Письмо МНС РФ от 12 апреля 2001 г. N 08-1-07/769-И702
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.
Статьей 31 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 212 Кодекса налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Пунктом 2 статьи 224 Кодекса предусмотрено, что налоговая ставка устанавливается в размере 35% по суммам экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Кодекса. При получении кредитных средств с сумм экономии на процентах, превышающих указанные статьей 212 Кодекса размеры, налог исчисляется по ставке 13 процентов.
Следовательно, новый порядок налогообложения в отношении заемных (кредитных) средств, установленный частью второй Кодекса, применяется при определении материальной выгоды за пользование заемными (кредитными) средствами после 1 января 2001 года независимо от того, заключен ли указанный договор до или после 1 января 2001 года.
Причем каких-либо сомнений, противоречий или неясности актов законодательства о налогах и сборах, которые могли бы толковаться в пользу налогоплательщика, статья 212 Кодекса не содержит.
Пунктом 2 статьи 5 Кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Это положение не нарушается, поскольку перерасчет сумм полученной за период до 1 января 2001 года материальной выгоды по новому порядку (с учетом положений главы 23 Кодекса) не производится.
Учитывая изложенное, Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", не противоречит действующему законодательству.
Государственный советник |
С.Х.Аминев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ от 12 апреля 2001 г. N 08-1-07/769-И702
Текст письма официально опубликован не был