оценщиком.
В случае ввоза товаров в качестве дополнительного вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, до государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы общества, тарифные льготы в отношении таких товаров не предоставляются. При представлении таможенному органу, производившему таможенное оформление таких товаров, зарегистрированных изменений и дополнений в учредительные документы, определяющих сроки увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, а также иных документов, необходимых для принятия решения о применении данных льгот, суммы уплаченных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, предоставляются в случае увеличения уставного капитала:
- за счет дополнительных вкладов участников общества - в течение двух месяцев со дня принятия общим собранием участников общества решения об увеличении уставного капитала, если уставом общества или решением общего собрания участников общества не установлен иной срок;
- за счет дополнительного вклада участника (участников) и (или) за счет вклада иностранного инвестора, принимаемого в общество (в неденежной форме) - в течение сроков, определенных решением общего собрания общества об увеличении уставного капитала, но не позднее шести месяцев с момента принятия такого решения.
В соответствии с вышеназванными федеральными законами учредительные документы акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, а также все изменения и дополнения к учредительным документам обществ приобретают силу для третьих лиц (в том числе для таможенных органов) с момента государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Государственная регистрация организаций с иностранными инвестициями (в том числе созданных в форме акционерных обществ или в форме обществ с ограниченной ответственностью) и их учредительных документов регулируется следующим образом.
Государственная регистрация коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 тысяч рублей (с учетом деноминации), осуществляется Государственной регистрационной палатой Российской Федерации при Минюсте России (далее - ГРП России), действующей на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.94 N 655 "О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации", от 05.09.98 N 1034 "О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации", Государственную регистрацию коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает 100 тысяч рублей (с учетом деноминации), производят регистрирующие органы субъектов Российской Федерации согласно постановлению Правительства РСФСР от 28.11.91 N 26 "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями"*(5). Указанный порядок применяется до введения в действие с 01.07.2002 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации лиц"*(6) и Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"*(7).
Процедура регистрации организаций с иностранными инвестициями считается завершенной с момента внесения в Государственный реестр коммерческих организаций с иностранными инвестициями, ведение которого возложено на ГРП России. ГРП России выдает соответствующее свидетельство о регистрации. В случае внесения изменений и дополнений в учредительные документы организации с иностранными инвестициями ГРП России выдает соответствующие свидетельства о регистрации таких изменений.
Государственная регистрация изменений и дополнений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью осуществляется после представления органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, документов, подтверждающих внесение дополнительных вкладов в полном объеме.
3. С учетом пункта 2 настоящих Методических рекомендаций, при ввозе товаров в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций с иностранными инвестициями, созданных в форме акционерных обществ, тарифные льготы могут быть предоставлены лишь при том условии, что учредительными документами предусмотрена оплата акций товарами (имуществом). При ввозе товаров в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций с иностранными инвестициями, созданных в иных формах, льготы могут быть предоставлены лишь при том условии, что учредительными документами организаций установлена возможность имущественного вклада в уставный (складочный) капитал.
Для принятия решения о возможности применения тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в таможенный орган должны быть представлены документы, подтверждающие возможность применения таких льгот, в частности, перечень ввозимых иностранным инвестором товаров, прошедшие государственную регистрацию учредительные документы организации с внесенными изменениями и дополнениями (в случае, если такие изменения и дополнения вносились), свидетельство о регистрации и внесении в Государственный реестр коммерческих организаций, выдаваемое ГРП России (для коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 тысяч рублей), либо документов, подтверждающих государственную регистрацию регистрирующими органами субъектов Российской Федерации (для коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает 100 тысяч рублей), документы, позволяющие сделать однозначный вывод о том, что товары являются вкладом иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организации, не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам (например, технические описания ввозимых товаров, товаросопроводительные документы, документы, позволяющие проверить соответствие ввозимых товаров товарам, заявленным в учредительных документах в качестве вклада в уставный (складочный) капитал), иные документы, необходимые для таможенных целей.
При решении вопросов о предоставлении тарифных льгот следует учитывать общую стоимость товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.
При этом если в учредительных документах организации с иностранными инвестициями определена номенклатура ввозимых товаров и их стоимость, учет стоимости ввезенных товаров производится на основании стоимости, установленной учредителями в этих документах. Если в учредительных документах оговорен только размер вклада учредителя без конкретного перечня товаров и их количества, учет стоимости ввезенных товаров производится на основании таможенной стоимости товаров.
В соответствии с приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н в составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы. В бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации. Сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно. В этой связи в случае превышения стоимости ввозимых товаров над номинальной стоимостью акций, в части превышения подлежат взиманию таможенные пошлины.
4. При решении вопроса о предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (далее - кредитные организации), таможенные органы учитывают порядок и условия государственной регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями, а также порядок и сроки формирования уставного капитала таких организаций, установленных данным законом, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.
5. В соответствии с приказом ГТК России от 19.03.92 N 90 "О местах таможенного оформления товаров" таможенное оформление товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями с применением льгот по уплате таможенных платежей, производится в таможенных органах, в регионе деятельности которых расположены такие организации, что соответствует положениям статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В случае возникновения необходимости проведения таможенного оформления таких товаров в иных таможенных органах, в частности, в таможенных органах, в регионе деятельности которых находятся филиалы коммерческих организаций с иностранными инвестициями, таможенное оформление с применением тарифных льгот может производиться по письменному разрешению ГТК России, который устанавливает порядок осуществления контроля за целевым использованием товаров в каждом конкретном случае.
Сомнения должностных лиц таможенного органа в правомерности применения тарифных льгот в отношении товаров, заявляемых при таможенном оформлении в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации с иностранными инвестициями, не могут являться основанием для запрещения выпуска таких товаров. Таможенное оформление товаров производится в соответствии с заявленным декларантом таможенным режимом при условии уплаты таможенных платежей, предусмотренных таким режимом. Уплаченные суммы таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в установленном законодательством Российской Федерации по налогам и сборам порядке при представлении в таможенный орган, производивший таможенное оформление таких товаров, всех необходимых документов, подтверждающих возможность применения тарифных льгот.
6. После выпуска в свободное обращение товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями, таможенные органы в соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляют контроль за использованием таких товаров в целях, в связи с которыми были предоставлены данные льготы. При осуществлении такого контроля необходимо руководствоваться положениями соответствующих нормативных правовых актов в области налогового, таможенного, гражданского законодательств, законодательства о бухгалтерском учете.
При необходимости региональные таможенные управления в рамках действующего законодательства Российской Федерации и правовых актов ГТК России могут устанавливать для таможен подведомственного региона технологические схемы осуществления контроля за применением тарифных льгот, и целевым использованием товаров, в отношении которых предоставлены такие льготы.
Определение исключительного перечня случаев нарушения целевого использования товаров, ввезенных в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, не представляется возможным с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации. Вопросы нецелевого использования товаров решаются в каждом конкретном случае в отношении конкретных организаций.
Одним из условий целевого использования вышеназванных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883, рассматривается учет таких товаров на балансе организаций в качестве основных производственных средств (фондов). После условного выпуска товаров в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится организация, в установленный срок должны быть представлены учетные бухгалтерские документы (заверенные подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью организации) о принятии данных товаров к бухгалтерскому учету в качестве основных производственных фондов (т.е. об отнесении на соответствующие статьи раздела "Основные средства") в порядке, предусмотренном правовыми актами в сфере законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
При осуществлении контроля за целевым использованием рассматриваемых товаров рекомендуется принимать во внимание следующее:
а) в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации отчуждение - передача имущества в собственность другого лица (возмездная/безвозмездная) является одним из способов осуществления собственником правомочия распоряжения принадлежащим ему имуществом. Отчуждение осуществляется главным образом по воле собственника на основе договора, заключенного им с приобретателем имущества.
Отчуждение условно выпущенных товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями, в том числе реализация таких товаров любым способом (за исключением передачи в аренду), допускается в соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса Российской Федерации только с разрешения таможенного органа при условии уплаты условно начисленных таможенных платежей и выполнения иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 установлено, что в случае реализации товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями и в отношении которых предоставлены тарифные льготы, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Если распоряжение товарами производилось без разрешения таможенного органа, то подлежат начислению и взиманию пени в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации по налогам и сборам;
б) передача товара, ввезенного в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями со льготами по уплате таможенных платежей, в аренду третьему лицу по гражданско-правовому договору не может рассматриваться как использование товара в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, поскольку аренда не является реализацией товаров согласно действующему гражданскому законодательству Российской Федерации, и товар, сданный в аренду, учитывается на балансе арендодателя. При этом условиями договора аренды либо дополнительного соглашения сторон может быть предусмотрен переход в последующем права собственности на сданное в аренду имущество к арендатору (статья 624 Гражданского кодекса Российской Федерации). В таких случаях условие целевого использования таких товаров будет нарушено после передачи имущества с баланса организации с иностранными инвестициями (арендодателя) на баланс арендатора;
в) передача товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями с применением тарифных льгот, в общую долевую собственность по договору простого товарищества (договору совместной деятельности), допускается в соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса Российской Федерации только с разрешения таможенного органа при условии уплаты условно начисленных таможенных платежей по нижеследующим основаниям.
В соответствии со статьей 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели, поэтому предмет и цели деятельности на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) не предусматривают утверждения и регистрации учредительных документов (устава).
Переданные по договору простого товарищества товары используются согласно договору в интересах всех товарищей - участников договора, включая те организации, которые по правовому статусу не являются коммерческими организациями с иностранными инвестициями.
В соответствии с приказом Минфина России от 24.12.98 N 68н "Об утверждении указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, и указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества" (зарегистрирован Минюстом России 14.01.99, рег. N 1682), вклады товарищей в бухгалтерском учете отражаются в оценке, предусмотренной договором простого товарищества, в зависимости от срока заключенного договора:
на срок менее 12 месяцев - на счете 58 "Краткосрочные финансовые вложения";
на срок более 12 месяцев - на счете 06 "Долгосрочные финансовые вложения".
Для этого к счетам 58 "Краткосрочные финансовые вложения" и 06 "Долгосрочные финансовые вложения" вводится отдельный субсчет "По договору простого товарищества", внутри которого ведется аналитический учет по каждому договору простого товарищества и видам вкладов.
Передача имущества в счет вкладов по договору простого товарищества осуществляется по стоимости, по которой оно отражено в бухгалтерском балансе у организации - товарища на дату вступления договора в силу.
При этом по дебету счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация основных средств", 48 "Реализация прочих активов" в зависимости от вида передаваемого имущества отражается его первоначальная стоимость в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета объектов имущества (01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 40 "Готовая продукция", 41 "Товары" и др.).
По кредиту счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация основных средств", 48 "Реализация прочих активов" в корреспонденции с дебетом счетов 58 "Краткосрочные финансовые вложения" или 06 "Долгосрочные финансовые вложения" показывается оценка вклада согласно договору простого товарищества. Одновременно сумма начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам списывается с дебета счетов 02 "Износ основных средств" и 05 "Амортизация нематериальных активов" в кредит счетов 47 "Реализация основных средств", 48 "Реализация прочих активов".
Выявленное сальдо по счетам реализации списывается на счет 80 "Прибыли и убытки".
Таким образом, передача этих товаров по указанному договору рассматривается как нецелевое использование таких товаров собственником - коммерческой организацией с иностранными инвестициями, что влечет уплату условно начисленных сумм таможенных пошлин, а также взимание пеней.
Кроме того, договор простого товарищества не может служить основанием для передачи тарифных льгот, поскольку не является учредительным документом;
г) в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации слияние, присоединение являются формами реорганизации юридических лиц.
На основании статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом, а при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Юридические лица при реорганизации в форме слияния прекращают свою деятельность с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к вновь возникшему юридическому лицу. При реорганизации в форме присоединения прекращается деятельность присоединенного юридического лица, права и обязанности которого переходят в порядке правопреемства к первому юридическому лицу.
В случае реорганизации в указанных формах коммерческой организации с иностранными инвестициями товары, ввезенные в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал такой организации, в отношении которых представлены тарифные льготы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883, могут быть переданы в соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса Российской Федерации с разрешения таможенного органа, осуществляющего контроль за условно выпущенными товарами, вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу без уплаты таможенных пошлин при выполнении совокупности следующих условий:
- передача товаров осуществляется в соответствии с передаточным актом;
- учредителем вновь возникшего юридического лица является иностранный инвестор;
- вновь возникшее юридическое лицо по правовому статусу является коммерческой организацией с иностранными инвестициями;
- передача товаров осуществляется только в качестве вклада иностранного инвестора (учредителя) в уставный (складочный) капитал вновь возникшего юридического лица;
- передача товаров по бухгалтерским документам производится на баланс вновь возникшего юридического лица в качестве основных производственных фондов;
- решение вопросов правопреемства соответствующих обязательств перед таможенными органами (например, путем внесения в зарегистрированные учредительные документы возникшего юридического лица положений о переходе к этому лицу обязательств перед третьим лицом - таможенным органом);
д) при ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями, а также при уменьшении ее уставного капитала в связи с выходом (продажей акций, продажей или уступкой доли) иностранного инвестора, в качестве вклада которого в уставный (складочный) капитал такой организации были ввезены товары, из числа учредителей организации, распоряжение товарами, ранее ввезенными в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации с льготами по уплате таможенных платежей, допускается в соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса Российской Федерации только с разрешения таможенного органа при условии уплаты условно начисленных таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев вывоза таких товаров (для возврата иностранным инвесторам) с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их обратном ввозе.
Публикации о ликвидации и о признании несостоятельными (банкротами) организаций, в уставные (складочные) капиталы которых в качестве вкладов иностранных инвесторов ввозились товары, имеются в печатных органах, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, либо в Вестнике Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. При опубликовании объявления о ликвидации организации, таможенный орган, в регионе деятельности которого находится эта организация, вправе предъявить ликвидационной комиссии либо (в случае назначения арбитражным судом санации организации) конкурсному управляющему требования об уплате условно начисленных сумм таможенных платежей в отношении ввезенных в качестве вклада в уставный капитал организации товаров;
е) в случае помещения товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями, ранее оформленных в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения с условным начислением таможенных платежей, под таможенный режим экспорта (ст.97 Таможенного кодекса Российской Федерации) с целью фактического вывоза, к таким товарам применяются в полном объеме нормативные правовые акты ГТК России, регулирующие процедуру доставки товаров, находящихся под таможенным контролем.
Помещение таких условно выпущенных товаров под таможенный режим экспорта не является использованием товаров в иных целях, в связи с которыми были предоставлены тарифные льготы, поскольку в данном случае указанные товары подлежат перемещению за пределы таможенной территории Российской Федерации. В этой связи условно начисленные суммы таможенных пошлин в отношении данных товаров взиманию не подлежат.
10. Рассмотрение вопросов применения тарифных льгот отделами таможенных платежей таможенных органов рекомендуется осуществлять во взаимодействии с правовыми отделами и в соответствии с действующими на момент принятия решения о предоставлении тарифных льгот правовыми актами в области таможенного, гражданского законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства о бухгалтерском учете.
------------------------------
*(1) Опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 25.11.96, N 48, ст.5369, 27.07.98, N 30, ст.3619, 01.04.2002, N 13, ст.1179
*(2) Опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.2000, N 26, ст.2729; 06.05 2002, N 18, ст.1722
*(3) Опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 01.01.96, N 1, ст.1; 17.06.96 N 25, ст.2956; 31.05.99, N 22, ст.2672, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3423
*(4) Опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 16.02.98, N 7, ст.785; 13.07.98, N 28, ст.3261; 04.01.99, N 1, ст.2
*(5) Опубликовано: Собрание постановлений Российской Федерации, N 1-2, ст.6
*(6) Опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст.3431
*(7) Опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 25.03.2002, N 12, ст.1093
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 3 июля 2002 г. N 01-06/26232 "О направлении методических рекомендаций"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2002 г., N 9
Приказом ГТК РФ от 2 февраля 2004 г. N 130 настоящее письмо отменено
Согласно письму ГТК РФ от 2 апреля 2003 г. N 01-06/14104 пункт 2.2 Методических рекомендаций, направленных настоящим письмом, по вопросам отнесения товаров к основным производственным фондам применяется в части, не противоречащей указанному письму
По заключению Минюста РФ от 20 января 2004 г. N 07/479-ЮД настоящему приказу отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2004 г., N 3)