Приказ Минтранса РФ от 24 июля 2002 г. N 101
"О реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"
Приказом Минтранса России от 11 января 2011 г. N 11 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589) и во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4794) и от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст.2241) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.
2. Возложить на федеральное государственное учреждение "Российский Речной Регистр" проведение проверок за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого раздела Российского регистра гидротехнических сооружений.
Министр |
С.Франк |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июля 2002 г.
Регистрационный N 3634
Правила
проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений
(утв. приказом Минтранса РФ от 24 июля 2002 г. N 101)
I. Общие положения
1. Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"*(1) (далее - Закон) и во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений"*(2), от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации"*(3) и от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений"*(4).
Настоящие Правила определяют организацию и проведение надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС).
2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном Законом.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
II. Организация государственного надзора за безопасностью СГТС
3. Государственный надзор за безопасностью СГТС обеспечивает Минтранс России (далее - орган надзора).
4. Орган надзора выполняет следующие функции:
- организация разработки и утверждение правил безопасности СГТС, утверждение критериев их безопасности;
- организация проверок СГТС;
- выдача предписаний об обеспечении безопасности СГТС, а также предписаний о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации СГТС;
- установление во взаимодействии с МЧС России перечня экспертных центров, имеющих право проведения экспертизы деклараций безопасности СГТС, дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности СГТС и методики их составления, формы деклараций безопасности, перечня подлежащих декларированию объектов, графика представления деклараций безопасности;
- установление квалификационных требований к специалистам, включенным в состав экспертных комиссий, определение порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий, организация обучения экспертов и обмена опытом их работы;
- рассмотрение деклараций безопасности СГТС и заключений экспертных комиссий, их утверждение;
- выдача разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации СГТС, либо на его консервацию или ликвидацию;
- формирование и ведение отраслевого раздела Регистра гидротехнических сооружений (далее - Регистр СГТС) и базы данных деклараций безопасности СГТС;
- согласование использования территорий СГТС, русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для осуществления хозяйственной или иной деятельности;
- участие в размещении СГТС, согласовании заданий на проектирование, проектов строительства и реконструкции СГТС, контроле качества их строительства, приемке в эксплуатацию, а также в согласовании правил эксплуатации СГТС;
- участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области безопасности СГТС;
- иные функции, предусмотренные законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
5. Организация, осуществление, координация и контроль мероприятий, направленных на обеспечение надзора за безопасностью СГТС, возлагаются на Департамент внутренних водных путей (далее - ДВВП).
6. При осуществлении надзора и контроля за безопасностью СГТС проводятся проверки деятельности эксплуатирующих и подрядных организаций при эксплуатации СГТС, их строительстве, реконструкции, восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности СГТС.
Проверки проводятся должностными лицами федеральных государственных учреждений, подведомственных Минтрансу России, перечень которых определяется в установленном Министерством порядке.
По результатам проверок оформляются акты, в которых дается заключение о соответствии состояния СГТС декларации безопасности и назначаются мероприятия, направленные на устранение нарушений норм и правил безопасности СГТС, а также условий лицензий, необходимых при осуществлении деятельности по их проектированию, строительству и эксплуатации. Кроме того, в акте указываются:
- данные о проверяемом объекте и эксплуатирующей организации;
- дата и место проведения проверки;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку;
- сведения о выявленных нарушениях;
- сведения об ознакомлении с актом представителя эксплуатирующей организации, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, и акт подписывается должностным лицом (лицами), проводившим проверку.
При наличии нарушений норм и правил безопасности СГТС ДВВП может принять решение о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации гидротехнических сооружений, а также об аннулировании разрешения на эксплуатацию.
7. Декларация безопасности СГТС или заявление эксплуатирующей организации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях) является основанием для государственной регистрации гидротехнического сооружения. При внесении последнего в Регистр СГТС эксплуатирующей организации направляется письменное извещение о регистрации СГТС и присвоении ему соответствующего кода.
8. После утверждения декларации безопасности СГТС ДВВП выдает эксплуатирующей организации разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию, восстановление, консервацию или ликвидацию.
9. При аннулировании разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС его безопасность обеспечивается эксплуатирующей организацией в соответствии с предписанием ДВВП. При этом эксплуатирующая организация разрабатывает и выполняет мероприятия по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС.
Обеспечение безопасности СГТС, которое подлежит консервации или ликвидации, осуществляется эксплуатирующей организацией в соответствии с разрешением на консервацию или на вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения с целью его ликвидации, а также в соответствии с предписанием ДВВП о консервации или ликвидации СГТС.
10. Надзор и контроль за безопасностью СГТС осуществляются государственными инспекторами, которые при осуществлении своих функций имеют право:
- беспрепятственно посещать СГТС, знакомиться с материалами по вопросам их безопасности и организации технического контроля;
- рассматривать в пределах своей компетенции случаи нарушения норм и правил безопасности СГТС;
- давать обязательные для исполнения эксплуатирующими организациями предписания об обеспечении безопасности СГТС и контролировать их исполнение в установленные сроки;
- проверять деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек, каналов и на прилегающих к ним территориях и акваториях в границах гидроузла, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие на безопасность СГТС;
- участвовать в работе комиссий по приемке СГТС в эксплуатацию, расследовании причин аварий, аварийных происшествий и чрезвычайных ситуаций, а также во внеочередных осмотрах и комиссионных обследованиях, организуемых эксплуатирующими организациями;
- получать от эксплуатирующих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на них функций.
Перечень должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за безопасностью СГТС, определяется в установленном Минтрансом России порядке.
11. Лица, осуществляющие надзор и контроль за безопасностью СГТС, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей и за правильное использование предоставленных им прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Проверки СГТС
12. На СГТС могут проводиться инспекционные, общие и целевые проверки.
13. Инспекционные проверки выполняются в случаях, когда при рассмотрении ДВВП декларации безопасности и заключения экспертной комиссии выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении уровня безопасности СГТС.
14. Общие и целевые проверки выполняются в соответствии с планом, утвержденным ДВВП. Для проведения проверок могут привлекаться подведомственные органу надзора государственные учреждения с учетом их функций и компетенции.
15. Общая проверка проводится на эксплуатируемом объекте один раз в год с целью оценки соблюдения норм и правил безопасности СГТС.
16. Эксплуатирующая организация перед общей проверкой готовит справку об изменении характеристик СГТС по позициям информационных материалов, которые предусмотрены Инструкцией о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений*(5). Достоверность этих данных подтверждается в ходе проверки.
17. Общая проверка проводится по базовой программе (приложение к настоящим Правилам), в которую могут вноситься дополнения, обусловленные необходимостью проверки информационных данных о СГТС и соответствия фактического состояния сооружения декларации безопасности.
18. На основании акта общей проверки в установленном порядке вносятся, при необходимости, изменения в Регистр СГТС.
19. Задачей целевых проверок является оценка обеспечения эксплуатирующими и подрядными организациями безопасности строящихся, эксплуатируемых, реконструируемых, восстанавливаемых, консервируемых или ликвидируемых СГТС, а также оценка условий лицензий на виды деятельности, осуществляемые на этих сооружениях. На сооружениях с уровнем безопасности ниже нормального могут проводиться целевые проверки по основным позициям базовой программы.
20. Сроки проведения (периодичность) целевых проверок устанавливаются планом в зависимости от состояния сооружения и уровня его безопасности, графика ремонтно-восстановительных и строительно-монтажных работ, сроков выполнения эксплуатирующими и подрядными организациями мероприятий по обеспечению безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности, актах предыдущих проверок, рекомендациях комиссий по осмотрам и обследованиям, а также от других факторов.
21. Первая целевая проверка эксплуатируемого СГТС проводится перед его внесением в Регистр СГТС. Целью этой проверки является оценка полноты и качества информационных материалов о сооружении, представленных эксплуатирующей организацией. С учетом результатов проверки в установленном порядке сооружение включается в Регистр СГТС.
IV. Разработка и проведение экспертизы деклараций безопасности
22. Перечень подлежащих декларированию объектов со сроками составления деклараций безопасности и перечень экспертных центров устанавливаются ДВВП во взаимодействии с МЧС России и утверждаются приказом Минтранса России. Контроль сроков представления деклараций безопасности осуществляет ДВВП.
23. Декларация безопасности представляется декларантом в экспертный центр, имеющий право проведения государственной экспертизы деклараций безопасности СГТС.
24. После проведения в установленном порядке экспертизы декларации безопасности экспертный центр направляет экспертное заключение (два экземпляра) и декларацию в ДВВП. Контроль сроков проведения экспертизы осуществляет ДВВП. Заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы декларации безопасности после его утверждения ДВВП.
25. В случае отрицательного заключения экспертизы ДВВП возвращает декларацию безопасности и один экземпляр экспертного заключения декларанту, который имеет право в установленном порядке потребовать проведения повторной государственной экспертизы.
26. При положительном заключении экспертизы ДВВП выносит решение об утверждении декларации безопасности.
Утвержденные оригиналы (подлинники) декларации безопасности и разрешения на эксплуатацию (ввод и вывод из эксплуатации, консервацию, ликвидацию) с установленным сроком их действия, заключения экспертизы ДВВП направляет декларанту. Последний представляет копии декларации безопасности, разрешения и заключения экспертизы в подведомственное органу надзора государственное учреждение, которое ведет базу данных деклараций безопасности, производит анализ результатов декларирования СГТС, готовит предложения по дополнительным требованиям к содержанию декларации безопасности, методике ее составления и формам представляемых материалов.
V. Учет и анализ результатов надзора и контроля за безопасностью СГТС
27. Результаты надзора и контроля за безопасностью СГТС должны учитываться, обобщаться и анализироваться в целях разработки и реализации мероприятий по обеспечению безопасности СГТС.
28. Учету и анализу подлежат:
- акты, выдаваемые по результатам проверок;
- уведомления эксплуатирующих организаций об устранении нарушений норм и правил безопасности СГТС;
- результаты деятельности, проводимой в соответствии с настоящими Правилами;
- сведения о состоянии безопасности СГТС по результатам работы за год;
- сведения о ходе декларирования безопасности СГТС и предложения о необходимости корректировки графика декларирования.
29. При проведении анализа результатов надзора и контроля следует:
- классифицировать выявленные нарушения безопасности по принадлежности к конкретному виду СГТС, классу, нормативным правовым, нормативно-техническим и другим актам в области обеспечения безопасности;
- учитывать и обобщать результаты расследований нарушений норм и правил безопасности СГТС, делать выводы о причинах и условиях установленных нарушений;
- устанавливать причины невыполнения назначенных мероприятий, направленных на устранение нарушений норм и правил безопасности СГТС, и подводить результаты принятых мер по их исполнению;
- формулировать комплекс проблемных вопросов по обеспечению безопасности СГТС;
- давать характеристику состояния безопасности СГТС, находящихся на балансе Бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте и федерального унитарного предприятия "Канал имени Москвы".
------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4794.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст.2241.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 46, ст.5698.
*(5) Утверждена МПР России, Минтопэнерго России, Минтрансом России и Госгортехнадзором России, N 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а, зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 1999 г., регистрационный N 1858.
Приложение
к Правилам
Базовая программа
общей проверки судоходных гидротехнических сооружений
Проверка судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) осуществляется по следующим позициям:
1) наличие разрешительной и технической документации;
2) оснащенность СГТС контрольно-измерительной аппаратурой (КИА);
3) организация технического контроля состояния СГТС;
5) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС;
6) готовность к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций.
1) Наличие разрешительной и технической документации
Проверяется наличие разрешения на эксплуатацию СГТС, а также соответствие наличия, комплектации, сроков действия и порядка ведения технической документации требованиям действующих руководящих документов.
2) Оснащенность СГТС контрольно-измерительной аппаратурой (КИА)
Проверяются:
- соответствие количества и номенклатуры работоспособной КИА проекту;
- оценка достаточности имеющейся КИА для осуществления надежного контроля состояния СГТС и своевременного выявления повреждений и процессов, которые могут привести к аварийной ситуации;
- выполнение графика проверок КИА и ее метрологического контроля.
3) Организация технического контроля состояния СГТС
Проверяются:
- структура подразделений эксплуатирующей организации, осуществляющих технический контроль состояния СГТС, укомплектованность персоналом этих подразделений и соответствие уровня его профессиональной подготовки квалификационным требованиям;
- выполнение правил технической эксплуатации в части контроля технического состояния СГТС;
- оценка достаточности для обеспечения безопасности СГТС видов, объемов, периодичности натурных наблюдений (инструментальных, визуальных) и контрольно-профилактических мероприятий, осуществляемых эксплуатирующей организацией (осмотры, обследования, осушения камер и т.п.);
- порядок оценки безопасности СГТС по результатам наблюдений (регулярность оценки, анализ данных и разработка рекомендаций по обеспечению надежности и безопасности СГТС, контроль со стороны руководства эксплуатирующей организации, привлечение специализированных научно-исследовательских и проектных организаций для решения сложных вопросов эксплуатации и оценки безопасности СГТС);
- наличие компьютерных систем мониторинга СГТС.
4) Состояние СГТС
Проверке подлежат:
- соответствие фактических режимов работы СГТС принятым в проекте (с учетом возможных изменений);
- соответствие параметров СГТС, влияющих на его безопасность, проекту и требованиям действующих нормативных документов;
- наличие проектной документации на конструктивные изменения СГТС;
- наличие утвержденных критериев безопасности СГТС;
- соответствие значений показателей состояния СГТС утвержденным критериям безопасности СГТС;
- соответствие качественного уровня безопасности СГТС указанному в информационных данных и действующей декларации безопасности.
5) Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС
Проверяются:
- выполнение планов-графиков наблюдений и обследований СГТС;
- выполнение мероприятий по обеспечению и повышению безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности;
- выполнение рекомендаций комиссий по инспекторским осмотрам и специальным обследованиям;
- выполнение мероприятий по обеспечению надежности и безопасности СГТС, регламентированных приказами и распоряжениями вышестоящих организаций;
- выполнение мероприятий, назначенных по итогам предыдущих проверок;
- выполнение правил технической эксплуатации СГТС в части подготовки персонала (обучение и повышение квалификации, противоаварийные тренировки, проверка знаний).
6) Готовность к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций
Проверяются:
- наличие на СГТС плана, согласованного с региональными органами ГО и ЧС, органами исполнительной власти и местного самоуправления, по совместной ликвидации гидродинамических аварий и их последствий с участием спецподразделений и с использованием материально-технических средств региона;
- наличие плана оперативных действий эксплуатационного персонала СГТС при ликвидации аварийных ситуаций, знание этого плана персоналом в пределах своей компетенции.
- наличие средств связи с персоналом СГТС, а также системы оповещения населения при угрозе прорыва напорного фронта;
- наличие на СГТС сведений о произошедших за время эксплуатации отказах, повреждениях и авариях, причинах их возникновения и признаках проявления на начальных стадиях развития;
- наличие на СГТС типовых конструктивно-технологических решений или рекомендаций по предотвращению развития и по ликвидации возможных опасных повреждений и аварийных ситуаций, знание этих материалов эксплуатационным персоналом в пределах своей компетенции;
- наличие необходимых резервов строительных материалов, оборудования, комплектующих и запасных частей, а также возможности оперативного задействования землеройной техники, автотранспорта, механизмов и водолазных средств для ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций;
- состояние дорог, мостов и подъездов в районе расположения и на территории СГТС, состояние аварийных выходов для персонала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минтранса РФ от 24 июля 2002 г. N 101 "О реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июля 2002 г.
Регистрационный N 3634
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 13 августа 2002 г. N 149-150, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 августа 2002 г. N 34, в газете "Транспорт России" от 23-29 сентября 2002 г., N 39
Приказом Минтранса России от 11 января 2011 г. N 11 настоящий приказ признан утратившим силу